107,7K подписчиков

Четыре дня в Мариуполе и четыре дня в Луганске. Где я была в эти дни? Первый текст о моей поездке на Донбасс

3,1K прочитали

Итак, фотографии из прошлого поста-загадки были из Мариупольского зоопарка. Почти угадали, кто назвал Тайган - этих львов и тигров на время эвакуировали в Тайган. Да, я ездила в Мариуполь. И в Луганск. Мой первый текст о поездках вышел на 360TV сегодня. И он - о самом главном, что я там увидела. Главных наблюдений было два. Первое - сегодня.

Итак, фотографии из прошлого поста-загадки были из Мариупольского зоопарка. Почти угадали, кто назвал Тайган - этих львов и тигров на время эвакуировали в Тайган. Да, я ездила в Мариуполь. И в Луганск.

И на примере разницы Мариуполя и Луганска (там и там была по четыре дня) поняла, что же произошло на Донбассе. Так вот, глобально. Его бросили в прошлом. В 1991 году и Донбасс, и Украину бросили в качестве кормовой базы для искусственного государства. Люди лишились шанса хоть на какое-то развитие. Страшное отставание. Которое видно именно в сравнении этих двух городов: Луганск за восемь лет без Украины, хоть и с войной и обстрелами, превратился в крепкий российский середнячок. Мариуполь - зупустение. Хотя еще в 2000-е это был более русский город, чем Луганск. Но на восемь лет задержался на Украине плюс принял около ста тысяч украинцев, выехавших из ДНР с 2014 года. Разница колоссальная.

В Мариуполе сегодня видно, что против людей совершили огромное преступление: их бросили кормить своими жизнями искусственное государство, обрекли на отставание. У них зажрали жизни. У нескольких поколений. Отставание во всем колоссальное. Я ехала увидеть, в каком состоянии эти города прибыли в Россию. И все увидела. Жуть!

Жуть от огромного временного разрыва: при Украине, кажется, там не развивались города, бытовая культура, просто культура

Думаю, и на западе Украины так считают. И тут главное: на западе им не на кого надеяться, если это не приграничье с Польшей или Румынией. Некуда им бежать от такой жизни. А русскому Донбассу было куда. Следовало только дождаться момента и рвануть, хоть и с риском для жизни. Что люди и сделали. Я, кстати, об этом праве крове писала когда-то, в 2015-2016 году. И ничего, можно было такое писать и быть тогда колумнистом "Новой" - были еще дискуссии, люди друг с другом разговаривали... Впрочем, я что-то отвлеклась.

У нас, конечно, тоже не Швейцария, но и не на лебеде сидим. А там просто беда до сих пор, особенно в Мариуполе, где много украинцев из деревень.

Мой первый текст. С моими фото. Нафотографировала, как смогла

Предваряя вопросы, скажу: ездила сама, за свой счет, как путешественник. Никому не обязана. Помните, были такие блогеры за еду? Их возили в туры целыми самолетами, сразу скупая оптом. Сейчас есть такие, на Донбасс прямо вагонами их возят. Я поехала одна. Попробую потихоньку честно описывать все, что увидела. Сегодняшняя колонка, кажется, получилась. Я ее вынашивала много лет. Оставалось всего-ничего - съездить на Донбасс. Почему раньше не ехала, я рассказывала: ребенок. Муж уже немолод, если бы меня убили, вдруг с ним что-то случится? У нас нет ни одного родственника, кому дадут опеку - только две пожилые мамы. Я поехала, как только стало безопасно. Кстати, из Мариуполя в Луганск я ездила тоже через Таганрог, не через ДНР, потратив лишний день. Ибо обстрелы, а у меня правило - с войной не заигрывать и не теребить ее попусту. Я не войну ездила смотреть, не о войне писать, а о мире.

Решение ехать кругом было правильным - дорогу из Мариуполя через Донецк таки обстреливали, да. Кстати, и Мариуполь обстреливали во время моего там присутствия, даже как будто бы ракетами и дважды, но я ничего не слышала - только в новостях читала.