Лучи солнца пробиваются через струи дождя, переливаются разными цветами радуги...лужи пузырятся, а люди бегут, прячась под зонтиками, скрываются в подьездах и под мокрыми кронами деревьев. Машины проносятся быстро, разметая лужи и поднимая в воздух невесомую взвесь воды... Именно такие ассоциации вызывает музыка, которую представили британцы Camel на своем пятом студийном альбоме Rain Dances.
Глядя на ровные ряды компакт-дисков с дискографией Camel 70-ых невольно ловишь себя на той мысли, что перед тобой как будто творчество нескольких разных групп. Которое связано между собой невидимой нитью мелодического мышления лидеров Camel Питера Барденса и Эндрю Латимера. И в то же время восприятие этого творчества балансирует иногда на грани недоумения...это по прежнему та же группа?
Camel второй половины 70-ых интересны в том числе тем, что проект постоянно усиливался музыкантами из очень серьезных групп, а это существенно влияло на общее звучание и качество музыки. Camel превратились в своего рода лабораторию, через которую прошли музыканты таких знаковых коллективов как King Crimson, Caravan, Hatfield And The North и Happy The Man, а так же профессиональные сессионные музыканты, такие как Мэл Коллинз или Колин Басс.
Как раз в процессе создания Rain Dances впервые случилась значительная перемена в составе - ушел бас-гитарист Даг Фергюсон, и в группе появились два музыканта экстра-класса - басист и вокалист Ричард Синклер и саксофонист Мэл Коллинз.
Ричард Синклер - один из лучших английских бас-гитаристов кентерберийской сцены со своим уникальным звучанием. В Camel он перешел непосредственно после работы в Hatfield And The North - группе, играющей весьма сложный материал, тяготеющий к психоделике, фолку, джазу и джаз-року. Два их альбома - безусловная ценность для любителей по настоящему элитной музыки, тем более, что в коллективе собрались едва ли не сливки кентерберийской школы. Однако, подобная музыка всегда была востребована только в узких кругах и нет ничего удивительного, что финансовые проблемы вынудили Ричарда Синклера покинуть проект.
"Я решил, что с меня достаточно, становилось невероятно трудно играть в группе. Остальные тоже много занимались музыкой, но они, видимо, были сильнее меня, в любом случае, я уже не мог принимать во всем этом активное участие. У меня были проблемы с жильем, с семьей, не хватало денег на то, чтобы играть музыку. Деньги - это такая штука, которая всегда останавливает людей, играющих вместе. Я решил уйти..."(с) (Ричард Синклер)
Любопытно, что Camel, при всем желании трудно отнести к очень-то успешным проектам, тем не менее заработная плата у них была явно предпочтительнее, чем крохи в элитарной группе.
Что касается Мэла Коллинза, то к середине 70-ых он успел заменить Иена Макдональда в King Crimson, играя на флейте и саксофоне, и принять участие в создании таких знаковых альбомов как In The Wake Of Poseidon, Lizard, Islands и Red.
В то же время классический состав Camel в лице Питера Барденса - Эндрю Латимера - Энди Уорда - Дага Фергюсона прогрессировал с каждым новым альбомом, создавая каждый раз по своему оригинальные музыкальные полотна. Для их первых работ характерны узнаваемые мелодии, основанные больше на западноевропейской музыке с отчетливым "кентерберийским" привкусом, но к середине десятилетия что-то стало меняться.
"В группе понемногу… что-то начало разрушаться. Гармония несколько нарушилась, потому что мы хотели заняться более сложным материалом, но в тот момент Дага не интересовал сложный материал. Так что гармония нарушилась, когда мы приступили к Moonmadness."(с) (Эндрю Латимер)
Наиболее наглядной иллюстрацией этой ситуации в музыкальном плане можно назвать продолжительную пьесу Lunar Sea, в которой музыканты явно тяготеют к атмосферному фьюжн, но бас Фергюсона звучит в ней, пожалуй, слишком формально. К тому же басисту перестал нравиться ощутимый крен Энди Уорда в сторону фанковых ритмов и в целом - тяготение остальных музыкантов к более джазовой окраске музыки.
Фергюсон ушел, пришли Синклер и Коллинз, а в итоге сформировался один из сильнейших составов Camel в 70-ые, а может быть - и за всю их историю. Работа над новой пластинкой шла долгих восемь месяцев, но оно того стоило - получилась в высшей степени красивая и отшлифованная музыка в стиле "около джаза" с некоторым уклоном в интеллектуальный поп-рок, которая на одном дыхании слушается от начала до конца.
Давая интервью на радио британскому журналисту Мэлу Редингу, Эндрю Латимер так вспоминал то время:
Мэл Рединг: После записи «Moonmadness» многое изменилось в музыке. Вы изменили стиль после «Moonmadness», на котором звучали длинные симфонические вещи. Но на «Rain Dances» песни стали короче, более джазовыми. Какие цели вы ставили перед собой?
