Амвросий Медиоланский
Статья была опубликована: Александр Доминик Римский: Амвросий Медиоланский // Аспирант и соискатель. 2014. № 3. С. 12-15.
«Сколь нам прискорбна и горестна самая краткость жизни! Отрок желает достигнуть юношеских лет, юноша помышляет о совершенном возрасте и, будучи недоволен цветущими летами, желает почтения старых. И так все, по природе, желаем перемены: ибо неприятно нам все настоящее. Да и самые желания наши по исполнении их не нравятся нам, и чего желали получить, того, получивши, отвращаемся».
Амвросий Медиоланский. О надежде воскресения.
Краткие сведения из биографии Св. Амвросия
Аврелий Амвросий (339/340 – 379) – был епископом города Медиоланума (совр. Милан), входившего в то далёкое время в состав Западной Римской империи. Амвросий является общим святым для Католической и Православной Церквей, так как жил в эпоху неразделённого христианства (т.е. до Рас-кола 1054 г.). Католики признают его Учителем Церкви. Св. Амвросий является так же одним из четырёх Отцов Церкви. Вошёл в историю как видный церковный и политический деятель, богослов и автор многочисленных религиозных гимнов. В Католической Церкви его память приходится на 7 декабря, в Православной – на 20 декабря. К слову: о том, что Амвросий Медиоланский издавна почитался в Русской Православной Церкви, свидетельствует наличие его жития в Служебных минеях (XII в.). Житие этого святого есть так же в Минеях-Четиих митрополита Макария, представляющих собой сборник религиозных текстов, составленный в XVI веке: туда входили 12 книг, рассчитанных на каждый месяц года и включавших в себя многочисленные жизнеописания святых.
Аврелий был выходцем из знатной семьи, его отец состоял в должности префекта Галлии. После смерти родителя семья будущего святого переехала в Рим, где он получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латинским и греческим языками. В 370 году Аврелий стал правителем Иллирии и Лигурии, с резиденцией в Медиолануме.
Не будучи даже ещё пока крещёным (в то время крещение христиане, как правило, принимали в зрелом возрасте, после тщательной длительной духовной подготовки), он активно участвовал в примирении ортодоксальных христиан с арианами – последователями александрийского священника Ария, учившего о неравенстве Сына Божия Иисуса Христа с Богом-Отцом. Успешное отстаивание идеалов христианства и борьба с язычеством (непосредственно по его поручению из римской курии была унесена статуя богини Победы) определили дальнейшую судьбу Аврелия: в 374 году он был избран епископом Медиоланума. Сначала он отказывался от столь высокой чести, но после того, как его кандидатура была поддержана лично императором Валентинианом I, согласился. Причём Аврелий попрежнему был только катехуменом (не был крещён). Все стадии церковной иерархии он прошёл за неделю: 30 ноября 374 г. его крестили, затем рукоположили в священники и 7 декабря поставили в епископы Медиоланума под именем Амвросий.
Возглавляя епископскую кафедру, Амвросий занимался не только одной религиозной деятельностью, где ему сопутствовал огромный успех и он стал одним из видных апологетов (защитников) христианской веры, но вёл так же активную политическую работу, в частности, до нас дошла его переписка с консулом Квинтом Симмахом. Амвросий запросто общался с «сильными мира сего». В качестве примера такого общения можем привести диалог, межу ним и императором Феодосием:
После кровавой казни большого числа фессалоникийцев, осуществлённой по приказу Феодосия, епископ Медиоланума сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Феодосий возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий сказал: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на императора епитимью (греч. «наказание» — накладывается священником на принявшим таинство покаяния христианина и заключается в исполнении кающимся тех или иных дел благочестия). Как свидетельствует Федорит Кирский, в 390 году, в праздник Рождества Христова, Феодосий, сложив с себя знаки своего императорского достоинства, принёс публичное покаяние в храме, после чего только был допущен епископом Амвросием до причастия.
Амвросий - автор ряда проникновенных эмоциональных проповедей, которые, произнесённые под церковными сводами, оказали сильное впечатление на его современников. Он написал так же ряд богословских сочинений, среди них самые значительные: «De fide» («О вере») и «De Spiritu Sancto» («О Святом Духе»). В своих трудах богослов активно опирался на трактаты Филона, Оригена, Василия Великого и целого ряда других церковных авторитетов своей эпохи.
Музыкальное наследие
Амвросий Медиоланский ввёл в Литургию исполнение антифонов. Антифон – лат. antiphona «звучащий в ответ» - начинающий и завершающий пение псалма короткий рефрен. Служит для заострения внимания на теме отмечающегося в данный день религиозного праздника, а так же задаёт тон речитации псалма. В начале V века Папа Целестин I добавил антифон в Мессу,
позже тот стал так же частью григорианского пения. Ранее антифон повторяли после каждого стиха псалма, впоследствии практика такого исполнения охранилась только в предначинании (invitatorium). Непосредственно от антифонного пения черпает истоки и ряд песнопений современной Католической Мессы: входное песнопение (интроит), песнопение на приношение Св. Даров (офферторий), а так же причастное песнопение (коммунио). В настоящее время антифон – наиболее распространённый жанр песнопений Западной (Католической) Церкви. В Восточной (Православной, Византийской) традиции ближе всего к западным антифонам стоят праздничные антифоны литургии: у каждого стиха исполняемого псалма здесь имеется краткий припев, аналогичный западному антифону. Следует добавить, что Амвросий не является изобретателем антифона, как жанра, ибо ранее антифоны уже были известны в Палестине и Сирии, к его заслугам принадлежит лишь введение этой формы в западное богослужение.
Кроме антифонного пения, Амвросий известен так же как плодовитый гимнограф (греч. от hymneo петь, славить). Ему приписывается авторство 14 церковных гимнов. О том, что 4 из них написал именно он, свидетельствует Августин Блаженный. Вот названия этих произведений: «Deus creator omnium», «Aeterne rerum conditor», «Jam surgit hora tertia», «Intende qui regis Israel». В данных гимнах впервые используется так называемый «амвросианский стих» – четырёхстопный ямб. К перу Амвросия так же относят следующие произведения этого жанра: «Illuminas», «Altissime», «Splendor paternae gloriae», «Aeterna Christi munera». Гимн же «Te Deus laudamus», который принято тоже считать им написанным, принадлежит, скорее всего, иному автору. Мелодии же, под которые воспроизводились сии произведения, были записаны только в XI веке, поэтому во времена самого Амвросия исполня-лись, видимо, под другие мотивы.
Но это ещё не всё! К заслугам Амвросия на поприще литургической музыки относится так же основание им одного из четырёх видов западного хорала, названного по имени своего изобретателя – амвросианского. /Другие хоралы: мозарабский, галликанский и григорианский/.
Амвросий был очень любим своими современниками, церковные предания сообщают нам о многочисленных чудесах, совершенных по его заступничеству.