“Деньги, Наденька, всего лишь вода… Шаляпин у нас стал коммерсантом, а мой дед тыщи пачками в мешки кидал, а потом и пятачка в доме не стало…” — говорил художник Коровин своей нежной подруге Надежде Комаровской.
Тогда она подумала: “Он никогда не уйдет от жены! Не бросит искалеченного трамваем сына!”. Но уходить от него самой для Наденьки уже было поздно, хотя грузная тень его супруги Анны Яковлевны все время витала над их тайными отношениями.
Судьба художника Константина Коровина не слишком баловала. Если угодно, то за свой талант он заплатил горькую цену. Красавец-художник был кумиром всех окрестных актрис. Вот и молодая Наденька Комаровская, блиставшая на сцене с юности, была влюблена в него до полусумасшествия. Может, поэтому и не ушла от него, растратив на пустые мечты и обещания всю свою молодость…
Любовь к театру
“У вас лицо оригинальное! С удовольствием бы написал!” — сказал Коровин Надежде в их первую встречу в театре. Надя тогда уже знала, что этот художник слыл донжуаном. В первую встречу с ним она подумала: “Интересно, скольким актрискам вроде меня он такое говорил?” Но правильные мысли не остановили Надю от романа с русским ловеласом.
Работать в Художественный театр Константин Коровин пришел со своим приятелем Левитаном. Меценат Мамонтов принял этих двоих как родных и даже ввел в свой круг общения. В итоге отчаянно нуждавшиеся в деньгах ребята получили крупные заказы на создание декораций и остались работать в театре. Левитан выполнил заказ и ушел, а Костя работал при Художественном долгие годы.
Когда-то Коровины были почти также богаты как Мамонтовы. Но к моменту, когда Константин и его брат Сергей поступили в художественное училище, им пришлось учиться за казенный счет. Дедово богатство растаяло как дым.
Коммерческого успеха у театра Мамонтова не было. Меценат и предприниматель постоянно вливал в театр личные средства, чтобы заведение оставалось на плаву. Но постановки, что ставили в Художественном, имели успех. И для Коровина постоянно находилась работа. Зачем расчетливый Мамонтов продолжал держать убыточный театр? Все дело было в престиже.
Перед встречей с любовью всей жизни Надя Комаровская обманула отца. Сказала, что едет в Москву учиться на Филологическом, и правда туда поступила, но еще, ведомая мечтой стать актрисой, она поступила в театральную школу при Художественном. И разрывалась между двумя учебными заведениями, скрывая правду от почтенного родителя-юриста.
Хорошо, что прима Художественного Мария Андреева взяла юную актрису под свое крыло. Она сочувствовала Наде, так как брат ее был арестован за революционные идеи. Сама Андреева симпатизировала революционерам и договорилась для Нади о том, что Филологический она будет посещать по свободному графику. Как актриса Надя подавала большие надежды, а потом в ее жизни случился сорокалетний Коровин…
Муза для портрета
Позировать для портрета Надя бегала к Константину почти ежедневно. Вскоре эти двое поняли, что не могут друг без друга даже дышать. Конечно, Надя знала о том, что Коровин говорил своим ученикам: “Влюбляйтесь! Без любви вам не стать художниками”. Но она старалась не ревновать его ни к мимолетным увлечениям, ни к законной жене, жить с которой Коровин не хотел, но и бросить эту женщину не решался.
С женой Анной Фидлер художник познакомился в молодости. Тогда она была хористкой в театре. Молоденькая барышню буквально попятам следовала за Коровиным. И нет ничего удивительного в том, что вскоре юная хористка понесла от молодого художника. Но их маленький сын прожил недолго. После рождения второго наследника Константин почувствовал себя обязанным жениться на зазнобе.
Счастья в этом браке не было. Злые языки говорили, что Анна была плохой хозяйкой, и Коровин жил с ней как в хлеву. Она не понимала его любви к живописи. Брак держался только на общем ребенке. Но и тот в 18 лет из-за неразделенной любви кинулся под трамвай и едва остался жив. Все это не давало Константину покинуть свою погрузневшую с возрастом и изрядно постаревшую жену.
Казалось, он стеснялся своей Анны. Никогда не брал ее на выходы в свет, предпочитая появляться на публике с молодыми актрисами. Свою жену художник никогда не писал, лишь изредка использовал ее черты в своих работах, рисуя воображаемых женщин.