Эндрю Латимер: Скорее всего, это опять была реакция на Moonmadness (пластинка 1976 года). Но… мы хотели сделать более лаконичный материал и ещё хотели залезть в область джаза, потому что появился Мел. Мел Коллинз начал гастролировать с нами в туре «Moonmadness», хотя на альбоме он не записывался, зато играл с нами на сцене. И мы однозначно хотели совместно поработать в студии. Так что мы хотели попробовать себя в джазе. Даг ушёл, пришёл Ричард Синклер. А Ричард мог играть любые джазовые вещи, на «Rain Dances» басовые линии достаточно сложные. Это позволило нам залезть в джаз. Мне очень нравится альбом. Я до сих пор его слушаю, все вещи получились вполне удачными, спродюсирован альбом намного лучше. Мы оказались в состоянии оторваться на сложном материале. Раньше у нас этого бы не получилось, так как Даг и Энди не справились бы со сложными размерами.
Определенная сложность в альбоме действительно присутствует, тем не менее группа нашла идеальный баланс между элитарной музыкой и поп-роком, отчего весь материал на пластинке слушается исключительно легко и непринужденно.
Инструментальная First light дарит потрясающе воздушное лиричное звучание и поистине волшебные мелодии. Волшебные именно в своей простоте, чистоте и гениальности. Ощущение и настроение идущего дождя передано идеально - мягкий аккуратный бас Ричарда Синклера, ажурные синтезаторы Барденса, интеллигентная гитара Латимера и уверенный саксофон Коллинза.
Metrognome, пожалуй наиболее близкая к джазу вещь, довольно сложная композиционно, радует непосредственностью развития и в очередной раз демонстрирует способность музыкантов создавать простые, но очень душевные по восприятию мелодии. Тут мы слышим не только бас-гитару Синклера, но и его голос, который для такой музыки весьма хорошо подходит.
Вообще говоря, бас Ричарда Синклера можно слушать отдельно, все время пока звучит альбом и я абсолютно уверен, что скучно не будет.
Тихая и трогательная баллада Tell me - квинтэссенция лиричности, красоты и очередное свидетельство высочайшего мастерства и художественного вкуса музыкантов. Потому что играть медленно и проникновенно, наполняя музыку настолько глубоким чувством - это особое искусство.
Возможно, что Highways of the Sun задумывалась как нечто похожее на хит. Может быть для хита она звучит слишком флегматично и неспешно, хотя более привычная песенная структура и делает её легкой для восприятия. К этому моменту прослушивания начинает вызывать несомненный восторг то, как группе удается выдержать настроение альбома в едином стиле играя довольно разные вещи.
Unevensong особенно впечатляет своей развязкой. Несколько переплетающихся мелодий, простых, но очень красивых - в каждой из них словно собрана в фокус вся гармония окружающего природного мира.
One of these Days I'll get an early night. Дождик перешел в моросящий режим. Кажется, что он никогда не кончится. Ползучий бас и нотки неопределенности, которые появились в музыке напомнили мне что-то из Джона Скофилда. Музыканты импровизируют по очереди - Питер Барденс, Мэл Коллинз, Эндрю Латимер...Фантастически "вкусная" игра каждого, свобода выражения, строгость и упорядоченность...все в одном флаконе.
Неопределенная концовка One of these Days... очень естественно приводит нас к небольшой инструментальной зарисовке Elke, к созданию которой приложил руку в том числе Брайан Ино - еще один гость на этой пластинке. Дождь то ли кончился совсем...то ли взял паузу, и можно полюбоваться на обезлюдевшие парки и скверы, умытые небесной влагой...
Skylines. Порывы ветра, бегущий ритм...а дождь обманул, зарядил снова! В этой инструментальной пьесе снова очень чувствуется около джазовый привкус, который не так ощущался на предыдущем треке. Мне очень нравится немного неровное звукоизвлечение, чуть плавающий акцент, с которым Энди Уорд работает по оркестровому "железу", это делает музыку очень живой, каждую секунду ощущаешь, что играют музыканты, со своим художественным видением, чувством вкуса и такта. Это хорошо передает ощущение дождя, неровный стук капель по воображаемой крыше.
Заключительная Rain Dances неожиданно сделана в той же стилистике западно европейской музыки, в которой были созданы такие альбомы Camel как Mirage или Music inspired by the Snow Goose, но как ни странно инструментал в очередной раз идеально по настроению вписывается в музыку альбома, давая ощущение завершения.
Вечер, пустые улицы, заход солнца. И капли дождя на стекле. Приблизительно такая картинка создается у меня в воображение, когда я слушаю Rain Dances. Может быть она совсем немного пафосна в своем стремлении подражания классике, но в то же время хорошо создает чувство законченности, прощания и легкой грусти.
На том CD, который есть у меня в качестве бонуса записана еще и аудио версия живого концерта группы для BBC, что, конечно, очень неплохо само по себе, но если честно - на самом деле самый лучший вариант всегда - завершить прослушивание там, где заканчивается оригинальная запись. Camel не стремились сделать концептуальный альбом в этом случае, тем не менее у них получилась удивительно цельная запись, которая сама по себе исчерпывающе раскрывает тему. Ничего лишнего нет. Поэтому иногда я слушаю концерт для BBC отдельно, под настроение.
Кроме прочего, альбом Rain Dances стал для меня неким ключом к тому, чтобы открыть для себя другие коллективы, в основном кентерберийские, такие как Caravan и Hatfield And The North. А что касается Camel, то им удалось, мне кажется, идеально попасть в золотую середину между элитарной и более доступной для восприятия музыкой. И создать один из лучших своих альбомов, который по многим показателям можно считать уникальным.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!