Найти тему

"Неизвестный" Калашников

Из первых уст

В 2006 году американский телеканал Military Channel обнародовал рейтинг лучших моделей стрелкового оружия, созданного за последние 100 лет. Авторитетные эксперты подвергли анализу все, чем воевали на Земле, начиная с русско-японской войны и заканчивая операцией «Буря в пустыне», принимая в расчет пять критериев: точность стрельбы, надежность, боевую эффективность, оригинальность конструкции и удобство в обслуживании.

Первое место - у автомата Калашникова: по четырем из пяти пунктов, за исключением точности стрельбы, он завоевал высший балл. М-16 получила «серебро», а «бронзу» - ветеран англо-бурских войн SMLR Mk. Ill, из которых и сто лет спустя палили афганские душманы. За тройкой лидеров следует «победительница японцев» - американская винтовка Ml Garand. Пятое место - у малоизвестной бельгийской автоматической винтовки FN FAL. Зато на шестой позиции - германский карабин Mauser 98, унесший миллионы жизней во время Второй мировой. Седьмой в списке значится австрийская автоматическая винтовка Steyr AUG; восьмой - ровесница мосинской винтовки американская пятизарядная Springfield. Немецкий автомат Sturmgewehr44, который так и не сумел изменить финал Второй мировой, занял девятую строчку. А на десятой - опять-таки американская М-14, созданная в середине прошлого века.

Мнение коллег в любой сфере деятельности, сколь бы оно не было пристрастным, конечно, всегда имеет иной вес, чем мнение прочих.

Сегодня в нашей рубрике - профессионалы о Калашникове.

-2

Выдающийся тульский конструктор скорострельного артиллерийского и стрелкового оружия Василий Грязев:

"Всем надо принять три незыблемых постулата: 1. Лучшим автоматом XX - начала XXI века является автомат Калашникова. 2. Калашников - выдающийся конструктор стрелкового оружия. 3. Лучшим заводом по производству стрелкового оружия является Его Величество Ижевский машиностроительный завод".

-3

Ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев:

- Весть о кончине Михаила Тимофеевича застигла меня врасплох. Конечно же, мне известно, что он продолжительное время болел, но когда знаешь человека долгие годы, не верится, что его больше нет. Горько, что уходят от нас такие Люди.

Михаил Тимофеевич часто бывал в Туле, да и отец наведывался к нему в гости. Дружили конструктора, и наши семьи дружили. Дочь Михаила Тимофеевича, Елена Михайловна, возглавляет имиджевое отделение Межрегионального общественного фонда им. М.Т. Калашникова и отвечает за творческие проекты. В этом статусе она организует выставки, посвящённые жизни и деятельности отца. Фотовыставки демонстрировались в Ижевске, в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, в США, и у нас в университете.

Наших родителей связывала, прежде всего, любовь к технике, а нас связывает любовь к ним и уважение к их труду. Последний раз с Михаилом Тимофеевичем мы виделись на юбилее моего отца. Тогда мы праздновали 80-летие Василия Петровича, собрались все его друзья — великие люди: Николай Александрович Макаровец, Геннадий Алексеевич Денежкин, Аркадий Георгиевич Шипунов, Василий Александрович Стародубцев, Михаил Тимофеевич — все герои Социалистического труда, лауреаты, кавалеры. А в жизни веселые, крепкие мужики, хоть и в возрасте. Умели пошутить, рассказчики какие! Да и как им быть другими, когда такую жизнь прожили?!

В этом году 85-летие Василия Петровича отмечали без него, а следом ушел и Аркадий Георгиевич. Теперь три товарища вместе. Потомки будут помнить их вечно. Михаил Тимофеевич создал оружие, которое знает весь мир! АК-47 получил в настоящее время столько модификаций, что любой конструктор может лишь мечтать о такой судьбе образца.

Михаил Тимофеевич, как и Василий Петрович, заботился о том, чтобы конструкторская школа жила. Он же предложил идею празднования Дня оружейника. Впервые, в год 300-летия начала оружейного производства в Туле, отпраздновали его в нашем городе. В этом году Ижевск принял эстафету.

Что общего у них было? Всё! Общие взгляды на жизнь, общий вуз. Да! Немногие знают, что докторскую диссертацию Калашников защитил в Тульском политехническом институте.

Но самое главное — это любовь к Родине! Ведь все оружие, что разработано ими, призвано защищать нашу страну, человеческие жизни. Вечная память Михаилу Тимофеевичу. Добрая, светлая память…

Роберт Фримонт, помощник конструктора американской винтовки М 16 Юджина Стоунера:

"АК - это бесподобное оружие. Он будет стрелять практически в любых условиях, его можно швырнуть в болото, достать и стрелять дальше. Калашников решил пожертвовать большей точностью за счет живучести оружия и поступил правильно - создал универсальное оружие".

Независимый военный аналитик и журналист Александр Гольц:

«… имя Калашникова давно стало нарицательным. Таким же, как спутник или Большой театр, – уточнил он. – Безусловно, автомат, который он создал, является блестяще, гениально сделанным механизмом. Точно так же, как в американской истории навсегда останется слово “Кольт”, в российскую навсегда будет вписано слово “Калашников». К Михаилу Калашникову можно предъявлять ровно те же претензии, что и к полковнику Кольту, – считает Гольц. – Рассуждения на эту тему мне представляются довольно досужими».

