Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

На Северный полюс на воздушном шаре: экспедиция Андре в жизни и на экране

Оглавление

В 1895 году швед Саломон Август Андре предложил использовать воздушный шар для пролета над Северным полюсом. Эта экспедиция закончилась трагедией, о которой в 1982 году сняли художественный фильм «Полет Орла» (режиссер Ян Труэль)

Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в декабре 2021 года, где рассказано о создании во Франции шведского воздушного шара под названием «Орёл», путях экспедиции Андре, её исчезновении и экранизации таинственной истории.

К полюсу. Сердце запороша
Радостью, видит, клонясь над картой:
В нежных ладонях уносит шар
Голубоглазая Сольвейг 
 Арктика.

Фрагмент из стихотворения «Белый остров» Арсения Несмелова (1931 год)

5 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России публичный пуск небольшого теплового аэростата. В том же году воздушный шар впервые поднял в воздух человека. После этого воздушные шары неоднократно использовались для перемещений по воздуху. В 1895 году швед Саломон Август Андре предложил использовать воздушный шар для пролета над Северным полюсом. Эта экспедиция закончилась трагедией, о которой в 1982 году сняли художественный фильм «Полет Орла» (режиссер Ян Труэль).

Экспедиция

К концу XIX века Арктика и Антарктика оставались практически последними «белыми пятнами» земного шара. Туда стремились герои-первооткрыватели со всего мира и, особенно, из арктических стран. В то время как Норвегия была достойно представлена на этом поприще, «старшая по союзу» Швеция не могла похвастаться успехами в области арктических исследований.

Когда шведский инженер Андре предложил план, по которому ветер должен был перенести заполненный водородом воздушный шар со Шпицбергена в Берингов пролив, пройдя по пути над Северным полюсом, это было с энтузиазмом принято элитой страны. Был объявлен сбор средств на изготовление шара во Франции и подготовку к экспедиции. Большую часть суммы дали Альфред Нобель, Оскар Диксон и король Оскар II.

В Париже под руководством Анри Лашамбра был изготовлен воздушный шар, названный впоследствии «Орел». Он был оснащен «системой управления», состоящей из гайдропов — канатов, которые свисают с корзины воздушного шара и волочатся по земле, замедляя его движение.

Проверка шара на Шпицбергене
Проверка шара на Шпицбергене

В 1896 году экспедиция была готова, однако из-за отсутствия попутного ветра ее пришлось отложить на год. За это время изменился состав экспедиции: Нильс Густав Экхольм выразил сомнение в том, что конструкция «Орла» позволит выполнить поставленную задачу, так как во время полета теряется большая часть водорода, и отказался от участия. Многие исследователи из других стран, с богатыми традициями воздухоплавания, также критиковали план Андре. Даже дружественно настроенный лично к нему Фритьоф Нансен сомневался в успехе предприятия.

Состав экспедиции слева направо: Вильгельм Сведенборг (запасной), Нильс Стриндберг, Кнут Френкель, Саломон Андре. Источник: Gøsta Florman / Wikimedia Commons
Состав экспедиции слева направо: Вильгельм Сведенборг (запасной), Нильс Стриндберг, Кнут Френкель, Саломон Андре. Источник: Gøsta Florman / Wikimedia Commons

Подгоняемый инвесторами и прессой Андре не имел права на ошибку в 1897 году. 30 мая он вместе с молодыми исследователями: метеорологом Кнутом Френкелем и фотографом Нильсом Стриндбергом (родственником великого Августа Стриндберга) прибыл на Шпицберген. Наполнив полость шара водородом, они стали ждать попутного ветра. 11 июля, при устойчивом юго-западном ветре, путешественники поднялись в уже загруженную инвентарем и провиантом корзину и стартовали. Почти сразу шар стал лететь низко над водой, а большинство гайдропов оторвалось, что сделало его абсолютно неуправляемым. Чтобы избежать столкновения, путешественникам пришлось выбросить большую часть балласта (210 килограммов песка) за борт, и шар устремился ввысь. С тех пор его никто не видел…

Для связи с Большой землей использовались нетонущие буи и почтовые голуби. За все время были доставлены три послания (два с помощью буев и одно — голубя). Из них следовало, что полет проходит нормально. Больше сообщений доставлено не было.

Настольная игра, посвященная экспедиции Андре. Источник: Wikimedia Commons
Настольная игра, посвященная экспедиции Андре. Источник: Wikimedia Commons

Исчезновение экспедиции Андре породило массу домыслов, большинство из которых обвиняло в смерти ее участников представителей коренных народов Арктики. В 1930 году на острове Белый (Kvitøya) архипелага Шпицберген охотники на морского зверя обнаружили последнюю стоянку экспедиции Андре с останками ее членов и документацией (дневниками и фотоматериалами).

