Первая ветка Краснодарского метро может пройти от ж\д вокзала вдоль улицы Красной в сторону нового микрорайона на ул. 40 лет Победы, который сейчас проектируют.
Согласно планам развития, население Краснодарской городской агломерации к 2040 году может составить 3,2 млн человек (согласно переписи население 2021 года - 1,1 млн человек, неофициально - уже свыше 2 млн человек). Сейчас проект метро в Краснодаре проходит стадию экспертизы, известно, что стоимость первой ветки порядка 95 млрд рублей. Идею строительства Краснодарского метро подтвердил и губернатор края Вениамин Кондратьев, который сослался на “современные технологии” которые теперь позволяют построить метро в столице Кубани.
Впервые о проекте строительства метрополитена в Краснодаре заговорили еще на рубеже 1970 годах. Тогда СССР жил в плановой экономике, расчеты показали, что за 20 лет Краснодар превратиться в город-миллионник и нужно заранее подумать о возможных транспортных проблемах. Это был весьма амбициозный проект, но совсем недавно в Краснодарском крае было построено Краснодарское водохранилище и партийному руководству казалось, что и метро можно вполне осилить.
Исследователи ведь не ошиблись: Краснодар уже лет пятнадцать как миллионник, а метро так и нет. Отсюда пробки по 10 баллов и связанные с этим проблемы.
По некоторым данным проектирование метрополитена в Краснодаре начали в 1982 году специалисты Московского института "Метрогипротранс". Предполагалось создать три линии метро на небольшой глубине. Никакие “низкие грунтовые воды” этому не мешали, слух об этом специально запустили позже.
Известно, что согласно этому проекту первая линия метро могла бы пройти по улицам Дзержинского, Красной и Захарова от Авиагородка до Яблоновского.
Вторая линия планировалась для соединения Славянского микрорайона с Гидростроем, чтобы разгрузить перегруженную улицу Карла Либкнехта (ныне - Ставропольская). Поезда должны были двигаться по руслу реки Карасун, которая была осушена перед началом строительства.
Третья линия была задумана для прохода через Юго-Западный микрорайон (сейчас - Юбилейный). Согласно проекту "Метрогипротранса" третья линия бы прошла под улицами Минской, Калинина, Кузнечной и Уральской с конечной станцией в Комсомольском микрорайоне.
Легенда гласит, что строительство метрополитена в Краснодаре начали в 1984 году с первой линии, на которой расположились 7 станций: «Завод Седина», «Парк Горького», «Театральная», «Центральная», «Площадь Октябрьской Революции», «Дом Союзов», «Аврора» и «Ростовская».
По непроверенным данным метростроевцам тогда поставили задачу - сдать первый участок к ноябрю 1987 года. В качестве подарка городу к 70-летию Октябрьской революции. Это были весьма сжатые сроки, руководство города и края осознавало риски неудачи и срыва сроков, поэтому про строительство метро и сроки сдачи старались в официальных речах и публикациях не говорить.
Именно поэтому сведений об истории попытки строительства метро в Краснодаре не так много, часть документов потеряна, очевидцы событий умерли. А "интернетов", которые все помнит тогда и в помине не было. Среди сохранились воспоминания, о якобы имевшемся техническом входе в подземку в районе подземного перехода возле кинотеатра "Аврора"и в районе воркзала "Краснодар-2". Нужно понимать, что в те годы Краснодар был не таким огромным мегаполисом, центр города был вообще похож на станицу, а Шоссе Нефтяников уже был окраиной. Пашковка считалась поселком, между центром и окраинами с частным сектором были пустыри.
Наверное, краевые и городские власти правильно сделали не став громко афишировать проект метро. В 1985 году началась перестройка, которая привела к проблемам с наполнением госбюджета и перестройке всех финансово-экономических отношений в стране. Поэтому в 1987 году никакого открытия метро не состоялось, не случилось оно и в 1989 году.
Последней попыткой было перенести открытие метро в Краснодаре в апреле 1990 - года, приурочив это к финалу 12-й Пятилетки. Но и это го не получилось, а потом произошел развал СССР и крах всей экономической системы. Проект Краснодарского метро к тому времени вроде бы был готов на 90%, но его пришлось заморозить, входы в уже прорытые тоннели забетонировали.
Властям в 90-е годы приходилось решать проблемы дефицита продовольствия, резкого роста безработицы, и прочего вала проблем, к которым привел крах СССР. Стало вовсе не до метро, которое в те годы могли успешно заменить появившиеся маршрутки.
А краснодарцам объяснили, что строительство метро в Краснодаре невозможно в связи “с низкими грунтовыми водами” и угрозой наводнений от Краснодарского водохранилища. Был также запущен слух о каких-то провалах и огромных пустотах под Краснодаром, которые нельзя тревожить чтобы город не провалился в Тартарары, но этот уж совсем нелепый слух быстро забыли.
Спустя 40 лет строительство Краснодарского метро снова возобновят или начнут заново. Пока нет информации от том, будет ли в этом проекте использованы старые ветки метро, которые якобы уже построены. Но это не точно.
Если у вас есть какая-то дополнительная информация напишите в комментариях. Спасибо!
Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал! Мы очень ценим вашу поддержку.