Найти тему
Планета людей

О бедном ЕГЭ, мифологии и пантерах

Оглавление

Тут периодически продолжают вспыхивать баталии на тему ЕГЭ. Дескать, и придумывали его для тупых, и угадайка, и натаскивание... Хочу сегодня поговорить о технике ЕГЭ и развеять несколько мифов.

Натаскивание

Наверное, самая популярная претензия. Мол, ЕГЭ не нацелен на знания учеников, он нацелен чисто на натаскивание. Ученикам вбивают в голову только те знания, которые нужны для сдачи теста. А на остальные плюют. И образование из красивого и качественного превращается в какое-то кривое.

Пардон, но ЛЮБАЯ проверка знаний именно такая. Любой учитель должен дать ученикам не весь академический массив информации, а только и исключительно те знания, которые предусмотрены школьной программой. Никто не требовал в советской школе знать первого зама начальника Генерального штаба РККА в августе 1941 года (это был Александр Михайлович Василевский) или министра земледелия Временного правительства (Андрей Шингарёв). Никто не требовал знать, чем прославились Валентина и Зинаида Брумберг (это одни из первых художниц Союзмультфильма). Но обязательно было знать про Куликовскую битву, Бородино, Александра Невского, Петра I (а про Петра II было не так важно - вы сейчас помните, когда он правил?)

Петр II смотрит на тебя с печалью. Исторический портрет из интернетов
Петр II смотрит на тебя с печалью. Исторический портрет из интернетов

И точно так же любой учитель всегда требовал на устном экзамене ОПРЕДЕЛЕННОЙ подачи материала. Чтобы в ответе точно прозвучали определенные факты и оценки. И ученики готовились отвечать про определенные факты по определенным заданным схемам. Просто там это было требование конкретного учителя. Переходишь в другую школу или приходит другой учитель - и вот уже надо менять схему, пересматривать подачу, а в случае с историей и литературой - иногда и оценку фактов. А иногда и сами факты. Попробуй какой-нибудь ученик в 1993 году высказаться на экзамене "Сталин был великим правителем, а демократия ваша - мерзость" - ну не сдал бы он экзамен по истории! Ровно то же натаскивание. Просто сейчас оно перестало зависеть от личных учительских хотелок и в некоторых случаях идет вразрез с представлениями некоторых учителей (которые, увы, и сами далеко не всегда знают свой материал).

А если ученика натаскивают на отрывочное знание - это вопрос не к форме приема, а к техзаданию на обязательный круг знаний. То есть к ФГОСу.

Тесты - это прием для дебилов

Умный ученик должен уметь ответить связно, дать красивый и полный ответ. А тестирование не дает этой возможности. И это правда.

Но тут перед нами встают две проблемы.

Первая - со счастливым билетом. Наверняка каждый может вспомнить случаи "счастливо сданного экзамена", когда из 100 вопросов были выучены 10 - и именно они попались на экзамене. Или, наоборот, было недоучено 5 вопросов из 100 - и в билете оказались именно они. И пришлось пересдавать.

Шутка из интернетов
Шутка из интернетов

Тестирование типа ЕГЭ позволяет проверить знания по ВСЕМ вопросам сразу. Здесь полностью исключается фактор "удачи" - надо выучить все. Выучил - получил баллы, не выучил - не получил.

Вторая - демагогия. Есть люди с прекрасной речью, которые умеют выкручиваться и отвечать на экзамене, почти не зная фактов. Закон Кулона? О, электричество очень важно в нашей жизни, и к Новому времени оно оказалось под пристальным вниманием ученых. Было понятно, что за электричеством будущее, и мы видим это уже сегодня. Исследователей было много - это и Тесла, и Фарадей, и Эдисон, и Ампер, и Вольт, и Ом, но одним из самых фундаментальных был, конечно, Кулон. Эту пургу можно нести вообще без подготовки, и часть экзаменаторов на это покупается. Видно же, что знает человек о чем говорит! Вот вам старый студенческий анекдот на тему:

На экзамен по биологии студент выучил только про блох. Тянет билет. Первый вопрос - лисы.
- Лиса это млекопитающее с густой шерстью. В этой шерсти водятся блохи. Блохи - это....
Второй вопрос - хомячки.
- Хомячки - это мелкие грызуны, свойственные для степей. У них короткая жесткая шерсть, и в это шерсти водятся блохи...
Третий вопрос - рыбы
Рыбы живут в воде. Их тело покрыто чешуйками, а шерсти у них нет. Но если бы у них была шерсть, то в ней водились бы блохи...

А есть, наоборот, люди робкие, нерешительные, с непоставленной речью, с проблемами дикции. Они могут отлично знать материал, но они будут выглядеть тупицами и мямлями.

А еще есть всякие особые ученики, которым оценки натаскивают. Потому что это спортсмен. общественный деятель, талантливая художница или дочка мэра. Круто.

В тестировании демагогия нереальна. Ты или знаешь, есть ли у лягушки жабры, или не знаешь. Никакие словесные увертки не спасут, никакая шепелявость не помешает. Талант - круто, особый папа - повезло, но что там с жабрами у лягушки?

