Неосторожно сказанное слово может навсегда изменить представление человека о самом себе. Но как использовать этот принцип не во вред, а во благо и сформировать у ребёнка здоровую самооценку? Поговорили на эту тему с нашим экспертом, тренером по эффективной коммуникации детей и взрослых Анной Антонец.
Каждый человек что-то знает о себе и считает, что обладает определённым набором качеств. У взрослых такой набор появляется из детского опыта, поэтому, зная это, мы можем сформировать у своего ребёнка те или иные представления целенаправленно.
Чтобы понять принцип, как мы присваиваем себе разные качества, расскажу анекдот. Двое малышей купаются в грязной луже. Одна мама говорит: «Ну какой же ты грязнуля! Как можно быть таким глупым!». Вторая мама говорит: «Боря, ты такой умный мальчик, зачем ты так испачкался?». В первом случае малыш понимает «я — грязнуля, я — глупый», а во втором — «я умный, даже если совершил глупый поступок». Достаточно всего пяти раз, чтобы действие человека утвердило его качество, и человек принял его как истину. Поэтому далее события развиваются следующим образом: если я считаю себя умным, я выбираю общаться с такими же как я, выбираю совершать поступки, подтверждающие это качество. И наоборот, если я считаю себя неряшливым и глупым, то и мои дальнейшие поступки будут это подтверждать, а любые замечания по этому поводу будут восприниматься за чистую монету.
Таким образом, то, на чём фокусируют внимание родители больше пяти раз, становится как бы встроенными линзами, через которые ребёнок смотрит на себя и на мир. Важно и то, что это качество может начать распространяться на другие ситуации в жизни. Так получаются победители и так получаются неудачники.
Что, если вы поняли, что уже встроили не те качества, которые полезны ребёнку? Выход есть.
Стоит начать обращать внимание на те ситуации, которые будут полезными. Например, ребёнок уже знает, что пишет «как курица лапой». Найдите хотя бы одну букву, написанную аккуратно и акцентируйте на ней внимание. Или когда он боится постоять за себя, уверенный в своей слабости, вы можете создать ситуации, где он начнёт побеждать. Пусть это будет игра в волейбол или шахматы, но опыт победы уже утвердит качество «я — сильный, я могу!».
И в завершении хочу напомнить, что слово — это очень мощный инструмент, которым можно выковать любую судьбу. И от того, как вы научитесь распоряжаться своими словами, зависит качество жизни ваших детей.