Найти тему
Столица С

Обозреватель Сергей Чернавин. Красный уровень. Волгодонск, «Норд-Ост», Беслан, «Крокус Сити Холл»: моя личная боль

Оглавление

Нет- нет, в этом тексте я не стану писать о личном опыте столкновения с проявлениями террористических угроз. Буду честен — ​поводов нет. Но могу ли говорить уверенно, что это меня и моих близких минуло? На протяжении нескольких десятилетий все мы существуем в условиях, когда уровень террористический опасности для нашей жизни в один миг способен окраситься в красное. Это реальность. И она продолжает быть таковой…

«Крокус» после теракта. Фото: СК РФ
«Крокус» после теракта. Фото: СК РФ

Теракт 22 марта в «Крокус Сити Холле» стал одним из самых чудовищных по числу жертв за всю хронологию таких акций в России. Со временем сознание притупляет остроту восприятия, многое подзабывается, ужас от случившегося уступает место обычному бытованию жизни. Но забывать нельзя!!!

Буденновск. 1995 год

«Нападение на Буденновск произошло 14 июня 1995 года, — ​читаю я аналитику журналиста «Форбс» Юлии Сапроновой. — ​Группа боевиков под руководством Шамиля Басаева на грузовиках КамАЗ и автомобиле ВАЗ‑2106, замаскированном под машину милиции, въехала в этот небольшой городок в Ставропольском крае и атаковала местный отдел внутренних дел, административные и жилые дома. Террористы захватили заложников и отвели их в здание Буденновской центральной районной больницы. С учетом сотрудников и пациентов общее число заложников составило 1586 человек. Боевики удерживали их шесть суток, требуя вывести из Чечни федеральные войска и прекратить разоружение незаконных вооруженных формирований.

В результате теракта погибли 129 человек. Еще 317 (по другим источникам — 415) получили ранения разной степени тяжести. Басаева ликвидировали в 2006 году. По меньшей мере 27 террористов осуждены и отбывают длительные сроки тюремного заключения. Часть участников нападения находятся в розыске. После теракта в отставку ушли директор ФСБ Сергей Степашин, глава МВД Виктор Ерин, губернатор Ставропольского края Евгений Кузнецов и вице-премьер Николай Егоров».

Серия взрывов жилых домов. 1999 год

Фото: НТВ
Фото: НТВ

«4 сентября 1999 года в дагестанском Буйнакске рядом с пятиэтажным домом, в котором проживали семьи военнослужащих, произошел взрыв. Погибли более 50 человек, 146 получили ранения. 8 сентября в Москве на улице Гурьянова на первом этаже девятиэтажного дома сработало взрывное устройство. Погибли 92 человека, почти 250 были ранены. 13 сентября взорвался жилой дом на Каширском шоссе в Москве. Взрыв прогремел в подвале. Погибли 124 человека, ранения получили девять человек. Многоэтажка была полностью уничтожена. 16 сентября в 6 утра рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе в Волгодонске сдетонировал грузовик ГАЗ‑53, начиненный взрывчаткой. Погибли 19 человек, 310 пострадали.

В терактах обвинили чеченских сепаратистов, хотя Басаев не признал ответственность за взрывы домов. Организатором теракта был назван лидер карачаевских экстремистов Ачемез Гочияев. Он до сих пор находится в розыске. 30 сентября началась вторая чеченская война. Именно в этот период Владимир Путин заявил: «Мы будем преследовать террористов везде. В туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов». В конце 1999 года В. В. Путин стал исполняющим обязанности Президента РФ».

«Норд-Ост». 2002 год

Фото: Александр Поляков. РИА Новости
Фото: Александр Поляков. РИА Новости

«23 октября 2002 года в Москве в театральном центре на Дубровке проходила премьера мюзикла «Норд-Ост». Примерно в 21.05 к зданию подъехали три микроавтобуса с вооруженными террористами. Они ворвались внутрь, заблокировали выходы и захватили в заложники 916 человек. 40 боевиков во главе с Мовсаром Бараевым удерживали заложников три дня. «Главным требованием террористов было прекращение войны в течение недели. Они надеялись повторить успех Шамиля Басаева в Буденновске. Тогда, в 1995-м, Басаеву удалось добиться от Москвы обещания вывода войск с территории Чечни», — ​писал колумнист «Форбс» Андрей Солдатов. Более 100 человек были освобождены в результате переговоров, нескольким удалось сбежать. Пять человек захватчики казнили. Утром 26 октября начался штурм здания.

В результате теракта погибли 130 заложников. По утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека. Все террористы были уничтожены.

В декабре 2014 года в Крыму был арестован подозреваемый в причастности к теракту 41-летний Хасан Закаев. Его приговорили к 19 годам колонии строгого режима».

Взрыв у станций «Павелецкая» и «Автозаводская». 2004 год

«6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метро на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда. Взрыв устроил террорист-смертник. Погибли 42 человека, более 250 получили ранения. В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершенному. Все они были приговорены к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима».

