Найти тему

Повторы в стихах: осудить или оправдать?

Оглавление

Сложная тема: с одной стороны, именно повторы и делают поэзию поэзией, отличают ее от прозы. С другой стороны – часты замечания поэтам за повторы, которые критик посчитал тавтологией (ошибкой).

Поэтические повторы – это большая система признаков, начиная с метрических элементов (строфа, стопа метр и т.д.) и до эвфонических элементов (рифма, диссонанс, анафора и т.д.)

Давайте посмотрим на те повторы, знания о которых дадут возможность сознательно подходить к построению стиха, обогатят смыслы.

I. РЕФРЕН

– повторение стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – куплета и припева).
Например, в стихотворении А.С. Пушкина "Ночной зефир..." три раза повторяется:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.

II. АКРОМОНОГРАММА (ПОДХВАТ, АНАДИПЛОСИС, СТЫК)

– повторение конца стиха в начале следующего стиха.
Подвиды:
🔵 Слоговый (звуковой) подхват – повторяются последние слоги стиха или группы звуков на стыке двух смежных строк. Очень красивый прием!

Сладки мне родные <звуки>
<Звонкой> песни удалой
(А.С. Пушкин)

🔵 Лексический подхват – повторение слова или ряда слов на стыке смежных строк.

О, весна, <без конца и без краю> –
<Без конца и без краю> мечта!
(А. Блок)

🔵 Рифменный подхват – повтор рифмовки на стыке строк.

Я объемлю глазами <простор>.
Звездный <хор> мне поет...
(В. Брюсов)

III. АНАКРУЗА и ЭПИКРУЗА («ЗАТАКТ» в музыке)

– начальная (безударные слоги в начале стиха) и заключительная (с последнего акцента в стихе) части тактометрического периода. Бывают нулевыми, однодольными, двудольными и т.д. Образуют нисходящий ритм.

<В пес>чаных степях аравийской <зем>ли
<Три> гордые пальмы высоко <рос>ли.
<Род>ник между ними из почвы <бес>плодной,
<Жур>ча, пробивался волною <хо>лодной…
(М. Ю. Лермонтов)

IV. АНАФОРА

– повторение родственных звуков, слов, конструкций в начале смежных стихов, строф.
Подвиды:
🔵 Анафора звуковая – аллитерация вертикальная, горизонтальная и пр.

<Отзв>уки невольные,
<Отсв>еты лучей…
(К. Бальмонт)

🔵 Анафора лексическая – повторение слова.

<То> мои несмелые,
<То> воздушно-белые,
Сладко-онемелые,
Легкие цветы
. (К. Бальмонт)

🔵 Анафора синтаксическая (анафорический параллелизм): повтор в структуре предложения.

<Все слились> в согласный хор,
<Все сплелись> в один узор.
(К. Бальмонт)

🔵 Анафора строфическая – повтор в начале и в конце стиха:

<О тихий Амстердам>
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Зачем я здесь – не там,
Зачем уйти не волен,
<О тихий Амстердам>…
(К. Бальмонт)

🔵 Анафора строфико-синтаксическая: повтор структуры строфы.

Верный фонарный столб
Напоминает рею.
<Я натираю горб,
Ты задираешь шею>…

Снова в который раз –
С выбросом ног из шлёпок –
<Я сиганул в отказ,
Ты убежал от трёпок>…
(А. Ладо)

🔵 Анафоры ритмическая и паузная – редкие приемы, связанные с анакрузой.

V. ЭПИФОРА

– повторение в конце стихотворных строк слов или словосочетаний.
Подвиды:
🔵 Редиф – повторение слова, группы слов вслед за рифмой:

«Кипарис мой! – ты сказала, – жди меня!» – и <не пришла>.
Я не спал всю ночь, дождался света дня – ты <не пришла>.
Поминутно выходил я на дорогу ждать тебя,
Поминутно умирал я, жизнь кляня, – ты <не пришла>.
(А. Навои)

🔵 Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы:

Все мое, <сказало злато>;
Все мое, <сказал булат>.
Все куплю, <сказало злато>;
Все возьму, <сказал булат>.
(А. Пушкин)

VI. ПАРАЛЛЕЛИЗМ

– связь двух-трех и более элементов располагающихся параллельно в стихах, строфах.
Подвиды:
🔵 Параллелизм синтаксический – одинаковая структура предложений в смежных стихах:

<Когда умирают кони> – дышат,
<Когда умирают травы> – сохнут…
(В. Хлебников)

🔵 Параллелизм строфический – повторение одинакового синтаксического или лексического построения в смежных строфах:

Увы, он <счастия> не ищет,
И не от <счастия> бежит!
(М. Ю. Лермонтов)

🔵 Параллелизм ритмический – повтор ритма (например, паузы) в определенном месте стиха:

Сад весь в цвету, |
Вечер в огне, |
Так освежительно радостно мне!
(А. Фет)

🔵 Параллелизм отрицательный – первый элемент параллели дается с отрицательной частицей «не».

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.
(А.С. Пушкин)

Как видите, поэтических повторов много. Это интересный прием, с помощью которого можно не только передать точнее смысл, но и создать особое ритмическое звучание.
Однако повторы могут быть и ошибкой. Когда? Рекомендую почитать
три статьи о тавтологии А. Ладо, их вы найдете в подборке «Язык».

Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК

Все статьи в подборке
"О поэзии"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.