Новый закон запрещает гражданам и российским компаниям размещать рекламу на любых ресурсах иностранных агентов – на их сайтах, в блогах и социальных сетях. А СМИ запрещено рекламировать ресурсы самих иноагентов.
Тут можно посмотреть историю движения законопроекта и текст принятого закона.
Кто такие иностранные агенты?
Определение содержится в ст. 1 ФЗ от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Это российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, получившие поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющие политическую деятельность в различных формах, описанных в ст.4 указанного закона.
Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста России в специальном реестре. При этом, лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Приказом Минюста России от 29.11.2022 № 305 «Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», установлен порядок подачи заявления лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента, а также форма такого заявления, которая устанавливаются уполномоченным органом.
На сайте Минюста размещен план плановых проверок иностранных агентов в 2024 году.
Итак, что запрещает закон, кто его должен соблюдать и какая ответственность?
➡️ Законом вносятся изменения в ст. 11 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» о распространении на иноагентов ограничений и запретов, предусмотренных Законом о рекламе.
➡️ Статьи 5 и 7 ФЗ «О рекламе» дополнены запретами на:
- распространение рекламы на информационных ресурсах иноагентов,
- рекламы самих этих информационных ресурсов.
➡️ В ст. 4 ФЗ «О средствах массовой информации» закрепляется запрет рекламы в СМИ, сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иноагентов.
Таким образом, запрещено:
✔️распространение рекламы на информационных ресурсах иноагентов;
✔️рекламы самих этих информационных ресурсов, т.е. нельзя рекламировать площадки лиц, которые признаны иноагентами;
✔️рекламы в СМИ, сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иноагентов.
Что такое информационные ресурсы иноагентов?
Определение содержится в ст.2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Законодатель явно не этот термин имел ввиду. В своих разъяснениях Государственная Дума пояснила, что запрет распространятся на любые ресурсы инагентов — сайты, блоги, социальные сети и т. д.
Какая ответственность?
Размещение рекламы у иноагентов будет считаться нарушением законодательства о рекламе, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
А это штраф в размере:
▶️ для граждан – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
▶️ для должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей;
▶️ для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.
Самому иноагенту за размещение рекламных материалов грозит штраф:
▶️ для граждан до 50 тысяч рублей,
▶️до 500 тысяч рублей для юрлиц,
▶️ до 2х лет лишения свободы, после 2х кратного привлечения к административной ответственности в течение года
СМИ сначала получит предупреждение и требование устранить нарушения требований законодательства.
За невыполнение такое предписания или предупреждения уполномоченного органа п.42 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа:
▶️ на граждан от 30 тыс. до 50 тыс. рублей,
▶️ на должностных лиц от 70 тыс. до 100 рублей или дисквалификация на срок до 2 лет;
▶️ на юридических лиц от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Таким образом, прежде чем рекламировать себя, свои товары и услуги, а также просто рекомендовать какого-то блогера, рекомендую проверить нет ли его в реестре иноагентов.
✔️Материалы рекламного характера, содержащие активную гиперссылку на сайт или блог иноагента, не размещаем. Ответственность выше.
✔️Если рекомендуем=информируем, то маркируем сообщение, что лицо является иностранным агентом.
Подробнее можно узнать на консультации, запись по телефону через мессенджеры @JulieGimanova
Больше полезной и интересной информации о наших правах и законодательных инициативах в телеграм канале - @propravogimanova.