Найти тему

Инклюзия: модный тренд или необходимость

Оглавление

Что такое инклюзия? Это слово известно всем, а вот точный его смысл, оказывается, гораздо шире, чем большинство из нас привыкло думать. О том, что такое инклюзия, «Родительскому университету» рассказала Елена Викторовна Ушакова, кандидат психологических наук, доцент.

Е.В. Ушакова, кандидат психологических наук, доцент МГПУ. Фото: mgpu.ru
Е.В. Ушакова, кандидат психологических наук, доцент МГПУ. Фото: mgpu.ru

Что такое инклюзия

Инклюзивные процессы, которые происходят в современном обществе, никак нельзя отнести к категории «модных трендов». Инклюзия, с одной стороны, глобальный вызов для общества и для каждого человека. С другой стороны, это процессы, которые охватили все сферы нашей жизни, это неотъемлемая характеристика общества.

Инклюзия — процесс включения в активную социальную жизнь всех людей, имеющих особенности в физическом или психологическом развитии, в том числе с инвалидностью, ментальными особенностями (и это необязательно заболевания), особенностями воспитания.

Инклюзия – широкое понятие. Оно охватывает интересы не только лиц с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, но и одаренных людей, семьи мигрантов, а также обычных людей.

В основном на практике инклюзия помогает преодолевать стереотипы в отношении людей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Эти люди демонстрируют уникальные достижения на театральных подмостках, спортивных аренах, танцполе и выставках.

Среда равных возможностей

Чтобы людям с различными особенностями здоровья можно было передвигаться с минимальной посторонней помощью, в городах (пока в основном в крупных) создается безбарьерная среда.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Неслышащие имеют возможность легко ориентироваться в пространстве города, незрячие получили возможность в театре посмотреть спектакль, используя ресурсы тифлокомментирования, а выставочные комплексы и музеи стараются сделать доступными для всех посетителей, в том числе имеющих особые потребности. Например, есть музеи, где проводят экскурсии на русском жестовом языке, выставочное пространство выстраивается с учетом особенностей людей с расстройствами аутистического спектра или маломобильных посетителей.

А что с образованием?

Современная школа способна удовлетворить образовательные потребности разных детей – от имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) до одаренных (это тоже инклюзивное образование!). Успешной инклюзия будет, если родители и педагоги будут опираться на три принципа:

  • учет интересов ребенка;
  • разумность организации инклюзивных процессов;
  • ответственность за принятые решения.
В законе об образовании (ФЗ-273) закреплены вариативные возможности получения образования для обучающихся с ОВЗ – в отдельных классах, группах или совместно с другими ребятами, которые не имеют особенностей в развитии. При каждом варианте обучения для детей создаются специальные условия. Это помощь специалистов помогающих профессий (логопед, психолог, дефектолог), специальные учебники и учебно-методические пособия, организация пространства и пр.

Ребенок с задержкой психического развития может обучаться в одном классе вместе с ребятами, у которых нет таких особенностей. То же касается и учеников с расстройствами аутистического спектра Педагоги должны помочь детям овладеть образовательной программой, адаптированной под их потребности и возможности.

Но самое главное – в едином образовательном пространстве создается большое количество активностей, объединяющих детей с разными образовательными потребностями. Это экскурсии, кружки и секции, праздники, мастер-классы и другие досуговые мероприятия. В детском коллективе дети учатся общаться, помогать друг другу, проявляют активность и инициативность в разных видах деятельности. Этот перечень крайне велик, и он отражает все те умения и навыки, которые так необходимы каждому для жизни в разном, удивительно интересном и загадочном мире.

Инклюзивные процессы обогащают жизнь каждого. Ведь все мы разные, но живем в одном мире и каждому в этом мире должно быть комфортно.

Трудности реализации

Особые образовательные потребности учащегося могут стать препятствием к полноценному общению в коллективе сверстников, причиной травли и неуспешности в обучении. Избежать этого помогут:

  1. правильная и разумная организация процесса построения взаимоотношений и обучения;
  2. программа, адекватная образовательным потребностям обучающегося;
  3. специальные методы обучения;
  4. психолого-педагогическое сопровождение;
  5. при необходимости – помощь логопеда, психолога, дефектолога;
  6. формирование и поддержание инклюзивной культуры.

При соблюдении всех этих условий каждый участник инклюзивной среды (как с ОВЗ, так и без них) может реализовать свои ресурсы и получить не только качественное образование, но и бонусы для дальнейшей жизни в инклюзивном обществе.