1,5K подписчиков

Боевое искусство страны Советов и Царской России.

1,2K прочитали

История самбо подробно описана, однако её хронология разрознена. Изначально относились с пренебрежением ко всему, что было создано в период до советской эпохи. Позже критиковали труды множества спортсменов, тренеров и энтузиастов, активно деятельных в советские времена. В результате этого самая передовая система боевых искусств в истории человечества потеряла свою популярность.

Каждый рассказ о самбо начинается с упоминания древних времен, начиная с греческого панкратиона и древних боевых искусств Европы и бывшего Советского Союза. Я собираюсь упростить эту тему, начиная с периода перед революцией. Начало 20-го века было удивительным с точки зрения культуры. Хотя век уже сменился, многие черты предыдущего столетия еще оставались актуальными. В начале 20-го века в России самым популярным видом борьбы была французская, затем она стала классической. Сейчас от былой популярности французской борьбы остались лишь остатки. В начале века профессиональные борцы выступали в цирках по всей стране. Они были мастерами в различных дисциплинах, вызывая зрителей на поединки, в которых побеждало лишь немногих. Тот, кто одерживал победу, становился профессиональным борцом. Все в России знали имена таких героев, как Дядя Ваня, Железный Самсон и Иван Поддубный. Однако, все понимали, что сила и ловкость французских борцов были природным даром. Тем не менее, некоторые боевые навыки без оружия были востребованы как среди полицейских, так и среди обычных граждан для самозащиты в сложных ситуациях. Спрос на такие навыки быстро породил предложение. Биограф САМБО М.Н. Лукашев описывает ситуацию в царской России следующим образом:

Царская Россия также не осталась в стороне от общей тенденции, хотя методы самозащиты там развивались не всегда успешно. В России навыки самозащиты, за исключением тех, что приходили из любимых видов спорта, таких как кулачный бой и борьба, были не очень распространены.

В царской армии не проводилось обучение солдат приемам самозащиты во время штыкового боя. Тем не менее, большинство рекрутов из народа обладали опытом кулачного боя и национальной борьбы, которые могли использовать по необходимости. Опытные воины также мастерски сочетали действия с штыком или прикладом с различными ударами головой и ногой.

История самбо подробно описана, однако её хронология разрознена. Изначально относились с пренебрежением ко всему, что было создано в период до советской эпохи.

В полиции и жандармерии долгое время существовали практические навыки применения различных приемов, таких как загиб руки за спину и обезоруживание. Однако специального обучения в этой области не проводилось до 1898 года, когда известный борец-профессионал и чемпион мира Владислав Пытлясинский начал преподавать приемы самозащиты местной полиции в Ревеле. Скорее всего, он использовал материалы из книги Фабиана фон Ауэрсвальда, приобретенной им за границей.

Что касается джиу-джитсу, то В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков утверждают, что официальный интерес к этому искусству в старой России появился в 1902 году, но тогда это не принесло реальных результатов. В 1907 году в России проявился явный интерес полиции к джиу-джитсу, о чем сообщил журнал "Полицейский вестник", рассказав о преподавании этой системы немецким полицейским. Капитан полиции Демерт также выпустил книгу "33 приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Джиу-джитсу".

Анатолий Харлампиев, один из основателей САМБО, впоследствии отметил, что интерес к приемам самозащиты и нападения увеличивался с каждым днем. Издатели начали выпускать книги по джиу-джитсу, такие как руководства от Н. Гармана и Кары Ашикаги, а также книжечка от Эмиля Андре "Искусство защищаться от уличных нападений". Эта литература была написана таким образом, что выполнение описанных в ней приемов было практически невозможно. Однако реклама джиу-джитсу создала загадочную атмосферу вокруг него для тех, кто не был знаком с этим искусством.

История самбо подробно описана, однако её хронология разрознена. Изначально относились с пренебрежением ко всему, что было создано в период до советской эпохи.-2

По моему мнению, как Лукашев, так и Харлампиев осуждают дореволюционных энтузиастов самозащиты с точки зрения общественных обстоятельств. Во-первых, отрицание или игнорирование предшественников неправильно, поскольку это может привести к новым ошибкам в будущем. Во-вторых, многие дореволюционные авторы разрабатывали свои методики не на основе джиу-джитсу. Например, упомянутый Эмиль Андре использовал приемы французской борьбы, английского бокса и савата.

Сам Эмиль Андре писал:

Мы не будем описывать начальные упражнения, которыми занимаются в залах бокса те, кто стремится стать истинными любителями этого спорта. Мы ограничимся несколькими замечаниями по различным аспектам. Например, английский бокс включает в себя удары кулаком, а французский бокс дополнительно использует удары ногой.

Видно, что здесь нет ни слова о джиу-джитсу.

