Среднестатистический россиянин съедает около 9 кг макаронных изделий в год — вдвое больше, чем рекомендовано медиками. «Компания» разбиралась, сколько производят в России макаронных изделий, из чего складывается их цена на полках магазинов и отразится ли на бюджетах домохозяйств борьба за крупнейшего производителя — «Макфу».
Макаронная статистика
Макарон в России едят много, и едят охотно. В виде гарниров либо отдельных блюд они регулярно присутствуют в рационе 90% граждан страны, утверждает статистика. В прошлом году в России произвели 1,5 млн тонн макаронных изделий. И в основном это отечественная продукция: по оценкам, доля импорта не превышает 5%.
Этой зимой уровень производства уже достиг 250,4 тыс. тонн макаронных изделий — на 6,7% выше показателей января-февраля 2023 года.
Производственный потенциал позволяет нарастить объемы российского экспорта в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, констатирует зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. Но несмотря на ежегодный рост экспорта в 8-10%, его объемы на фоне производства очень невелики, заявляет зампред комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Эксперт уточняет, что в прошлом году на экспорт пошло только около 120 тысяч тонн российских макарон. Основные направления, по словам Леонова — Казахстан, Беларусь, Туркмения, Грузия и Армения.
Лапша и цены
Эксперты говорят, что цены на эту категорию продуктов зависят не только от динамики цен на сырье и стоимости сортов пшеницы, но и курса рубля, а также ряда сопутствующих затрат, например, расходов на упаковку (в ней есть импортные материалы), а также логистических расходов.
При этом в разных регионах один и тот же товар может стоить по-разному за счет «аппетита» ритейлеров. Наценка часто зависит от конкретного бренда и лояльности покупателей к конкретным сортам и маркам. В Руспродсоюзе уточняют, что сейчас средние розничные цены на макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта стабильны и на начало апреля составляют 108,8 рублей за килограмм.
Надо отметить, что большая часть макаронных изделий в России производится из мягких сортов пшеницы, так как для массового потребителя ключевую роль играет цена, — уточняет Марина Петрова. Эксперт также подчеркивает, что в последние годы в товарной группе макаронных изделий выросла доля собственных торговых марок, пользующихся все большим спросом у граждан с невысоким доходом.
Фактор «Макфы»
Значительная доля российского рынка макаронных изделий приходится на 5 производителей. Один из них входит также в пятерку мировых лидеров, а также включен в перечень системообразующих предприятий агропромышленного комплекса России. Именно с этой компанией связан громкий судебный процесс, начавшийся в конце марта.
Капитализация уральского АО «Макфа» оценивается в 22 млрд рублей. Вместе с АО «Первый хлебокомбинат», принадлежащем тем же собственникам, они реализуют продукции на 31 млрд рублей в год.
В конце марта стало известно об иске Генпрокуратуры в Центральный районный суд Челябинска. Ответчиками выступают «Макфа» и аффилированные с ней 34 юридических лица, а также 13 филиц (в их числе — бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич и бывший сенатор Вадим Белоусов). Предварительное судебное заседание по делу состоится 9 апреля, при этом суд уже принял обеспечительные меры, запретив регистрационные и распорядительные действия с акциями и долями компаний.
Все документы, на которые ссылаются СМИ в связи с иском к «Макфе», отсутствуют в открытом доступе, обращает внимание руководитель корпоративной и налоговой практики юридической компании «Интерцессия» Ирина Егорова. «Если принимать на веру те сведения, которые сейчас распространяются, то заявление прокуратуры основано на механизме обращения в доход государства имущества чиновника, несоразмерного его доходам, которое закреплено в законе о контроле за доходами госслужащих. Механизм достаточно прост — прокурор сравнивает расходы чиновника и его семьи с их общими официальными доходами, и, если обнаружит превышение расходов над доходами, он обращается в суд с иском о возвращении в доход государства имущества, которое составляет эту разницу », — уточняет юрист.
Дорожать уже некуда
Принятие обеспечительных мер не привело к приостановке работы предприятий, заверил ранее официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов. Прозвучавшие в СМИ сообщения о возможных срывах производственных процессов он назвал «"пиар-фантазией" юристов», которая, по его оценке, была создана «ради искусственного создания социальной напряженности и давления на суд в пользу бенефициаров холдинга». О том, что предприятие продолжает работу в штатном режиме, сообщили и непосредственно в самой «Макфе».
«В прогнозы юристов, представляющих интересы собственников "Макфы", о росте цен на макароны на четверть, верится с трудом. Скорее, возможен рост цен в пределах общей инфляции, или даже ниже этого уровня, с учетом особого внимания регуляторов», — оценивает ситуацию доцент экономического факультета Государственного университета просвещения Михаил Лавров. Он напомнил, что макароны уже быстро дорожали в 2021-2022 годах — рост тогда составил почти 30%.
Сейчас, по оценке эксперта, с учетом динамики доходов населения, дальше «задирать» цену просто сложно, а государство следит за стоимостью популярных товаров, занимающих значительную долю в потребительской корзине россиян.
По мнению Михаила Лаврова, «будет принято политическое решение ни в коем случае не допускать остановки операционной деятельности и каких бы то ни было условий для роста цен на макароны вообще, а не только на продукцию "Макфы"».
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»