Авторская колонка Михаила Ракитского
В начале этого выпуска я должен сказать, что некоторое время жил в Орске, учился там. Сегодня Орск топит, страшно топит. Что на самом деле беспокоит людей?
«Все хорошо»
Выплаты в сто тысяч рублей, обвинение пострадавших в том, что они игнорировали эвакуацию, их беспокоят мародеры и отсутствие питьевой воды в магазинах, которая разлетается за секунды.
Они благодарят спасателей, которые пытаются хоть что-то сделать с дамбой, на которой стоят — я простонародно процитирую — не жрамши, денно и нощно. Эмчеэсники вывозят людей, возвращаются за животными, помогают им орчане. Простые мужики с моторными лодками, а женщины ревут, потому что не знают, что делать дальше.
Мэр города Василий Козупица отрапортовал 3 апреля, что все хорошо:
«Вечером еще раз осмотрел дамбу. Вместе с Сергеем Егером, моим заместителем по муниципальному хозяйству, проверили состояние защитного сооружения и подъездных путей к нему. Вода, местами присутствующая у тела гидротехнического сооружения, — нормальное явление...
Опасений у людей, что их может затопить, нет. Вспомнили времена, когда Орск переживал половодье в отсутствие дамбы. Тогда паводком топило дома на улице Набережная. Сейчас такой угрозы нет».
В смысле нет?!
Вот это людей и поражает. Орск топило почти каждый год, пока дамбы не было, потом ее построили. Ну как построили — как получилось. Орчане теперь задаются вопросом: а почему не забетонировали? Логично ж укрепить сооружение, или что, такого не было никогда и Урал не выходил из берегов? И это не мои вопросы, это люди простые спрашивают.
На строительство плотины ушел почти миллиард рублей – большую стройку сдали в 2014 году. Представляете, какие это деньги в то время?
Сам Василий Николаевич на мой звонок не ответил, а его коллеги-чиновники говорят, что глава не Господь Бог и не мог предугадать, что такое случится. А ведь это правда, только зачем было однозначно заявлять, что угрозы не было? И зачем теперь разгонять кейс, что об эвакуации объявили за несколько дней?
В интернете уже создана петиция против градоначальника
Я ни в коем случае не призываю ее подписывать — я обещал вам рассказать, что беспокоит людей по-настоящему. Вот что: они требуют главу города Орска В. Н. Козупицу снять с поста.
Но в то же время они признательны спасателям, волонтерам, неравнодушным, которые на своих моторных лодках ходят по Орску и пытаются сделать хоть что-то.
Оренбург тоже в опасности
Ситуация плачевная сейчас не только в Орске, вода подходит к областному центру — уровень почти на отметке девять метров, критический показатель.
В Орске вода выше. Больницы сейчас отменяют плановые приемы, некоторые лечебницы тоже в зоне подтопления, под водой жилые дома. И таких домов – тысячи. Трое человек погибли. Сколько остались без крыши над головой?
И хотя «угрозы не было», вода пришла в район, который называется Новый Город. Его почти никогда не топило, а сейчас и оттуда эвакуируют людей. И у них паника, они не знают, что делать.
Выше по течению Урала — Ириклинская ГРЭС, километров восемьдесят от города, оттуда идет вода, ее необходимо сбрасывать, чтобы плотина выдержала. Пик подтопления, по оценкам специалистов, ожидается 10 апреля.
А пока орчанам ничего не остается, кроме как надувать лодку и становиться настоящими героями.
Проблемы не только в стихии
Те, кому пришлось эвакуироваться, рассказывают жуткие вещи. Некоторые возвращались за вещами — на лодке, разумеется, — и видели огромное количество животных, которых отпускали с привязи. Собаки не убегают, стерегут дома, сидя на крышах. Крупный рогатый скот умирает.
Есть еще одна проблема – мародеры. Одни становятся героями, про других и говорить не хочется. Кто-то в городские чаты пишет, что бесплатно раздает воду, а кто-то завышает цены на аренду жилья.
Вода там, где подтопления нет, бежит из крана — пить не рекомендуют, нашли какой-то вирус, несколько человек отравились. В магазинах за ней очередь, и сегодня стало известно, что крупные ретейлеры завезли бутилированной питьевой воды в четыре раза больше обычного.
Простых людей волнует не официоз. Я надеюсь, у меня получилось вам рассказать, что на самом деле беспокоит орчан. Но они справятся, им только помочь надо, а не говорить, что угрозы не было.