Искусственный интеллект все быстрее проникает во все сферы нашей жизни. Не обходит стороной он и образование. Рассказываем, к каким важным изменениям приведет внедрение нейросетей и VR-технологий в школьное и высшее образование и к чему готовиться будущим школьникам и студентам.
Обучение станет более персонализированным
Искусственный интеллект позволяет адаптировать общую программу и учебные материалы под отдельно взятого ученика или студента, чтобы закрыть именно его пробелы и потребности. Это поможет обучаться быстрее и эффективнее. Кроме того, многие процессы, вроде проверки тестов, аттестации, управления расписанием станут автоматизированными, что также позволит ускорить процесс усвоения новой информации.
Погружение в тему с помощью VR-технологий
Симуляторы, тренажеры и прочие инструменты визуализации позволят полностью погружаться в изучаемую тему. Например, студенты, которые изучают латынь или древнюю историю, смогут отправиться на тысячи лет назад и увидеть воочию, как протекала жизнь в Древней Греции или Риме.
Однако специалисты считают, что наиболее востребованы такие технологии в робототехнике. Уже сейчас с их помощью создаются разнообразные мультимедийные интерактивные онлайн-программы для обучения детей и подростков.
На данный момент лишь некоторые учебные заведения имеют в своем арсенале VR-оборудование. Для массового оснащения учебных классов оно еще довольно дорогое, но со временем при большем распространении затраты должны снизиться.
Изменятся уроки по информатике
Изменения могут коснуться школьных уроков по информатике. Сегодня внедряется новый метод — интегрированное обучение информатике. Он подразумевает изучение навыков программирования и компьютерной грамотности в рамках традиционных школьных предметов. Например, студенты могут делать задания по информатике и создавать узоры и чертежи на уроках геометрии, моделировать электромагнитные волны на уроках физики, разрабатывать чат-ботов для литературных персонажей.
Особое внимание развитию soft skills
Помимо точных наук, сегодня все большее значение приобретает развитие мягких навыков — soft skills у учащихся различных уровней. Среди этих умений особое внимание следует уделить критическому мышлению, аналитическим способностям, творческому мышлению и умению эффективно общаться.
Внедрение автоматизации, искусственного интеллекта и робототехники повлечет за собой снижение потребностей в физических и базовых познавательных умениях. Поэтому в будущем следует отметить три отрасли, которые будут востребованы:
- робототехника;
- биотехнологии;
- креативные сферы.
В долгосрочной перспективе нас ждет возможное внедрение STEM-образования (STEM, от англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics). Эта система объединяет естественные науки и инженерное дело. STEM может способствовать подготовке квалифицированных специалистов для работы в технологических компаниях сразу после окончания учебы. В долгосрочной перспективе STEM может стать не только частью учебных программ университетов, но и школ.
Обучение работе с текстами
Искусственный интеллект обладает значительным образовательным потенциалом. Вопросы о несанкционированном использовании ИИ студентами вызывают серьезные обсуждения в образовательном сообществе. Однако запретить применение ИИ невозможно, а вот обучить студентов правильно и эффективно использовать его не только реально, но и важно для их будущей карьеры. Эти навыки необходимы не только для студентов технических специальностей. Работа с текстами, созданными ИИ, способствует развитию критического мышления, навыков проверки фактов, стилистической обработки материала, редактирования и корректировки. В связи с этим, эксперты предлагают включить в учебные программы дисциплину, которая затрагивает работу с текстами, созданными ИИ.