Из дневников следовало, что после взлета «Орел» провел в небе двое суток и три с половиной часа, после чего совершил вынужденное приземление. Далее три исследователя пошли по льду в сторону Шпицберген, при этом каждый из них тянул сани (с жесткой и неудобной конструкцией), груженые всяческой поклажей (от бутылок алкоголя и сгущенки до фотокамер и лодки).

В походе, продлившемся три месяца, им удалось пройти много километров, но все это было бесполезно, поскольку лед, по которому они шли, дрейфовал в противоположном направлении. По дороге Андре и соратники убивали белых медведей и питались их мясом, а также проводили фотофиксацию и исследования на местности.

Маршрут экспедиции Андрее. Источник: Wikimedia Commons
Маршрут экспедиции Андрее. Источник: Wikimedia Commons

В итоге 6 октября исследователи высадились на острове Белый, где умерли по неописанным причинам в течение нескольких дней. Среди причин, приведших к смерти позднее назывались трихинеллёз (паразитарная болезнь, вызванная червями, содержащимися в плохо приготовленном медвежьем мясе), нападение белого медведя, чрезмерное употребление опиума и т.д.

В Швеции после исчезновения и, особенно, после нахождения останков Андре, Френкеля и Стриндберга считали национальными героями, отмечая их самопожертвование во имя Родины и науки. Однако, в последнее время стал преобладать критический подход в оценке деятельности экспедиции Андре, указывающий на плохую организацию и ошибки ее начальника. В 1967 году Пер Улоф Сундман опубликовал роман «Полёт инженера Андре», который был экранизирован в 1982 году.

Церемония захоронения останков участников экспедиции. Источник: Wikimedia Commons
Церемония захоронения останков участников экспедиции. Источник: Wikimedia Commons

Экранизация

Фильм «Полет Орла» (шведская версия называется «Полёт инженера Андре») начинается с реальных фотографий останков участников экспедиции, убивая надежду на хэппи-энд. В экранизации добротно показана история подготовки и прохождения экспедиции. Эти «рабочие» сцены перемежаются показом романтических отношений Стриндберга (Йоран Стангерц) со своей невестой, а также Андре с его возлюбленной Гурли Линдер, которая была известной феминисткой, да к тому же была замужем.

Постер фильма «Полет Орла»
Постер фильма «Полет Орла»

Режиссер сосредоточился на показе атмосферы Швеции того времени, когда страна решила взять «исследовательский реванш»: «Проиграть под Полтавой, но выиграть на Северном полюсе». При этом шведам было важно обойти норвежцев, которые тогда стремились выйти из союза, и чей представитель Нансен уже был прославленным исследователем Арктики. В картине показан значимый спор между Андре (великий Макс фон Сюдов) и его оппонентом Экхольмом о планировании экспедиции, в котором начальник экспедиции осознано идет на риск ради славы Швеции.

Предлагая свои ответы на главный вопрос о причинах неудачи экспедиции, авторы показывают тщеславие Андре (который предпочитает риск и славную смерть) и давление, которое на него оказывают представители шведской элиты. Предсказуемая гибель участников экспедиции была обусловлена плохой подготовкой к выживанию в арктических условиях (отсутствие необходимых навыков и инвентаря), ведь они рассчитывали лететь всего несколько дней, а не перемещаться по льду месяцами. То, что они так долго могли выживать в таких условиях и сохранять волю к жизни, может считаться настоящим подвигом.

Обреченный экипаж воздушного шара. Андре (Макс фон Сюдов) на переднем плане. Кадр из фильма «Полет Орла»
Обреченный экипаж воздушного шара. Андре (Макс фон Сюдов) на переднем плане. Кадр из фильма «Полет Орла»

В итоге уставший от арктического похода и жизни на Белом острове, который сравнивается с Нифльхеймом, Стриндберг кончает жизнь самоубийством, падая в ледяную воду, Френкеля (Сверре Анкер Усдал) загрыз медведь, а оставшийся один и понимающий свои ошибки Андре, вероятно, принимает смертельную дозу лекарств (это не показано, но на это намекают).

После выхода фильм стал очень популярным в Швеции и в других европейских странах, ведь он показывает, как три человека вопреки обстоятельствам пытаются выжить в Арктике, постепенно теряя волю к жизни.

***

Автор: Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic