Найти тему

Одно из старейших предприятий Сибири - солеваренный завод под Канском

Посадские люди братья Алексей и Иван Жилины всегда были мужчинами рисковыми, предприимчивыми и трудолюбивыми. Им не нравилось быть "как все", но и на легкие деньги они никогда не рассчитывали. Узнав, что недалеко от Канска еще тунгусы натыкались на соляные ключи, мужчины решили попытать удачу. И улыбнулась она им, показав выход к крупному источнику с соляным рассолом.

Солевой ключ. (фото с ресурса ngs24.ru)
Солевой ключ. (фото с ресурса ngs24.ru)

Путь к успеху

За одно только лето не боящиеся работы братья вдвоем смогли добыть 500 пудов соли. На деньги, вырученные от продажи, Жилины построили первую варницу и амбары из надежного кедра. Недалеко от источника предприниматели построили с десяток домов. Уже тогда в дальновидных планах братьев было превратить свой промысел в настоящее производство с новой деревней неподалеку.

На месте производства осталась разросшаяся деревня и башенки оставленного завода. (Фото с ресурса ngs24.ru)
На месте производства осталась разросшаяся деревня и башенки оставленного завода. (Фото с ресурса ngs24.ru)

Той 1000 рублей, что вложил Алексей Жилин в дело оказалось недостаточно. В отличие от Ивана, он считал, что техническое оснащение производства на самом первом этапе гарантирует максимально быстрый старт дела.

Не сумев убедить брата вложить дополнительные средства в задуманное дело, Алексей обратился к промышленному человеку Сергею Федорову с предложением войти в дело. И процесс пошел. Не смотря на чистую выручку в 4500 новому компаньону пришлось отдать вою долю Алексею уже через год. Недальновидность и любовь к легкомысленным тратам сыграли злую шутку с Федоровым. А успешное предприятие снова стало семейным.

Местные жители охраняют как могут старинные здания от мародеров, но лошади всегда находят возможность пробраться к просоленным стенам. (фото с ресурса kvgazeta.ru)
Местные жители охраняют как могут старинные здания от мародеров, но лошади всегда находят возможность пробраться к просоленным стенам. (фото с ресурса kvgazeta.ru)

Кюч жилины нашли в 1639, а в 1650 году они уже стали самыми богатыми людьми в регионе, останавливаться на достигнутом уровне они не хотели. Хваткие работящие мужчины на этот раз заинтересовались рассказами старожилов о местном природном богатстве. И занялись они поисками железа и слюды. Судьба была благосклонна к трудолюбивым и ответственным людям и в этот раз.

В 1951 году на Усолке появилась их кузница с водяной мельницей, раздувающей меха. Началась выплавка металла. Предприятие превратилось в мануфактуру с 40 рабочими в постоянном штате. Вот тут то и взыграла зависть у людей.

Захват предприятия

Многие пробовали составить конкуренцию братьям, даже соляные ключи находили, но средств для организации серьезного производства не имели.А в 1652 выше по Усолке появились варницы Троицко-Спасского монастыря. Монахи оказались очень жадными конкурентами, не желающими вести честную борьбу за рынок. Для устранения братьев они:

- отправляли своих людей избивать рабочих с мануфактуры;

- разоряли пашни;

- портили товар на складах.

Наибольший ущерб предприятию был нанесен путем строительства плотины выше по Усолке, что лишало Жилиных отправить добытый товар по обмелевшей реке на продажу.В 1666 году вотчина братьев в 450 десятин официально была продана монахам. А новые хозяева оказались не промах: уже к 1690 году они объединили источники в единое производство, добывающее не менее 7000 пудов соли в год.

На новом предприятии трудились не только монахи, но и 500 человек вольнонаемных. Было установлено четкое разделение труда, суровый режим работы и введены наказания в виде ударов плетьми за халатное отношение рабочих к своим обязанностям.

Пустующие здания, брошенного завода. (Фото с ресурса ngs24.ru)
Пустующие здания, брошенного завода. (Фото с ресурса ngs24.ru)

Вот только сама природа этого места благоволила лишь людям ответственным и трудолюбивым. Тех, кто отобрал у Жилиных их семейное дело, завод не принял. Расплата за подлость пришла к монахам в 1764 году, когда правительство решило перевести все церковное имущество в царскую казну. Предприятие стало государственным.

А в 1833 наступили черные дни для завода: он превратился в место каторжных работ для ссыльных. Трудиться им приходилось в кандалах. Сырость, скудное питание и тяжелый труд быстро высасывали силы из людей. Почти никто не возвращался с такой каторги. Статус завода, как места ссылки для преступников, сохранялся вплоть до 1876 года. В этот период на предприятии ежегодно добывалось около 165000 пудов соли.

Новые владельцы

Возвращение к мирной жизни началось с аукциона по сдаче в аренду сроком на 10 лет. Первым владельцем в 1975 году стал купец Игнатий Никитич Некрасов. Но не подчинился ему завод. Не принял ленивого человека. При его управлении многие постройки пришли в плачевный вид, предприятию был нанесен ущерб в 15000 рублей.

Завод во время работы. (Фото из архивов краеведческого музея с.Тасеево)
Завод во время работы. (Фото из архивов краеведческого музея с.Тасеево)

Повторные торги в 1885 году выиграл чиновник Пржигодский, но трудится оказался не готов. Поняв, что для восстановления требуется много сил и вложений, быстро отказался от аренды, объяснив свое решение открытием абаканского соляного источника и падением спроса на местную продукцию.

В 1890 году в аренду предприятие взял обычный крестьянин Яковлев Ф.В. Приняла его земля: оказался он человеком работящим, ответственным. Сам не отлынивал от работы. Мужчина и восстановил разрушенные троения, и вернул добычу соли в больших объемах.

Неподвластные времени просоленные здания завода
Неподвластные времени просоленные здания завода

А вот купцу Неробелову и врачу Тонконогову, захотевшим улучшить свое материальное положение с помощью уже отлаженного производства, не повезло. Они взяли завод в аренду в 1902 году, а в 1917 гоу его национализировали.

В советское время расширения производства не производилось. Выполнялась лишь модификация используемых технологий. Существенному изменению подверглись котлы, обязанные поддерживать постоянную температуру, их заменили на угольные топки. Процесс пошел быстрее. А во многом соблюдался принцип 300 летней давности: отстой рассола в колодцах для отбеливания известью, выварка в котлах для избавления от влаги, сушка на полатях и фасовка для хранения на складе.

Надежда на светлое будущее

Как и многие предприятия в 1990-х солеваренный завод потерял свою рентабельность. В 2004 он был официально признан банкротом и закрыт. Но продолжает жить в этом месте дух самой земли сибирской. Ждет она человека, не боящегося трудностей, чтобы он вновь запустил здесь производство.

Башня варницы. (фото с ресурса kvgazeta.ru)
Башня варницы. (фото с ресурса kvgazeta.ru)

Разведка, проведенная сотрудниками Енисейнефтегазгеологии, подтвердила, что чистейшая и уникальная по своему составу соль залегает здесь огромным пластом, ее разработки хватит еще не на одну сотню лет. А пока стоят амбары и башни варниц, построенные почти 400 лет назад, не поддаваясь даже мародёрами. Они настолько просолились, что время и гниль над ними теперь не властны.

Территория завода уже даже не охраняется сторожем, но местные жители сами берегут древние постройки, как памятник древнейшему промышленному предприятию нашего региона, и очень надеются на появление того, кто сможет возродить завод братьев Жилиных.

Делитесь дополнительной информацией в комментариях, задавайте вопросы и подписывайтесь на канал.