О проблемах с женой художник никогда не рассказывал своей музе Надежде. Она собирала информацию про Анну Яковлевну из местных сплетен. Надя и Константин тоже были разными людьми. Но все же они были интересны друг другу.
Над тем, что Надя увлеклась революционными идеями, Коровин посмеивался. Он всегда старался держаться вне политики. Но не замечать перемен в стране художник не мог. Начал опасаться, что большевики отберут у него любимое имение, потом так и вышло. Сладкая жизнь для Коровина закончилась, когда под арест угодил его благодетель Савва Морозов. Коровину пришлось принимать трудные решения…
Другая жизнь
В домике Коровина в Охтине Надя чувствовала себя хозяйкой. Друзья художника приняли молодую актрису в свое общество без лишних расспросов. Как же больно было Наде узнать, что после нее в Охтине их общих с Коровиным друзей чинно принимала в гостях его законная жена.
А в 1899 году Мамонтова арестовали, обвинив в растрате. Имущество его отобрали, позднее не стало и самого мецената. Коровин ничем не мог помочь своему благодетелю и принял предложение перейти на работу в Большой театр. Двести рублей — хорошее жалованье, которое помогло Коровину прокормить семью, ведь сын его так и не восстановился после прыжка под трамвай, да и жена часто болела.
Надежда хотела порадоваться за возлюбленного в тот вечер, когда он сообщил ей о новой работе, но осеклась, когда тот неосторожно бросил в пустоту летней ночи с крыльца дачи жестокие слова: “Ах, если бы не Анины слезы, я бы в Большой не перешел!” Слезы жены Анны имели на Коровина магическое влияние. Это больно укололо Надю в самое сердце, но даже после такого признания она все еще надеялась состариться рядом с Коровиным. Напрасно…
Он водил ее по ресторанам, знакомил с разными людьми, сказал, что построит для нее “гнездышко” (виллу в Крыму), и говорил ей: “Дай срок, Надюша!”. А потом осенью до Нади дошли слухи, что и на почти достроенной вилле в Крыму жена Коровина Анна уже принимает гостей. Но даже после такой подлости актриса не ушла от своего возлюбленного художника. Отдаляться друг от друга они начали после пожара, что случился в 1914 году. Пламя, охватившее склад, где хранилось почти все, что создал Коровин для театра, казалось, выжгло не только ценности, но и любовь Константина к Надежде.
Они стали все реже видеться, но он успел написать ее последний портрет. Надежда продолжала блистать на сцене, а с приходом новой власти Коровин потерял работу. Два года он выживал с семьей под Тверью, а потом знающие люди посоветовали ему уехать за границу как можно скорее.
Здравствуй, Париж
Францию Константин искренне любил. Но и там материальные трудности не оставляли его. Декорации русскому художнику в Париже заказывали только русские артисты, которые приезжали на гастроли. Коровин продолжал писать картины, продавал их, но денег все равно не хватало.
Его жена сгорала от чахотки. Сын Алексей не мог полноценно работать и тоже стал писать на холсте подобно отцу. Но в его работах не было той искры, что должна быть у любого талантливого художника. Не спасало положение и то, что отец дозволил Алексею ставить его имя под своими работами.
Молодой мужчина злился, был нервным и дерганым. Жена, которую Алеша встретил в Париже, ушла от него с ребенком на руках. Коровин очень расстроился, ведь невестка унесла из дома любимого внука, который был его отрадой.
В последние годы, никогда до этого не бравший в долг художник, стал занимать и перезанимать у друзей и знакомых. Константина не стало в 1939 году. Вслед за ним скончалась и Анна Яковлевна. А в 1950 году самостоятельно ушел из жизни и сын Коровина Алексей. Так закончились мытарства знаменитой в России семьи.
Надежда Комаровская после революции осталась в России. Еще она пережила блокаду в Ленинграде. А потом работала там же в театре. Талантливой актрисы не стало в 1967 году.
Многие работы Коровина сегодня есть в запасниках Русского музея. Некоторые из них включают в выставки. После революции творчество Константина было почти позабыто на Родине. Он никогда не выступал против власти Советов, пытался даже что-то для них писать, но все равно не пришелся ко двору. Уехать из России как можно скорее Коровину посоветовал Луначарский. Несмотря на то что в последние годы у Константина сильно ухудшилось зрение, он писал не только картины, но и рассказы.
- Правду говорят, что талантливые люди талантливы во всем…