Найти в Дзене

"Во имя Отца, Сына и... Марии?" Почему в Коране есть ошибка о Троице христиан

Оглавление

Для большинства христианских церквей догмат о Троице является основополагающим учением о природе библейского Бога. Православные, католики и ряд протестантских конфессий считают, что Бог Библии представлен в трех лицах - Отец, Сын и Святой дух. Однако мусульмане не согласны с этим.

С точки зрения ислама догмат о Троице является нарушением единобожия. Мусульманское единобожие, известное как таухид, постулирует, что нет бога, кроме Аллаха, и что поклонения достоит только Аллах, у которого не может быть сотоварищей. Данная концепция основана на тексте Корана.

Коран, следуя ветхозаветному учению о Боге-ревнителе, говорит о Боге как о единственном творце миров, у которого не может быть ни сына, ни жены. Отсюда в Коране представление о Троице имеет иную формулировку, которая существенно отличается от христианской, по крайней мере той, которую предлагали христианские теологи официальной церкви Западной и Восточной Римской империи.

Образ Троица: Отец, Сын, Святой дух
Образ Троица: Отец, Сын, Святой дух

В Коране критика Троицы и христианского понимания Бога описывается в 4 и 5 суре. Сура - это аналог главы. 4 сура называется "Ан-Ниса" (Женщины). 5 сура называется "Аль-Маида" (Трапеза). Ниже представлен разбор каждого из отрывков.

Коран 4:171

О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын.

В этом аяте (аналог стиха) сказано, что Иисус Христос, известный в исламе как Иса ибн Марьям (Иисус, сын Марии), является всего лишь посланником Аллаха, его словом и духом от него. Он не является богом, как верят христиане, потому что богом может быть только Аллах.

В 3 суре 45 аяте Иисус также назван "словом от Аллаха". В 171 аяте 3 суры Иисус также именуется "духом от Аллаха". Что имеется в виду под духом? Об этом нам говорит Коран 21:91, где сказано, что Аллах вдохнул свой дух в тело Марии, чтобы создать Иисуса:

Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров.
Ангел Джабраил явился к Марьям (мусульманский вариант Благовещения), 14 век.
Ангел Джабраил явился к Марьям (мусульманский вариант Благовещения), 14 век.

Коран 5:17

Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?». Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь.

В 5 суре находится больше всего аятов с критикой Троицы и христианской христологии. В начале 17 аята сказано, что те, кто говорят, будто Аллах - это мессия (Бог - это мессия), не являются по-настоящему верующими. В христианстве принято говорить, что мессия есть Бог ("Христос" переводится как мессия). Таким образом, автор Корана доводит до абсурда верование христиан, будто Бог является мессией.

Здесь критика Троицы имеет косвенный характер, но в остальных аятах 5 суры автор Корана критикует Троицу прямо.

Коран 5:73-75

Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины.

В этих трех аятах сказано, что Аллах не является третьим в Троице. Остальные два бога Троицы - Мессия и Марьям (Иисус и Мария). Здесь сделан акцент, что Мессия был всего лишь посланником (не богом), а мать Мессии - всего лишь правдивейшая женщина (а не богиня). Поэтому сказано, что Мессия и Мария принимали пищу как обычные люди. Потребление пищи в Коране является признаком человеческой природы:

Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными. (Коране 21:8)

Именно с этих трех аятов становится ясно, что автор Корана думал, будто христиане верят в божественность Марии как одну из лиц Троицы. Уже на этом основании можно говорить, что автор Корана не понимал учение Троицы, по крайней мере то учение, которое было наиболее распространенным в Европе и Византии. Но есть еще один интересный аят, который требует разбора.

Марьям и Иса ибн Марьям на персидской миниатюре 16 века.
Марьям и Иса ибн Марьям на персидской миниатюре 16 века.

Почему в Коране Мария является богом? Коран 5:116

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное.

В аяте 116 Аллах беседует с Иисусом, задавая ему вопрос, является ли Иисус и его мать богами. На что Иисус отвечает отрицательно и в качестве аргумента говорит о своем незнании помыслов Аллаха. Это пересекается с Евангелием от Марка, где Иисус демонстрирует подобное незнание дел Отца:

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. (Марк 13:32)

Также в 116 аяте прямо критикуется позиция, будто Мария и Иисус являются богами. Это пересекается с аятами 73-75, где Мария и Иисус являются лицами Троицы.

После 116 аята Иисус говорит Аллаху, что судьба христиан зависит от воли Аллаха, и Аллах отвечает, что в раю будут только правдивые, намекая не ложное учение христиан, которые исказили послание Иисуса.

Но почему автор Корана (скорее всего им был пророк Мухаммед) говорит, будто христиане верили в Марию как одно из лиц Троицы? Ряд ученых полагают, что на Мухаммеда повлияли христиане-еретики, жившие на Аравийском полуострове и с которыми Мухаммед должен был взаимодействовать. Во времена византийских историков Аравийский полуостров был известен как "мать ересей" - haeresium ferax, потому что многие еретики видели в Аравии убежище. Христиане, не согласные с постановлениями разных Вселенских соборов, бежали в Аравию для сохранения своего понимания Иисуса, Марии и Бога.

Епифаний Кипрский, критик ересей и отец церкви 4 века, в "Панарионе" пишет о группе женщин, которые прибыли в Аравию и распространили веру в божественность Марии:

Некоторые безумствующие в мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить ее вместо Бога и говорят о ней, увлекаемые каким-то умопомрачением и умоповреждением. Рассказывают, что в Аравию принесли это пустословие некоторые женщины, пришедшие из стран Фракийских...

Таким образом, автор Корана представлял себе Троицу как "Отца, Мать и Сына" (Бога, Марию и Иисуса). Это доказывается в том числе тем, что в Коране отсутствует привязка Святого духа к Троице и какая-либо критика Святого духа как отдельного лица Троицы.

Самая нелепая ошибка в Коране - ТРИКСТЕР. Научно о религии

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.