Третья беда - это, конечно, время. Когда я принимал экзамены в вузе, то оценка одного студента, сокращенная, с "недослушиванием до конца" занимала минут 5-10. Качественная - минут 20. На класс в 25 человек уйдет от 250 до 500 минут. Это от 4 до 8 часов. Такого времени учителю никто не выделит. ЕГЭ длится 3-4 часа и позволяет собрать информацию не по 25 ученикам, а по всем ученикам страны. И не на основе краткого ответа на 2-3 вопроса, а с проверкой по всем темам курса.

Так что тест, может, и проигрывает в каких-то моментах общей связности разговора (поэтому в школах вернули и сочинение, и собеседование проводят), но он позволяет провести проверку знаний куда качественнее, чем устный опрос.

Можно же угадать?

ЕГЭ же тест! То есть там даются варианты вопросов. И значит, ученик может иногда просто угадать.

Кстати, многие репетиторы это советуют делать. В смысле, угадывать. Не знаешь ответа - все равно выбери какой-нибудь из вариантов. Вдруг угадаешь.

Не буду грузить вас теорией вероятности. Один ответ и правда можно угадать. Два - можно. Но уже с двумя десятками вопросов в ГИБДД-шных билетах угадывать не получается. В игре "Кто хочет стать миллионером" 15 вопросов, и в некоторых даже можно свести выбор до двух вариантов - но реально 15-й вопрос берут единицы. Так что пройти ЕГЭ чистой угадайкой не получится. Шанс сдать, не зная, здесь ниже, чем при классическом экзамене, где реально можно порой отболтаться.

Фото из интернетов кагбэ намекает
Фото из интернетов кагбэ намекает

Я устраивал викторины для взрослых. И самым сложным раундом, где реально сложно набрать максимальный балл, всегда был "верю - не верю". Ну то есть где надо просто ответить "Пантера - это леопард с черной шерстью. Это правда или нет?" Кстати, можете проверить свои силы и ответить сейчас в комментах, правда это или ложь. Только не гуглите. Всего два варианта ответов - угадаете?

Вот вам сытая пантера из интернетов
Вот вам сытая пантера из интернетов

А чтобы все зависело не только от тестирования, есть и решение задач, и развернутые ответы.

Да эти тесты кривые!

Тут сразу вспоминается цитата покойного Задорнова про вопрос в ЕГЭ:

На какой руке болел палец у Добчинского? И варианты - на левой, на правой и "Др"

Ну как эти тесты могут показывать знания?

И что характерно, для первых лет ЕГЭ эта проблема действительно стояла в полный рост. Хотя и здесь проблема была не столько в тестах как таковых, сколько в кривизне рук составителей. Там прошлись все популярные ошибки тестов знаний - и ошибка Микки-Мауса, и ошибка длинного ответа...

Но сегодня-то этой беды нет. Там уже и тестов-то почти нет - задания больше на краткий самостоятельный ответ.

То есть ЕГЭ - лучшая форма экзамена?

Люди почему-то любят искать некий идеал. Идеальной формы проверки знаний не существует. У каждого метода есть свои плюсы и минусы, свои погрешности.

Понятно, что ЕГЭ - не совершенный. Действительно у него есть набор недочетов. Часть из этих недочетов связана не с ЕГЭ как таковым. Часть вопросов ЕГЭ не проходится в школе - даже Путин высказался, что некоторых вопросов в учебнике нет, а на ЕГЭ/ОГЭ они попадаются. Часть вопросов откровенно излишняя - вроде вопросов по русскому языку "отделите в этом тексте метафоры от гипербол". Или когда по биологии требуется знание особенностей развития биоценозов разных типов болот и эволюции китов. Это уже слишком продвинутый уровень, это излишне, да. Но это не ЕГЭ как форма экзамена виновата, а методисты и ФГОСы, которые требуют это знание от учеников.

Часть проблем ЕГЭ связана с проверкой школьников перед экзаменом. Здесь, с одной стороны, есть беда со школьниками, которые пробовали, пробуют и будут пробовать делать шпаргалки. И это надо пресекать. С другой стороны, перебор с бдительностью бывает - и хотя это эксцессы исполнителей, а не система, они неприятны.

Кадр из любимой комедии
Кадр из любимой комедии

В моей сфере, общественной, немало проблем с неточностью и оценочностью знаний. Ну, знаете, Петр I - прогрессивный, Сталин кровавый тиран, демократия лучший общественный строй, декабристы молодцы и все такое. А потом эти дети приходят ко мне в комменты и несут такую... любовь, что мне приходится в травму после фейспалмов обращаться. Но это не столько к ЕГЭ, сколько к общей методологии общественных наук, с которой во всем мире беда, школа здесь лишь следствие беды в куда более высоких головах и в политике.

Так и получается, что ЕГЭ сам по себе как метод проверки - нормальный, удачно решающий свои задачи и устраняющий часть проблем. Не его надо менять в первую очередь, а совсем другие вещи в нашем образовании.

------
Если вы нашли в статье что-то интересное, ставьте лайк. Хочется обсудить какой-то момент - велкам в комменты, но помните, за мат, хамство и разный экстремизм здесь прилетает банхаммером. И подписывайтесь, если хотите знать больше о планете людей!