Станция «Потапово» будет уникальна не только благодаря своей архитектуре: она станет первой наземной отапливаемой в московском метрополитене. О главных ее особенностях в интервью рассказали представители Группы компаний «Моспроект-3» и архитектурного бюро PARSEC.
Вектор развития города, направленный в сторону динамично строящейся Новой Москвы был взят архитектурным бюро PARSEC и ГК «Моспроект-3» в основу концепции будущего архитектурного облика станции «Потапово».
Корр.: Каковы главные особенности дизайн-концепции станции метро «Потапово»?
Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC:
Вдохновением для будущего архитектурного объема мы выбрали вектор развития города, направленный в сторону динамично строящейся Новой Москвы. Художественно переосмысленный вектор задал динамичную легкую линию, сформировавшую общий объем станции. Поскольку «Потапово» – это наземная станция метро, стояла задача сформировать узнаваемый, современный абрис оболочки павильона. Мы выбрали пластичную, скульптурную форму, которая благодаря приемам параметрического проектирования вписывается в актуальный международный контекст.
Корр.: В основу визуальной концепции новой станции заложен образ Троицкого и Новомосковского округов столицы. Как это проявляется?
Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Мы понимали, что архитектурный облик станции должен задавать тон окружению и стать знаковым символом новых территорий. Сама идея стремительно возникающего города, отвечающего всем современным требованиям жизни, заложена в футуристический, запоминающийся облик объекта.
Корр.: Какие архитектурные «фишки» пассажиры увидят на станции?
Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Главное – это, безусловно, две колонны станции. Даже сейчас, в незаконченном виде, они выглядят впечатляюще, создается ощущение, что находишься не на станции, а в музее. Посередине пассажирской зоны расположена скульптурная колонна авторства художника Даши Намдакова. Снаружи находится вторая колонна – очень необычная опорная структура, поддерживающая масштабный вылет козырька станции.
Общее «космическое» ощущение подчеркнуто освещением, напоминающим звездное небо за счет того, что потолок черный. На контрасте с освещением создается эффект, что потолка вообще нет.
Многие технические элементы станции не спрятаны, а подчеркнуты, и работают на эффект нахождения в космическом аппарате. Лифты и кассовые группы «обернуты» нержавеющей сталью с закругленными углами, кассовые окна обрамляет тонкий борт из нержавеющей стали – такие еще не делали в Москве. Они создают ощущение, что могут доставить на соседнюю планету.
Корр.: Расскажите подробнее о скульптуре всемирно известного автора, члена Союза художников России Даши Намдакова. Какой она будет?
Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Скульптурная колонна, выполненная Даши Намдаковым в духе минимализма, становится центром притяжения и продолжает традицию московского метро включать работы современных художников в пространство непосредственного взаимодействия с пассажирами, заложенную еще в советские времена.
Объект смешивает дизайн и искусство скульптуры, так как скульптурная работа обыгрывает функциональную колонну, в которой также скрыты технические коммуникации. Ее пластичные абстрактные линии будут подчеркнуты линиями освещения, создавая визуальную доминанту станции.
Корр.: Станция «Потапово» станет первой наземной отапливаемой станций в московском метро. Усложнило ли это проектирование объекта?
Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:
Необходимость поддержания комфортной для пассажиров температуры на наземной платформе и в вестибюлях станции в течение климатического года усложнило проектирование объекта с точки зрения инженерного обеспечения. Мощные вентиляционные установки, обеспечивающие подачу воздуха на платформу, разместили на кровле объекта. Конвекторы, предотвращающие запотевание из-за разницы температур снаружи и внутри, встроены вдоль витражного остекления.
Подача теплого воздуха на платформу организована через отверстия в архитектурной скульптуре-колонне по центру платформы и через малые архитектурные формы. Учитывая необходимость подачи теплого воздуха на платформу, а также наличие большого количества конвекторов вдоль путевых стен и фасадов вестибюльных зон, архитекторам было важно сохранить лаконичность и минималистичность внутреннего вида станции в соответствии с концепцией.