Известный израильский конструктор Узи Гал ( обращаясь к Михаилу Тимофеевичу Калашникову лично):

"Вы среди нас - самый непревзойденный и авторитетный конструктор".

Эксперт по огневой и тактической подготовке Трэвис Хейли, ветеран спецподразделения и участник нескольких военных кампаний, автор специального видеопособия «Адаптивный Калаш»:

«… оружие, созданное почти 70 лет назад, с годами не потеряло своей актуальности, и в особо трудных ситуациях я сам бы предпочел не сталкиваться с противником, вооруженным АК»

Доктор Эдвард Клинтон Изелл, морская пехота США, военный журналист, обладатель Пулитцеровской премии ( 2009) , автор книги "Автомат: АК-47 и эволюция войны" (The Gun: The AK-47 and the Evolution of War, 2010), московский корреспондент газеты "Нью-Йорк таймс" , главный советник отдела истории Вооруженных сил США и хранитель коллекции огнестрельного оружия Национального музея США:

"Плановая экономика была, конечно же, малоэффективна, но те вещи, которые в Советском Союзе хотели сделать хорошо, делались по-настоящему хорошо. В особенности это касалось оружия - прекрасные танки, превосходные винтовки и автоматы, замечательные вертолеты - все это у них работало…

….Детище Калашникова перевернуло весь мир, снабдив небывалой огневой мощью сначала коммунистические режимы и поддерживаемые ими революционные движения, а потом и всех, кто хотел получить в свои руки недорогое и надежное оружие. Все это время для многих поколений ижевских оружейников производство автомата Калашникова было той золотой жилой, благодаря которой их семьи имели крышу над головой, а дети были сыты, обуты и одеты".

Эдвард Клинтон Изелл, (из письма М. Т. Калашникову):

"Как историк стрелкового оружия, я считаю, говоря без лести и преувеличения, что Вы оказали решающее влияние на развитие этого класса техники во второй половине XX века. Думаю, что в мире не найдется двух мнений на этот счет. Это обстоятельство обязывает нас отнестись с особым вниманием к Вашей творческой деятельности, которая сыграла важнейшую роль в формировании известного нам облика мира. В подобном случае крайне желательным является показ специфики творческого процесса становления конструктора, его мотивов, методов, условий его работы, определяющих направленность его мысли и его возможности. Помимо научного и человеческого интереса, такого рода знание представляет большую воспитательную и образовательную ценность для молодого поколения и, как мне кажется, может способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения между народами наших стран".

Альфред Артамонов, лауреат премии имени Калашникова:

"…И хотя автомат Калашникова не успел сказать своего веского слова в прошлой войне, мы знаем: его роль в обеспечении мира очень и очень значительна. Не случайно американский журнал "Ньюс уик" вынужден был признать, что "еще более надежным, чем ракетные снаряды и минометы, оказался автоматический карабин АК-47 советского производства".

Профессор военного дела и проблем безопасности университета города Крэнфилд (Британия) Ричард Хоумс:

"С точки зрения технической, автомат не является таким уж выдающимся достижением. Но дело вовсе не в этом. Главное достоинство автомата Калашникова - его простота. Он спроектирован для солдат-призывников стран коммунистического блока. Это не вершина технической мысли, но он работает и работает хорошо. Это оружие самым решительным образом нарушило традиционно существовавшую ассиметрию между едва вооруженными повстанцами и правительственными войсками. АК-47 изменил эту существовавшую веками традицию …

Было конечно, оружие, становившееся символом своего времени - например, огромный, в человеческий рост, английский лук, который оказал огромное влияние на все войны средневековья, или широко распространившиеся в XVI-XVII веках мушкеты… Но и то, и другое - сложные конструкции, которые было непросто делать и с которыми было непросто управляться. АК-47, пожалуй, непревзойден как простое оружие, сумевшее таким радикальным образом изменить мир.»

Василий Яковлев, ветеран первой чеченской войны, боец спецподразделения МВД:

"АК я считаю одним из лучших образцов оружия в мире. Михаил Тимофеевич Калашников создал великолепное оружие, которое спасло жизнь десяткам тысяч советских и российских воинов. Во многом благодаря ему престиж России как военной державы остается на высоте".

-4

Михаил Евгеньевич Драгунов, старший сын создателя СВД Евгения Федоровича Драгунова, выпускник ИМИ, ведущий инженер-конструктор Ижевского механического завода:

-Лично мы познакомились в 1971 году, когда я пришел на преддипломную практику в отдел главного конструктора. Именно тогда Михаил Тимофеевич был в расцвете сил и таланта, работал над будущим АК-74. Тогда я увидел, что это настоящий конструктор - целеустремленный, волевой, порой даже жесткий.

Вообще для меня Калашников - последний легендарный оружейник в мире. На нем закончилась эпоха, когда-то начавшаяся с Джона Браунинга. А для нашего поколения автомат Калашникова - это еще и память о великой державе.

-5

Азарий Иванович Нестеров, выпускник ИМИ 1958 года (второй выпуск «Механа!»), 52 года проработал в отделе главного конструктора на заводе «Ижмаш» (отдел 58, отдел 40, КОЦ):

-Калашников неимоверно трудолюбив. Отдел под его руководством всегда уходил с работы в 9—10 часов вечера, а недостатки оружия дорабатывались до тех пор, пока не превращались в достоинства. Даже как-то пожаловался, что 7 лет не был в отпуске, пока разрабатывал пулемет.