Найти тему

Битва за термины: Эпл против реальности

Оглавление
https://www.macrumors.com/roundup/apple-vision-pro/
https://www.macrumors.com/roundup/apple-vision-pro/

2 февраля компания Эпл начнёт поставки долгожданной гарнитуры смешанной реальности Вижн Про (Apple Vision Pro), и уверен, что это будет продукт, который поразит потребителей и воодушевит отрасль.

Предупреждение: текст этой статьи — мой перевод публикации Луиса Розенберга, автора книги «Наша следующая реальность: как Метавселенная на базе искусственного интеллекта изменит мир». Статья опубликована на сайте venturebeat.com за день до выхода шлема Эпл Вижн Про на американский рынок.

Можете подумать, что вступительное слово понравится Эпл, но если бы я был разработчиком нового приложения для Вижн Про, то три слова нарушили бы недавние правила Эпл по наименованиям — гарнитура смешанной реальности.

Вместо гарнитура Эпл называет устройство пространственным компьютером. Этот термин оправдан расширенными функциями продукта, и тем не менее, требования Эпл к разработчикам содержат языковое ограничение, которое вызывает удивление:

— «Назовите приложение приложением для пространственных вычислений. Не описывайте приложение как дополненную реальность (AR), виртуальную реальность (VR), расширенную реальность (XR) или смешанную реальность (MR)».

Ценю необходимость дисциплинированного брендинга, но беспокоит, что Эпл заходит слишком далеко, работая над подавлением терминологии, с долгой и богатой историей. Говорю это как человек, который начал работать в этой области, когда термин «виртуальная реальность» только появился и до того, как были придуманы дополненная реальность, смешанная реальность или расширенная реальность.

Это означает, что за последние 30 с лишним лет я пережил несколько разочаровывающих изменений в языке терминов иммерсивных технологий. Самая большая неприятность произошла около десяти лет назад, когда расширенная реальность была принята в качестве всеобъемлющего термина в этой области. Для меня слово «расширенный» является слабым и расплывчатым, и я бы предпочел, чтобы термин пространственные вычисления заменил его.

Тем не менее я не могу не волноваться, что Эпл заходит слишком далеко, пытаясь подавить устаревшие языки, такие как AR, VR и MR. Возможно, я просто испытываю ностальгию, но когда я только начал работать в этой области, фраза «виртуальная реальность» была настолько модной, насколько это возможно в мире технологий. Я был молодым исследователем, проводившим эксперименты с виртуальной реальностью в НАСА, и фотография ниже представляла собой большой плакат в лаборатории, где я работал. Для меня это был глубоко вдохновляющий образ, который отражал как настоящее, так и будущее этой области.

НАСА демонстрирует опыт виртуальный реальности
НАСА демонстрирует опыт виртуальный реальности

Дело в том, что опыт человека, изображенный на этом фото, уже почти 40 лет называют виртуальной реальностью. Если вы разработчик приложения для Вижн Про и создаете для пользователя смоделированный иммерсивный (с полным погружением) опыт, разве это проблема назвать это виртуальной реальностью? Виар-гарнитура, показанная на фото, находится в Смитсоновском институте. Это наша история и культура, и ни одна корпорация не должна их клеймить.

Конечно, Эпл Вижн Про на несколько порядков сложнее, чем гарнитура НАСА, не только из-за высокой степени отзывчивости, но и потому, что она добавляет новые возможности. Самая значительная из них — это способность Вижн Про плавно объединять реальный мир с пространственно проецируемым изображением для создания опыта единой воспринимаемой реальности.

Это называется дополненной реальностью или смешанной реальностью, в зависимости от возможностей (о которых расскажу ниже), и оба термина имеют долгую историю в научных кругах, государственных исследовательских лабораториях и промышленности.

Пространственное наложение реального и виртуального миров

Итак, в чем разница между AR и MR?