Расположение оборудования, в том числе вентиляционного, на кровле станции удалось замаскировать наружной декоративной оболочкой. Также оболочка придает объекту уникальный вид и совершенно точно сделает станцию «Потапово» точкой притяжения всего района.
Корр.: У станции будет большая площадь фасадного остекления, какие плюсы у такого решения?
Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC:
Большая площадь фасадного остекления необходима, в первую очередь, для комфортного пребывания на станции – в дневное время пассажиры смогут наблюдать окружение объекта, находясь при этом в комфортном и красивом обогреваемом пространстве в ожидании поезда.
В вечернее время, благодаря панорамному остеклению, проходящие и проезжающие люди смогут наблюдать красоту впечатляющей скульптуры-колонны не только изнутри, но и снаружи.
Благодаря используемым в ГК «Моспроект-3» технологиям информационного моделирования (ТИМ), проектировщикам удалось разработать рациональную схему прокладки инженерных систем и максимально эффективно интегрировать ее в объемно-планировочные решения станции. ТИМ позволяют на раннем этапе проектирования снизить возможные неточности в проекте и своевременно исправить все коллизии.
Корр.: Станция была спроектирована с помощью ТИМ. Какие процессы облегчило применение технологий информационного моделирования?
Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:
Автоматизированный подсчет необходимого количества строительных и облицовочных материалов минимизирует финансовые издержки, делает проект «прозрачным» для заказчика и экспертов, а также позволяет легко и быстро вносить корректировки в уже сформированную документацию.
Корр.: Какое оборудование применяется при возведении станции?
Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:
При строительстве станции используются сваебойное и буровое оборудование, экскаваторы, грейферы, бульдозеры и фронтальные погрузчики, башенные, гусеничные и автомобильные краны разной грузоподъемности. Так, для монтажа несущего каркаса (структуры) декоративной оболочки применялись гусеничные краны грузоподъемностью 750 тонн.
Корр.: Какие материалы используются в оформлении станции?
Марина Абраменко, архитектор ГК «Моспроект-3»: Основной объем стен и скульптурная колонна облицованы пожаробезопасными и экологичными фактурными панелями из сверхвысокопрочного стеклофибробетона. Их цвет и поверхность панелей напоминают привычный бетон с его естественной необработанной фактурой, за счет чего минималистичный интерьер приобретает оттенок индустриального стиля. Название станции на платформе и в павильонах выгравировано прямо на панелях.
Корпус скамейки на платформе выполнен также из стеклофибробетона с поверхностью сидения из натурального дерева, пропитанного негорючим составом.
В оформлении напольного покрытия и лестниц используется натуральный гранит светло-серого цвета с мелкозернистой фактурой и рисунком из темно-серых вкраплений, романтично названный по месторождению «Цветок Урала».
Контрастные полосы вдоль всей платформы выполнены из так называемого искусственного камня – кварцевого агломерата желтого цвета. За счет добавления полиэфирной смолы и цветовых пигментов этот материал имеет многообразный и неповторимый рисунок, долгое время сохраняет первоначальный вид, а его полировка имеет такой же естественный и благородный блеск, как у натурального.
Лифтовые блоки на платформе и в вестибюлях отделаны трехслойными панелями из нержавеющей стали с зашлифованной чистовой поверхностью.
Наружный цоколь станции и павильонов оформляется гранитом «Габбро», а перфорированная оболочка станционного комплекса – специальной алюминиевой лентой.
Сейчас на станции завершается отделка и обустройство служебных и технологических помещений, ведется пусконаладка инженерного оборудования. Выполняется облицовка пассажирских зон: укладка гранитных напольных плит, устройство подвесных потолков и настенных панелей из стеклофибробетона. Продолжается монтаж перфорированных панелей структурной декоративной оболочки станции, осветительного оборудования. Ведется благоустройство прилегающей к станции и павильонам территории.
Все о строительстве метро в Москве
Подробнее читайте на нашем сайте