Сложная тема: с одной стороны, именно повторы и делают поэзию поэзией, отличают ее от прозы. С другой стороны – часты замечания поэтам за повторы, которые критик посчитал тавтологией (ошибкой).
Поэтические повторы – это большая система признаков, начиная с метрических элементов (строфа, стопа метр и т.д.) и до эвфонических элементов (рифма, диссонанс, анафора и т.д.)
Давайте посмотрим на те повторы, знания о которых дадут возможность сознательно подходить к построению стиха, обогатят смыслы.
I. РЕФРЕН
– повторение стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – куплета и припева).
Например, в стихотворении А.С. Пушкина "Ночной зефир..." три раза повторяется:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
II. АКРОМОНОГРАММА (ПОДХВАТ, АНАДИПЛОСИС, СТЫК)
– повторение конца стиха в начале следующего стиха.
Подвиды:
🔵 Слоговый (звуковой) подхват – повторяются последние слоги стиха или группы звуков на стыке двух смежных строк. Очень красивый прием!
Сладки мне родные <звуки>
<Звонкой> песни удалой (А.С. Пушкин)
🔵 Лексический подхват – повторение слова или ряда слов на стыке смежных строк.
О, весна, <без конца и без краю> –
<Без конца и без краю> мечта! (А. Блок)
🔵 Рифменный подхват – повтор рифмовки на стыке строк.
Я объемлю глазами <простор>.
Звездный <хор> мне поет... (В. Брюсов)
III. АНАКРУЗА и ЭПИКРУЗА («ЗАТАКТ» в музыке)
– начальная (безударные слоги в начале стиха) и заключительная (с последнего акцента в стихе) части тактометрического периода. Бывают нулевыми, однодольными, двудольными и т.д. Образуют нисходящий ритм.
<В пес>чаных степях аравийской <зем>ли
<Три> гордые пальмы высоко <рос>ли.
<Род>ник между ними из почвы <бес>плодной,
<Жур>ча, пробивался волною <хо>лодной… (М. Ю. Лермонтов)
IV. АНАФОРА
– повторение родственных звуков, слов, конструкций в начале смежных стихов, строф.
Подвиды:
🔵 Анафора звуковая – аллитерация вертикальная, горизонтальная и пр.
<Отзв>уки невольные,
<Отсв>еты лучей… (К. Бальмонт)
🔵 Анафора лексическая – повторение слова.
<То> мои несмелые,
<То> воздушно-белые,
Сладко-онемелые,
Легкие цветы. (К. Бальмонт)
🔵 Анафора синтаксическая (анафорический параллелизм): повтор в структуре предложения.
<Все слились> в согласный хор,
<Все сплелись> в один узор. (К. Бальмонт)
🔵 Анафора строфическая – повтор в начале и в конце стиха:
<О тихий Амстердам>
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Зачем я здесь – не там,
Зачем уйти не волен,
<О тихий Амстердам>… (К. Бальмонт)
🔵 Анафора строфико-синтаксическая: повтор структуры строфы.
Верный фонарный столб
Напоминает рею.
<Я натираю горб,
Ты задираешь шею>…
Снова в который раз –
С выбросом ног из шлёпок –
<Я сиганул в отказ,
Ты убежал от трёпок>… (А. Ладо)
🔵 Анафоры ритмическая и паузная – редкие приемы, связанные с анакрузой.
V. ЭПИФОРА
– повторение в конце стихотворных строк слов или словосочетаний.
Подвиды:
🔵 Редиф – повторение слова, группы слов вслед за рифмой:
«Кипарис мой! – ты сказала, – жди меня!» – и <не пришла>.
Я не спал всю ночь, дождался света дня – ты <не пришла>.
Поминутно выходил я на дорогу ждать тебя,
Поминутно умирал я, жизнь кляня, – ты <не пришла>. (А. Навои)
🔵 Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы:
Все мое, <сказало злато>;
Все мое, <сказал булат>.
Все куплю, <сказало злато>;
Все возьму, <сказал булат>. (А. Пушкин)
VI. ПАРАЛЛЕЛИЗМ
– связь двух-трех и более элементов располагающихся параллельно в стихах, строфах.
Подвиды:
🔵 Параллелизм синтаксический – одинаковая структура предложений в смежных стихах:
<Когда умирают кони> – дышат,
<Когда умирают травы> – сохнут… (В. Хлебников)
🔵 Параллелизм строфический – повторение одинакового синтаксического или лексического построения в смежных строфах:
Увы, он <счастия> не ищет,
И не от <счастия> бежит! (М. Ю. Лермонтов)
🔵 Параллелизм ритмический – повтор ритма (например, паузы) в определенном месте стиха:
Сад весь в цвету, |
Вечер в огне, |
Так освежительно радостно мне! (А. Фет)
🔵 Параллелизм отрицательный – первый элемент параллели дается с отрицательной частицей «не».
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная. (А.С. Пушкин)
Как видите, поэтических повторов много. Это интересный прием, с помощью которого можно не только передать точнее смысл, но и создать особое ритмическое звучание.
Однако повторы могут быть и ошибкой. Когда? Рекомендую почитать три статьи о тавтологии А. Ладо, их вы найдете в подборке «Язык».
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.