Это, вероятно, самый непонятый раскол в мире иммерсивных технологий, поэтому стоит совершить небольшое путешествие во времени, чтобы объяснить, как возникло сегодняшнее разделение.

На протяжении большей части моей карьеры требовалась только одна фраза — дополненная реальность, но ее определение с годами размывалось, поскольку маркетологи помещали всё более и более простые системы под эту вывеску, сбивая публику с толку. Я подозреваю, что в будущем маятник качнется обратно, но в течение следующих пяти-десяти лет обе фразы будут использоваться.

Я начал работать над соединением реальной и виртуальной сред в 1991 году, еще до того, как в этой области появился язык для описания такого объединенного опыта. Тогда я сосредоточился на изучении основных требований, необходимых для создания единой воспринимаемой реальности — физической и виртуальной. Я назвал эти поиски «design for perception» (дизайном восприятия), признаться, не самый запоминающийся термин. И обнаружил, что реальный и виртуальный миры для единого восприятия необходимо пространственно выровнять в 3D с такой точностью, чтобы недостатки наложения вышли за пределы человеческой способности их распознать.

Кроме того, обе среды должны быть одновременно интерактивными. Например, пользователь должен иметь возможность взаимодействовать как с реальными, так и с виртуальными объектами одновременно, создавая иллюзию того, что виртуальный контент является подлинной частью физического окружения. И, наконец, реальное и виртуальное должны взаимодействовать друг с другом, потому что без этого иллюзия согласованности теряется.

Если вы возьмете виртуальную книгу и положите ее на реальный стол, и она провалится, это не будет восприниматься как единая реальность, и ощущение исчезнет.

Google Glass не были AR

Поскольку в то время не существовало терминологии, я называл слияние реального и виртуального созданием «spatially registered perceptual overlays» (пространственно размеченных воспринимаемых наложений). Тоже не очень цепляет. К счастью, фраза «дополненная реальность» вскоре была придумана в Боинг и быстро стала популярной. Мне очень понравился этот термин.

В конце концов, эта фраза четко описывает цель технологии: добавить в реальную среду виртуальный контент, который так естественно интегрирован, что два мира сливаются в вашем сознании, становясь единой реальностью. И на протяжении почти 20 лет именно это означала фраза «дополненная реальность». В то время как более простые устройства, которые просто украшали или аннотировали ваше поле зрения, назывались проекционными дисплеями.

Затем, в 2013 году, вышли Google Glass. Мне понравился этот продукт, и я считаю, что он опередил свое время. К сожалению, СМИ ошибочно назвали это дополненной реальностью. Это не так. Очки не позволяли поместить виртуальный контент в реальный мир таким образом, чтобы он был единым и интерактивным. Напротив, это было то, что мы сейчас называем умными очками, что является полезной технологией и станет еще более полезной по мере того, как ИИ будет интегрирован в этот класс продуктов — но это была не AR.

Google Glass, 2013
Google Glass, 2013

Тем не менее в 2010-х годах термин «дополненная реальность» стал более размытым, и не только из-за Google Glass, но и потому, что производители смартфонов использовали эту фразу для описания простых визуальных наложений — даже несмотря на то, что они не были иммерсивными и не имели связи с реальным миром или интерактивности между реальным и виртуальным. Это было до того, как в телефоны были добавлены LiDAR и другие технологии 3D-сканирования, обеспечивающие пространственную разметку и интерактивность.

Я уверен, что был не единственным, кто был разочарован тем, что термин стал размытым. Я предполагаю, что команда Microsoft, работающая над первым коммерческим продуктом (HoloLens), обеспечивающим настоящую AR, была не менее раздражена. Фактически, я предполагаю, что именно поэтому Майкрософт, выпустив свой инновационный продукт HoloLens, сосредоточила свой маркетинговый язык на MR (смешанная реальность).

Этот язык существовал с 1993 года, но именно с запуском HoloLens, который также опередил свое время, MR действительно стал популярным. По сути, это стало означать настоящую AR (дополненную реальность).

