Найти в Дзене
Sminex

От ЦУМа до «Лаврушинского»: как монолитные технологии помогают строить красивые дома

Здания с впечатляющей архитектурой человечество научилось возводить очень давно. Вспомнить хотя бы знаменитый комплекс пирамид в Гизе в Египте. Однако по-настоящему красивые дома стали появляться с освоением монолитных технологий. Они дают больше свободы для творчества архитекторов, позволяют возводить строения со стрельчатыми арками, большими пролётами и широкими окнами. Рассказываем, когда человечество придумало «отливать» здания, какие здания в Москве стали первыми монолитными и как мы возвели из монолита дом «Лаврушинский» с бионическими фасадами.

Домашнее литьё

Считается, что первые монолитные дома появились в Греции в II веке до н. э. В ту пору строители использовали каменные плиты или древесные щиты, между которыми засыпали бутовый камень, и заливали его раствором извести — эмплектоном. После того как раствор застывал и набирал прочность, щиты снимали. Так получались стены домов, которые стояли не одну сотню лет.

Римский фригидарий в Байях из эмплектона, I век до н. э.
Римский фригидарий в Байях из эмплектона, I век до н. э.

Изначально техника эмплектон появилась как способ сэкономить связующий материал. Его действительно требовалось значительно меньше, поскольку основной объём стен занимал камень. Однако вскоре после начала применения литого известкового раствора открылось неожиданное свойство такой технологии: стены домов получались прочными. Дело в том, что такой монолит представляет собой композит, в котором исходные материалы дополняют свойства друг друга.

В I веке до н. э. технику эмплектона переняли и усовершенствовали римляне. Так, в 63 году до н. э. в Риме по монолитной технологии был построен театр Помпея. При его возведении зодчие впервые использовали деревянные подмостья — своего рода мосты, на которых были «отлиты» значительные по пролёту и высоте своды. В Древнем Риме изготовление литых стен с каменным наполнителем называлось opus caementicium (опус цементициум).

Реконструкция ныне разрушенного храма Помпея
Реконструкция ныне разрушенного храма Помпея

В римской строительной традиции известковый раствор был доработан. Помимо самой извести и воды, в него добавлялись измельчённые пемза или кирпич и песок. «Римский бетон» обладал замечательным качеством — умел «самовосстанавливаться». Если появлялись небольшие трещины, в период дождей они быстро затягивались. Попадавшая на конструкцию вода вымывала из неё немного извести, которая заполняла трещину, а при высыхании затвердевала.

Французский Бетон и московские торговые дома

В 1824 году британский каменщик Джозеф Аспдин изобрёл портландцемент, который по сей день активно используется в строительстве. Оказалось, что при нагревании до 1480 градусов Цельсия смеси известняка и глины получаются гранулы твёрдого вещества — клинкера. Будучи перемолотыми с добавлением гипса, они и образуют портландцемент. Из него впоследствии изготавливается водный раствор, затвердевающий со временем и постоянно набирающий прочность.

Спустя 26 лет французский садовод Монье Бетон экспериментировал с изготовлением садовых украшений. Он использовал камни в качестве наполнителя, которые заливал цементным раствором. Получавшиеся изделия были очень прочными и выдерживали уличные условия: морозы, жару, дожди. В 1867 Монье Бетон запатентовал изобретённый материал, который и стал известен по его фамилии. После этого технология быстро пришла и в строительство. Так, в 1881 году в России из монолитного бетона была возведена Санкт-Петербургская контора Государственного банка. Девелопером выступила фирма «В. Гюртлер и Ко». Это было первое в России монолитное здание из бетона.

Здание Госбанка в Петербурге
Здание Госбанка в Петербурге

Вскоре бетонные технологии были усовершенствованы и стали железобетонными. Для усиления конструкций стали применять железный каркас. Первым зданием, где использовали железобетон, стал ГУМ — Верхние торговые ряды, построенные в Москве в 1893 году, с фасадом, выходящим на Красную площадь. Именно из этого материала здесь выполнены мосты-переходы между балконами второго и третьего этажей. Их спроектировал инженер и архитектор Артур Лолейт.

Мостик-переход в ГУМе
Мостик-переход в ГУМе

Когда здание Верхних торговых рядов впервые открылось для посетителей, люди поначалу опасались ходить по мостикам, боясь, что они обвалятся. И действительно, для того времени эти арочные конструкции выглядели очень необычно: они были тонки и не производили впечатления надёжных. Однако мостики-переходы между балконами служат в ГУМе по сей день.

ЦУМ
ЦУМ

После Лолейта технологии изготовления монолитных конструкций из железобетона стали быстро распространяться. Так, в 1906 году архитектор Роман Клейн спроектировал и начал строить семиэтажное здание торгового дома «Мюр и Мерилиз» на Петровке. Сегодня оно известно как ЦУМ. Новое здание возводили на месте сгоревшего в 1900 году торгового дома. В конструкции дома в неоготическом стиле Клейн широко использовал монолит из железобетона. Именно этот материал позволил архитектору создать большие стрельчатые окна, огромные витрины, башенки и даже готическую розу.