Взрывы пассажирских самолетов. 2004 год

«24 августа 2004 года над Тульской и Ростовской областями практически одновременно взорвались пассажирские самолеты авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и «Сибирь», летевшие из столичного аэро­порта Домодедово в Волгоград и Сочи. Жертвами двойного теракта стали 89 человек. Как показало расследование, обе бомбы активировали террористки-смертницы, находившиеся на борту самолетов. Всего через несколько дней родная сестра одной из них принимала участие в захвате школы в Беслане».

Беслан. 2004 год

Беслан. Фото: Viktor Korotayev/Reuters
Беслан. Фото: Viktor Korotayev/Reuters

«Одним из наиболее многочисленных по числу жертв терактов в истории современной России остается захват школы № 1 в Беслане 1 сентября 2004 года. Боевики захватили в заложники более 1000 человек, среди которых были учителя, родители школьников, но подавляющее большинство — ​несовершеннолетние дети. В том числе были матери с новорожденными детьми! Террористы собрали заложников в спортивном зале школы, где продержали их без еды и воды три дня. Боевики требовали от Президента РФ вывести федеральные войска из Чечни и признать независимость Ичкерии. Переговоры с боевиками закончились ничем.

На третий день в здании школы раздался взрыв, после чего спецслужбы пошли на штурм. В результате теракта погибли 334 человека, среди которых 186 детей. Спустя две недели ответственность за теракт взял на себя все тот же Шамиль Басаев. 27 террористов были убиты в ходе штурма. Единственный взятый живым, Нурпаша Кулаев, был впоследствии приговорен судом к пожизненному заключению.

Из числа лиц, участвовавших в проведении операции по освобождению заложников, 10 сотрудников ФСБ и двое сотрудников МЧС были убиты. 55 сотрудников правоохранительных органов и Минобороны получили ранения различной степени тяжести. Здание бесланской школы было разрушено, сегодня на его месте мемориал.

По состоянию на 2022 год следствие по делу о теракте, начатое Генеральной прокуратурой 1 сентября 2004 года, оставалось открытым. Расследование обстоятельств теракта проводили несколько независимых друг от друга комиссий, экспертных групп и общественных организаций, но многие обстоятельства, включая реальное количество террористов, возможный побег многих из них, действия властей во время переговоров и штурма, а также причины ограниченного и противоречивого освещения в СМИ, оспариваются до сих пор».

Крушение «Невского экспресса». 2009 год

«27 ноября 2009 года из-за взрыва с рельсов сошли три вагона скоростного поезда № 166 «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. Погибли 28 человек, более 130 пострадали. Было приостановлено движение 60 поездов. На следующий день на месте крушения, недалеко от следственной группы, сработало второе взрывное устройство, которое было приведено в действие с помощью мобильного телефона.

Причастными к взрыву были признаны семь человек, входивших в состав вооруженного бандформирования: Александр Тихомиров, Багаутдин Далгиев, Осман Ужаков и четверо братьев Картоевых. Все они были ликвидированы 2 марта 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. Еще 10 человек были осуждены на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения».

Взрывы на станциях «Парк культуры» и «Лубянка». 2010 год

«Два взрыва произошли на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве утром 29 марта 2010 года. Их произвели две террористки-смертницы. Погиб 41 человек, были ранены 88. Ответственность на себя взял лидер террористической организации «Кавказский эмират» Доку Умаров.

После этого была серьезно изменена система безопасности на транспорте, на вокзалах появились зоны досмотра, а в метро — ​камеры видеонаблюдения, которые со временем оснастили функцией распознавания лиц».

Теракт в аэропорту Домодедово. 2011 год

«24 января 2011 года в зоне прилета в аэро­порту Домодедово террорист-смертник Магомед Евлоев устроил взрыв. Погибли 37 человек, 170 получили ранения. Организатором теракта был все тот же Доку Умаров из террористической организации «Имарат Кавказ». Всего были установлены 28 причастных к совершенному. В ноябре 2013 года Мособлсуд приговорил Башира Хамхоева и братьев Ислама и Илеза Яндиевых к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Ахмеду Евлоеву назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима».

Взрыв самолета над Синайским полуостровом. 2015 год

«31 октября 2015 года вскоре после вылета из Шарм-эш-Шейха самолет авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший чартерный рейс в Санкт-Петербург, рухнул недалеко от города Нахль. На борту находились 217 пассажиров, в том числе много детей, все они, а также семь членов экипажа погибли при крушении.

Вскоре выяснилось, что в хвостовой части самолета сработала бомба. Ответственность за теракт взяло на себя Синайское подразделение запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Расследование показало, что бомбу в отсеке негабаритного багажа спрятал сотрудник сервисной службы египетского аэропорта».