Итак, теперь у нас есть два термина, которые описывают разные уровни дополнения окружения пользователя пространственно размеченным виртуальным контентом. Чтобы прояснить разницу между AR, MR и VR, мы можем взглянуть на определения, опубликованные в 2022 году Счетной палатой правительства США (GAO).

Я должен предположить, что GAO заботится о различиях между этими фразами, чтобы уточнить, оплачиваются ли государственные контракты на устройства VR, AR или MR. Чтобы решить эту проблему, GAO опубликовало общедоступный документ, в котором было представлено это простое изображение, обобщающее различия.

Сравнение терминов AR, MR, VR
Сравнение терминов AR, MR, VR

Стоит отметить, что разница между AR и MR не связана с аппаратным обеспечением, а связана только с получаемым опытом. Многие люди ошибочно полагают, что оборудование AR относится к очкам с прозрачными экранами, через которые можно смотреть. А оборудование MR относится к гарнитурам, которые используют «сквозные камеры» для захвата реального мира и трансляции пользователю на внутреннем экране.

Это неверно. Я говорю это как человек, который использовал сквозные камеры в первой системе, которую я построил для ВВС США еще в 1992 году (платформа Virtual Fixtures). Я выбрал такой дизайн системы, потому что он позволил мне регистрировать трехмерные координаты для реальной и виртуальной реальности с более высокой точностью, а не потому, что это изменило пользовательский опыт. Кроме того, в простой AR-технологии на базе телефона также используются камеры, так что это не является отличительной чертой.

Эпл Вижн Про — это MR-гарнитура

Это возвращает меня к Эпл Вижн Про — это MR-гарнитура не потому, что в ней используются сквозные камеры, а потому, что она позволяет пользователям ощущать реальный мир, объединенный с интерактивным виртуальным контентом, который пространственно совмещен с естественным окружением пользователя, создавая единую реальность. А поскольку смешанная реальность (MR) является более объемлющей технологией, Вижн Про также может обеспечивать более простые возможности дополненной реальности (AR) и полностью моделируемую виртуальную реальность (VR).

И для всех трех технологий (VR, AR и MR) я ожидаю, что Вижн Про поразит потребителей впечатлениями, качество которых намного превосходит любое устройство, когда-либо созданное. Это настоящее достижение.

Вижн Про также предоставляет пространственную операционную систему visionOS, которая открывает новые возможности, полагаясь на направление взгляда пользователя для ввода данных. И здесь я согласен, что это не только MR-гарнитура, но и пространственный компьютер и, честно говоря, произведение искусства. Я также считаю, что пространственные вычисления — это подходящий объединяющий термин для обозначения AR, MR и VR.

Моя единственная рекомендация заключается в том, чтобы Эпл не слишком подавлял сложившийся язык терминов в этой области. В конце концов, я достаточно взрослый, чтобы помнить самый крупный запуск продукта Эпл — знаменитую рекламу во время Супербоула 1984 года, в которой был представлен Мак. В нем показана бегунья, бросающая огромный молот, чтобы разрушить оруэлловское будущее, в котором Большой Брат контролирует общество, заменяя принятый язык «новоязом» и навязывая его «полицией мыслей».

С этой точки зрения, надеюсь, что приложения на Эпл Вижн Про вскоре предложит пользователям все возможности VR, AR и MR.

Луи Розенберг основал Immersion Corp и Unanimous AI и разработал первую систему смешанной реальности в исследовательской лаборатории ВВС.
https://www.harvardxr.com/people/louis-rosenberg
https://www.harvardxr.com/people/louis-rosenberg

Если вы прочитали статью до конца и она понравилась, не обязательно ставить лайк и подписываться на канал. Я благодарен за ваше внимание к материалу статьи!

Также приглашаю вас на телеграмм-канал
Запуск виар-проектов, если удобнее следить за обновлениями в этой социальной сети.