Найти в Дзене

Мысли выходного дня

Прошлый раз я упомянула про Китай в учебниках истории и желание выдергивать листочки по одному. Вообще, сколько угодно можно ругать образование и учебники, это практически святое. Но иногда реально странные вещи замечаешь. Сначала поору про общее, потом - отдельно про Китай. Так уж вышло, что моя племяшка тоже смотрит дорамы. Потому, на Китае сделали акцент. Чтоб хоть понимала почему у нас тут везде летающие халаты))

Технически, в основной массе, создатели учебников используют цивилизационный под в изучении истории древнего мира. Ну и не только древнего. В теории, акцент ставится на уникальности и специфике каждой цивилизации. В идеале.

По факту. Половина учебника у нас Греция и Рим. Приличный кусок по Египту. остальное - галопом, но не по европам, а по задворкам цивилизации. Именно такое создается ощущение.

То есть учебник для ребенка это "наши - греки и римляне", остальные - странные и чужие. При изучении каждой главы, условно, мы голосуем за наших. Мы изучаем этот параграф с точки зрения свои-чужие. Греко-персидские войны - мы за греков. Персы нападают, персы леща получают, мы радуемся. Это да, и детская психология, и все такое. Но почему только греки и римляне? Почему Китаю отведено 2 параграфа?

Разговариваем с племянницей. Начали мы заниматься во второй половине учебного года, когда остальные государства в школьном курсе были пройдены. Спрашиваю что помнит из истории Китая и его первого императора Цинь Шихуанди (кстати, где потерялся -ди? везде только Цинь Шихуан), лучше бы не спрашивала. Ну, думаю, мало ли.. Открываю учебник. Один. Второй. Третий. Ну да, много там учебников.

Везде и всюду одно и тоже. Один параграф про основание империи, второй про конфуцианство. Написано такое, что врезать бы тем учебником. Например.

Древние китайские историки рассказывают, что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги, а несколько сотен учёных — почитателей учения Конфуция — закопать живьём в землю.

Простите, вот это что должно сказать ребенку 12 лет? И весь параграф о том, как кого куда закопали, самоубили, отрезали ту или иную часть тела. Ну да, греки и римляне то у нас вообще гуманные и цивильные ребята. Одни китайсы капец какие суровые. Не, там такие акценты по всему учебнику, конечно. Но как-то гуманнее. А вот про Китай, так это вообще.. Не знаю, видимо писали ярые синофобы. Других вариантов у меня нет. Между делом, там конечно упомянули о чем-то не особо важном, типа сахарного сиропа и Великой стены. Там вообще создается впечатление, что от нечего делать некий князь встал и пошел земли под себя подгребать. Ни о причинах, ни о следствиях. Но вот про такое расписано в красках:

Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьёзным — могли казнить. В виде особой милости, лишь для провинившихся вельмож, существовало почётное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили самоубийством в собственном доме. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены

Ну а что можно втолкнуть в две страницы параграфа то, если упорно расписывать как кого палками били.

Поверьте, я не говорю, что там были добрые мирные ребята и что закопать последователей конфуцианства это торт. Нет. Но простой пример. Да, повелел сжечь книги. Но! Он оставил все научные труды. Все что важно и нужно - спокойненько сохранилось. А вот это ваше "раньше было лучше" - да.

И ребенку вполне реально объяснить чем обусловлен этот шаг. Не потому что император самодур, как представилось в учебнике. А потому, что конфуцианство, при всех своих плюсах, ратовало за консервацию, оно не призывало к новому. При таких вводных, построить серьезное государство не представляется возможным. А в учебнике да, император жестокий трус и самодур.

Простите, а вам в голову не приходит, что ваш учебник где-то дал сбой? Ну как минимум, нет ни одной "живой" цивилизации, которую проходят. А Китай остался. Вы можете сказать, что Греция на карте тоже есть. Проблема в том, что есть они все. Но не то пальто. Как минимум, территории не те. Да и до цивилизации они не дотягивают, как ни крути.

А вот Китай есть. И территория не только не уменьшилась, но и увеличилась. Сохранилась ровно та же письменность и язык, та же религия. Да законы плюс минус те же. Может на этом стоит сделать акцент?

Я не фанатка этой страны. Я вообще не фанатка какой-либо страны. Но я за адекватное изучение истории и культуры.

А что у нас, кстати, с культурой? А у нас только конфуцианство. Нет даосизма, нет буддизма. А это три столпа. Ну ладно, с буддизмом связываться не будем, не все так однозначно. Но даосизм то вам чем не угодил? Ну ладно, не угодил. Но верования то почему обошли стороной? Как ребенок должен понять титул сын неба? Как он должен понять то самое конфуцианство?

Пришел такой вот дядька и сказал почитать родителей своих. Вы хотите сказать, что это все и этого достаточно? Ну то есть, египетских и греческих богов вы по именам знаете, а куда халаты полетели нет?