Взрыв в метро в Санкт-Петербурге. 2017 год

«Днем 3 апреля 2017 года на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге произошел взрыв. Его устроил террорист-смертник Акбаржон Джалилов. Погибли 16 человек, пострадали 103 человека. По сообщению газеты «Коммерсантъ», спецслужбы знали о подготовке теракта от задержанного после возвращения из Сирии россиянина, сотрудничавшего с «Исламским государством» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ). Были известны и телефонные номера причастных — после теракта они были заблокированы. ФСБ объявила, что террорист-смертник, его пособники и кураторы использовали Telegram для подготовки теракта. Осенью 2017 года суд оштрафовал мессенджер на 800 000 рублей за отказ передавать ключи для расшифровки сообщений террористов. Летом 2018 года Telegram уже согласился передавать данные пользователей спецслужбам по запросу суда. В декабре 2019 года 11 человек, по мнению следствия причастных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Подозреваемые себя виновными не признали».

Коц

«Давайте скажем прямо: мы отвыкли от терактов, — ​признает в своем комментарии к случившемуся 22 марта 2024 года в Красногорском районе Подмосковья специальный корреспондент «КП» Александр Коц. — ​По привычке не обратили большого внимания на нападение боевиков на часть Росгвардии: это же в Чечне, ничего необычного. Хотя это был первый тревожный звоночек. И еще лет 15 назад страна бы напряглась, всматриваясь в попутчиков, моментально реагируя на бесхозные сумки, сообщая в полицию о подозрительных машинах. Мы забыли, что беда не приходит одна. Вспомните самый страшный для России 2004 год. Начался он со взрыва в перегоне метро между «Автозаводской» и «Павелецкой» — ​42 погибших, около 250 раненых.

В мае — ​теракт в Грозном, в результате которого погибает президент Чечни Ахмад Кадыров. В июне — ​взрыв на рынке в Самаре — ​10 погибших. А за ним — ​нападение на все объекты силовых структур в Ингушетии — ​98 сотрудников правоохранительных органов убиты. Август — ​подрыв самолетов над Тульской и Ростовской областями. Теракт у метро «Рижская» в последний день лета и захват школы № 1 в Беслане 1 сентября. Эксперты потом скажут, что в этот год кавказское бандподполье получило рекордную финансовую помощь от своих спонсоров. И усердно их отработало.

Но что происходит сегодня, когда в криминальных сводках вдруг замелькали не кавказские фамилии? Киргизы, казахи, таджики, узбеки. Большинство предотвращенных терактов в прошлом году готовили выходцы из Средней Азии. И это тоже тревожный звонок. Сегодняшний терроризм наднационален. Идея «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) как раз в том, что членом «халифата» может стать любой присягнувший на верность аль-Багдади — ​будь ты отъявленный головорез в Мосуле или студент в Петербурге. А «халифат» сейчас переживает не лучшие времена.

В начале весны по соцсетям исламистов и в их мессенджерах в русскоязычном сегменте прокатились призывы к активному противостоянию «агрессору». Распространялись видеоролики и фотографии с последствиями якобы бомбежек российской авиации. Адептов «халифата», находившихся в России, психологически накачивали, призывая помочь ИГИЛу (запрещенная в РФ террористическая организация) всеми доступными средствами. Я сейчас не буду перечислять те инструкции, которыми приправляли свои сообщения террористы. Но начиная с 24 марта, когда боевики напали на часть в Чечне, мы стали свидетелями почти всего тактического спектра террористов: нападение на военные объекты, убийство сотрудников правоохранительных органов с целью завладения оружием, маскировка фугасов под бытовые предметы…

Никакого центрального финансирования и командования у боевиков в России давно нет. По сути, это пресловутые спящие ячейки, для которых теракт в Чеченской Республике стал своего рода сигналом, спусковым крючком. В середине 2000-х кавказское бандподполье агонизировало. Оно уже было неспособно оказывать сопротивление федеральным войс­кам и могло отвечать только террором. Судьба «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация), по крайней мере территориальная, предрешена. И оно переносит войну на чужую территорию. Многие его участники потянулись домой с приобретенными навыками: бомба в баллоне огнетушителя — ​это тот же газовый баллон, начиненный взрывчаткой и запущенный в мирный квартал Алеппо.

Последние теракты — ​повод для скорби, но не повод посыпать голову пеплом. Надо просто вспомнить те навыки, что мы приобрели в страшные годы разгула терроризма. И показывать миру, как достойно держать удар, пытаясь не пропустить новый».

P.  S. По данным пресс-службы, 29 марта под председательством Главы Мордовии состоялось экстренное заседание региональной Антитеррористической комиссии с участием руководства республики и структур правоохранительного блока. Заседание было посвящено дополнительным мерам, направленным на устранение угроз для безопасности и защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Также речь шла о профилактической работе в миграционной среде. Артём Здунов поставил задачу по обеспечению максимальной безопасности в местах массового пребывания людей. «Необходимо определить комплекс неотложных профилактических мер по линии антитеррористической защищенности, а также по противодействию идеологии терроризма и идеям неонацизма. Все мероприятия межведомственного характера, которые мы с вами выработаем, обязательны к исполнению, по ним будет установлена персональная ответственность», — ​подчеркнул руководитель региона.

На заседании были заслушаны доклады ответственных представителей ряда ключевых ведомств. По итогам выработаны меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности объектов в Мордовии и организацию комплекса профилактических мероприятий в трудовых, студенческих и ученических коллективах.•