Ленинский райсуд 20 марта огласил приговор бывшему руководителю Республиканской клинической больницы (РКБ) им. Каткова Вячеславу Щапову. 42-летнего мужчину признали виновным по статьям «Растрата с использованием служебного положения… в особо крупном размере» и «Незаконное производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Он получил 4,5 года общего режима и был оштрафован на 300 тысяч рублей. Кроме того, Щапова, который своей вины так и не признал и просил его оправдать, обязали вернуть в бюджет республики весь причиненный в результате крупномасштабной аферы ущерб — 9 миллионов 220 тысяч рублей. Как выяснили правоохранители, в период эпидемии он закупал аппараты ИВЛ по цене, почти в три раза превышающей рыночную. После того как вердикт был оглашен, корр.«С» спросил у Щапова: по-прежнему ли он намерен в качестве контрактника отправиться в зону специальной военной операции, чтобы спасать наших раненых бойцов? Что на это ответил осужденный — в материале Валерия Ярцева.
«Закон Щапова»
Как установили сотрудники Следственного комитета РМ, в 2020 году Вячеслав Щапов совершил растрату бюджетных средств. Главный врач заключил с руководством нижегородской фирмы «ЛиМ» два государственных контракта на поставку оборудования искусственной вентиляции легких (ИВЛ) — без применения обязательного метода сопоставления рыночных цен. В одном случае при закупке двух аппаратов их общая стоимость была завышена на сумму более 1 миллиона 400 тысяч рублей. Во втором — при закупке четырех — на 4 с лишним миллиона. Таким образом, как подсчитали ревизоры, главврач Щапов растратил свыше 9 миллионов бюджетных рублей. Кроме того, тогдашний руководитель РКБ самостоятельно изготовил видеокамеру, которую закамуфлировал под обыкновенную папку-скоросшиватель и тайно установил в своем рабочем кабинете для негласного сбора информации. Щапову предъявили обвинение по статьям «Растрата с использованием служебного положения… в особо крупном размере» (до 10 лет неволи со штрафом до миллиона рублей) и «Незаконное производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (до 4 лет)…
Среди медработников еще до разоблачения главного врача распространилось такое мнение: есть российское законодательство, а еще есть «закон Щапова», по которому главную роль играют деньги. Как признавался главврач в «узком кругу», «для одних ковид — война, а для других — мать родна!». Якобы он давал «нужные для себя» указания сотрудникам контрактной службы, которые были вынуждены их исполнять под угрозой привлечения к дисциплинарной ответственности и даже увольнения. «Предписания» главного врача предполагали заведомое нарушение законов даже при проведении федеральных закупок. Свидетели рассказывают, что Щапов лично растолковывал, как можно избежать обязательных процедур, игнорируя анализ рынка. При этом якобы заявлял: если хотите заключить наиболее выгодные контракты, надо работать с конкретными поставщиками. В итоге, согласно данной версии, все сделки совершались с его активным участием. Щапов «почему-то» не предоставил в Министерство финансов РМ документы о контрактах с фирмой «ЛиМ». Вроде как запамятовал. По словам коллег, позиция была такой: если выявят когда-нибудь в ходе очередной плановой проверки эти «несоответствия» — ничего страшного, отбрехаемся! Ведь приходилось трудиться в сложные ковидные времена! В худшем случае отделаются «дисциплинарным взысканием».
Новый арест
Сразу после задержания Вячеслава Щапова заключили под стражу в СИЗО, а спустя некоторое время отпустили под домашний арест. Потом ему и вовсе избрали самую легкую меру пресечения — запрет определенных действий. После чего Щапов устроился в сердечно-сосудистое отделение другой республиканской больницы, на ул. Победы. Но этой весной — за несколько дней до оглашения приговора — практикующего хирурга снова отправили в СИЗО. Дело в том, что мужчина, которому грозило до 10 лет неволи, а также многомиллионные «взыскания», поторопился заключить контракт с Министерством обороны России сроком на 3 года, чтобы в качестве «командира медицинско-перевязочного взвода и начальника отдела медроты с развертыванием 100 госпитальных коек» отправиться в зону специальной военной операции. Именно такая должность оказалась вакантной с 8 марта. По информации «С», «боевой путь к освобождению» ему посоветовали три влиятельных товарища, один из которых — недавний главный федеральный инспектор по РМ Михаил Сезганов. Но сторона обвинения расценила «патриотический порыв» как попытку пересечь госграницу, чтобы скрыться от правосудия на территории другой страны. К тому же по закону заключать подобные военные контракты имеют право только те еще не осужденные граждане, которые обвиняются в преступлениях максимум средней степени тяжести. А вот махинации с аппаратами ИВЛ потянули на «тяжкую». В итоге суд снова заключил незадачливого эскулапа под стражу.
Разбитая игрушка
«Щапов закупал аппараты ИВЛ по цене, превышающей среднерыночную почти в 3 раза, — заявил в ходе прений представитель Прокуратуры РМ. — Это подтверждается сведениями, полученными из нескольких российских больниц, которые в то время тоже приобретали аналогичные препараты… Что касается скрытого видеоустройства, то у женщины, пришедшей на прием к главному врачу, не было намерений совершить посягательство на его жизнь! Подсудимый тоже не мог расценить ее деяния именно таким образом. Да, женщина была возмущена смертью в этой больнице близкого родственника, но она всего лишь разбила елочную игрушку. Поэтому доводы Щапова о том, что таким образом он обеспечивал личную безопасность, надуманны. Наоборот, если бы главврач на самом деле опасался за свою жизнь и здоровье, то предупредил бы посетительницу о том, что в помещении работает официально установленное видеоустройство…»
Гособвинитель предложил «выписать» Щапову 4,5 года общего режима, а также взыскать с него штраф 700 тысяч рублей и весь причиненный бюджету ущерб. При этом прокурор особо отметил, что при назначении наказания необходимо учесть, что Щапов в настоящее время работает врачом-хирургом и получил ряд различных благодарностей… Не признавший вины мужчина женат и имеет постоянное место жительства. Но совершенное злодеяние представляет повышенную опасность для общества. Ущерб, причиненный преступлением коррупционной направленности, до настоящего времени не возмещен…
Приговор
Нашумевший процесс стартовал 23 августа прошлого года. Было проведено 40 заседаний… «День икс» назначили на 20 марта. По «мошеннической» статье мужчине дали 4 года неволи со штрафом 200 тысяч рублей. За «подглядывающее устройство» — еще один год. Затем служители Фемиды частично сложили наказания. Результат «медицинского исследования» — 4,5 года общего режима со штрафом 300 тысяч рублей. При этом гражданский иск от имени РКБ им. Каткова, который следует взыскать с осужденного, был удовлетворен в размере 9 миллионов 200 тысяч рублей. Чтобы врачу было чем расплачиваться, суд сохранил наложенный арест на его автомобиль «Лада-Веста» 2020 года выпуска. Что касается видеоустройства, то, согласно решению вершителей правосудия, его следует уничтожить. При этом Щапов все равно вину не признал и не назвал никаких фамилий возможных пособников. Как до сих пор предполагают представители медицинских кругов, Щапов если и был виновен, то не мог действовать в одиночку. И уж никак не являлся главарем «распильной» схемы. «Вячеслав Викторович, вы по-прежнему намерены отправиться в зону спецоперации, даже в качестве уже осужденного?» — успел спросить корр.«С», прежде чем расторопные сотрудники полиции увели его из зала суда. «Конечно!» — воскликнул хирург…