Таким образом, миф о самбо как о "большевистском джиу-джитсу" не выдерживает критики. Даже если бы джиу-джитсу не существовало, самбо все равно возникло бы, почти в том же виде, каким оно представлено на самом деле. Например, И.В. Лебедев, известный как Дядя Ваня, разрабатывал и преподавал самооборону петроградским городовым и офицерам полиции, используя свои собственные методики, основанные на опыте тяжелой атлетики и французской борьбы.

Теперь давайте рассмотрим дореволюционное джиу-джитсу как один из ключевых элементов, на которых основывалось создание самбо. Ведь приход джиу-джитсу и дзюдо в Россию ускорил процесс создания самбо.

"Три слова – "Самозащита. Бокс. Джиу джитсу!" – двадцать лет назад вызвали огромный интерес не только среди спортивных экспертов, но и среди общественности по всему миру. Американские боксеры, разгромляющие толпы хулиганов несколькими мощными ударами, и загадочные, миниатюрные японцы, демонстрирующие свои навыки, привлекли внимание и стали объектом вдохновения для многих писателей", - отмечал Нил Ознобишин в своей книге "Искусство рукопашного боя". Далее он подчеркивал:" К сожалению, среди этой пестрой и неглубокой рекламы трудно найти хотя бы один конспект, который бы систематически и понятно изложил принципы японской системы. Подобные явления наблюдались не только в России, но и в других странах, таких как Франция, Англия и Америка. Зарубежные издания выглядят более роскошными и содержат великолепные фотографии практически невероятных, фантастических приемов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, эти книги написаны совершенно неопытными людьми (чаще всего профессиональными писателями), которые провели всего лишь небольшую беседу с преподавателем самозащиты перед написанием. Во-вторых, хороших преподавателей джиу-джитсу так мало, что их можно пересчитать буквально по пальцам. Они в большинстве своем работают не в Японии, а, увлеченные более высокими заработками, выступают в роли демонстраторов ведущих центров Европы и Америки. В-третьих, эти преподаватели, как и следовало ожидать от профессионалов, не желают раскрывать все секреты своего мастерства в литературе."

В странах с капиталистической экономикой японские эксперты обычно предоставляют лишь часть своих знаний по системе, зная, что их клиенты, в основном богатые люди, занимаются самозащитой больше для развлечения, чем для серьезного изучения. Они раскрывают ценные секреты своего мастерства лишь некоторым избранным ученикам.

Книги по джиу-джитсу того времени были оригинальными произведениями. Например, переведенная с английского книга японского профессора Кары Ашикаги начиналась с описания японской системы физического развития, известной как "Джиу-джитсу". Ашикаги описывал ее как благородное искусство, направленное на использование сил противника против него самого. Он подчеркивал практичность и экономичность японцев, которые стремились использовать эти силы в своих интересах.

История самбо подробно описана, однако её хронология разрознена. Изначально относились с пренебрежением ко всему, что было создано в период до советской эпохи.-3

В целом, были веские основания для критики такой литературы. Но не стоит отрицать ее полностью. Ревность основателей САМБО к дореволюционным предшественникам не объясняется идеологическими причинами, как часто пытаются представить. Это скорее чисто субъективные мотивы. Одно дело быть создателем самой совершенной боевой системы в мире, другое - быть лишь талантливым продолжателем. Однако стоит признать, что как Ознобишин, так и Спиридонов были продолжателями, а не инициаторами. Именно из их работ возникло самбо. Заметим, что книга В.А. Спиридонова, выпущенная в 1927 году, называлась не "самбо", а "Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитцу".

История самбо подробно описана, однако её хронология разрознена. Изначально относились с пренебрежением ко всему, что было создано в период до советской эпохи.-4

Имеет ли САМБО корни в джиу-джитсу? Ответ может быть как утвердительным, так и отрицательным! Причина в том, что в джиу-джитсу не было ни одного приема, который был бы неизвестен в России до прихода японской системы. В основе всех видов борьбы лежат примерно одни и те же технические элементы, которые оттачивались веками, и в этом смысле нельзя назвать что-то абсолютно новым. Отличие между различными системами борьбы заключается в основных принципах и методиках. САМБО перестало быть просто имитацией джиу-джитсу, когда была разработана собственная методика его применения.

Следует отметить, что уязвимым местом любой боевой системы является сложность освоения наиболее эффективных приемов. Например, тычок пальцем в глаза может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Однако, его травмоопасность делает его трудным для освоения и малоприменимым.

Эту проблему первым попытался решить Дзигаро Кано. Его работа привела к созданию системы дзюдо. Многие современные люди, даже увлекающиеся спортивным дзюдо, не подозревают, что изначально дзюдо было полноценной боевой системой. О дзюдо в первые годы советской власти я расскажу в другой статье.