Железобетонные квартиры

ЦУМ стал первым в Москве нежилым зданием, возведённым из железобетона. Первые железобетонные жилые дома в столице — здания серии И-521А. Они стали также первыми монолитными небоскрёбами — 25 этажей. Во всём городе в 1974­–1994 годах их построили около десяти — в Обручевском районе, Чертанове Южном и Хорошёве-Мнёвниках. Наиболее известны И-521А на проспекте Маршала Жукова, 31 и на улице Чертановской, 65.

Дом серии И-521А в Чертанове
Дом серии И-521А в Чертанове

Особенность домов заключается в совмещении технологий монолитного и панельного строительства. Они имеют монолитный каркас из железобетона, на котором закреплены внешние стены из типовых панелей — из соображений экономии. И-521А выполнены в стиле брутализма с рублеными фасадами. В глаза бросается, что часть этажей в них во время строительства как будто повернули относительно всего здания на 90 градусов — смелое и неожиданное решение, которое, впрочем, в московской архитектуре не прижилось.

Сегодня монолитные технологии с использованием железобетона применяются довольно широко. Основная причина — архитектурная свобода. Можно «отливать» здания разнообразных форм с самым необычным обликом. Как, например, клиентский деловой центр TWIST, который мы строим в 30 метрах от метро «Савёловская». В нём каждый этаж по площади больше предыдущего, углы скруглены за счёт моллированного стекла, а само здание закручено вокруг вертикальной оси.

Клиентский деловой центр TWIST
Клиентский деловой центр TWIST

Монолит, в отличие от кирпичных и панельных домов, позволяет уменьшить количество несущих стен внутри здания. Это даёт большую свободу в создании функциональных планировок квартир: становятся возможны просторные кухни-гостиные, мастер-спальни, большие балконы. И ещё одна важная черта железобетона — он постоянно набирает прочность, причём точно не известно, когда этот процесс останавливается и останавливается ли вообще. Поэтому только лишь оценочный срок эксплуатации монолитных домов составляет 100­–150 лет.

Наконец, благодаря монолитным технологиям с использованием железобетона появилась уникальная технология Up-Down. Она позволяет строить дома одновременно вверх и вниз: подземная часть возводится одновременно с надземной. Это сокращает сроки строительства в среднем на 1,5–2 года. По технологии Up-Down мы возводим клубный дом «Чистые Пруды» в 50 метрах от знаменитого бульвара. Здесь такой подход позволил сохранить фасад доходного дома начала XXвека, архитектором которого выступил барон Отто фон Дессин. Строительство ведётся внутри исторического объёма.

Клубный дом «Чистые Пруды»
Клубный дом «Чистые Пруды»

Бионический фасад в километре от Кремля

А ещё монолит — одна из технологий, позволяющих строить красивые дома с необычной архитектурой в точности как на рендере. Например, в 2024 году мы завершим возведение дома «Лаврушинский», самого высокого нового здания на Якиманке. Его архитектура в бионическом стиле сочетает плавные линии и прямолинейную геометрию.

Три корпуса «Лаврушинского» — Восточный, Центральный и Западный — получили прихотливо изгибающуюся форму карниза. На уровне жилых этажей она дополняется отдельными балконами, каждый из которых представляет собой сглаженный вынос. Визуально каплевидные и скруглённые балконы образуют бегущую волну вдоль главного фасада. Для изготовления таких монолитных конструкций мы использовали нестандартную опалубку по индивидуальному проекту. Так «Лаврушинский» стал заметной частью архитектурной ткани Якиманки.

«Лаврушинский»
«Лаврушинский»

«Лаврушинский» находится всего в 1 километре от Кремля. Монолитные технологии позволили создать панорамные высокие окна, из которых главную достопримечательность Москвы видно ещё лучше. В квартирах установлено моллированное — изогнутое — остекление. Благодаря этому в угловых окнах отсутствуют элементы, способные загородить или нарушить панорамный обзор.

Часть фасада «Лаврушинского»
Часть фасада «Лаврушинского»

Элитный дом расположен в глубине квартала, посередине собственного двора-парка площадью 1,4 гектара. Это даёт удивительное для центра Москвы ощущение тишины и комфорта. Только для жителей в доме созданы фитнес-зал и спа-комплекс с 25-метровым бассейном, хот-табом, сауной, хаммамом и двумя beauty room по фирменному стандарту FIT LAB. Есть развивающие детская площадка и игровая комната по стандарту KID’S LAB.

В доме представлен уникальный выбор квартир с просторными балконами, пентхаусов с террасами, бассейнами и каминами, роскошных вилл. В «Лаврушинском» 101 продуманное планировочное решение. Дом оснащён полным комплексом систем комфорта, включающим приточно-вытяжную вентиляцию с тонкой фильтрацией и забором воздуха с высоты 54 метра, индивидуальные системы увлажнения и отдельный сервисный лифт для обслуживающего персонала.

«Лаврушинский»
«Лаврушинский»

Сейчас строительство дома уже в завершающей стадии: ведётся отделка фасадов чёрным гранитом и натуральным известняком, устройство балконов, демонтаж строительных лесов, подготовка к благоустройству двора-парка, монтаж систем отопления и запуск скоростных лифтов. Жители получат ключи от квартир в IV квартале 2024 года.

Подробнее о «Лаврушинском», образе жизни в нём и бесподобных видах на Кремль вы можете узнать на сайте дома.