Мошенничество как один из способов нечестного отъема денег у государства
Как брянские следователи, расследуя широкомасштабное уголовное дело, распутали мошенническую экономическую схему.
В производстве Следственной части Следственного управления УМВД России по Брянской области находилось уголовное дело по факту мошенничества, совершенного преступной группой (в нашем случае –незаконного возмещения НДС из государственного бюджета).
И, прежде чем мы начнем свое повествование, несколько фактов из истории мошенничества как преступления в России.
Этот вид преступления как обман в целях присвоения чужого имущества или прав на него был известен человечеству давно.
Уже в первых уголовных законах России, в частности, в «Русской правде», определяющей преступные деяния и наказания за них в период с IX по XVI век, можно встретить составы преступлений, фактически являющихся мошенничеством. Однако закон тогда не содержал самого понятия мошенничества, а понимал его как кражу, совершенную при помощи обмана.
Примерно такая же ситуация сохранилась и впоследствии, и только в 1903 году с принятием при Николае II «Уголовного уложения» в российском законодательстве появилось понятие «мошенничество». Под ним понималось совершение хищения путем обмана, а злоупотребление доверием являлось отдельным видом преступления, к мошенничеству не относящимся.
Интересна этимология слова «мошенничество». Происходит оно от старославянского слова «мошьна» («мошна»), обозначающего кошелек. Первоначально мошенниками называли карманных воров, то есть злоумышленников, похищавших кошельки. Это слово используется в русском языке начиная с XVI века.
С принятием УК РСФСР 1922 года, а далее в УК РСФСР 1926 года было закреплено понятие мошенничества как хищения, совершенного в форме обмана или злоупотребления доверием, что впоследствии перешло в УК РСФСР 1960 года, а также в современный УК РФ 1996 года. В 2012 году законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за мошенничество, существенно изменилось: появились отдельные виды мошенничества (в сфере предпринимательской деятельности, в сфере страхования, кредитования и пр.), а последние изменения были внесены в 2016 году (приведены в соответствие с решением Конституционного Суда РФ сроки наказаний за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, появилось мошенничество, сопряженное с лишением гражданина права на жилое помещение и пр.).
Итак, переходим непосредственно к описанию расследования весьма сложного, а для людей, не обладающих специальными познаниями – запутанного преступления.
Это история о том, как один «великий комбинатор» с подельниками в течение почти трех лет незаконно получал значительные денежные средства из государственной казны.
Завершал расследование этого уголовного дела, фигуранты которого охватили своей преступной схемой 55 субъектов Российской Федерации старший следователь по особо важным делам Следственной части Следственного управления УМВД России по Брянской области, капитан юстиции Дмитрий Дудченко (в настоящее время – сотрудник другого правоохранительного ведомства). Он рассказывает о масштабах злоумышленников, о проделанной сотрудниками полиции совместной работе и о том, как экономические комбинации разума человеческого могут привести к уголовному наказанию, если распорядиться ими во вред обществу.
– Все началось с преступного умысла некоего гражданина, который являлся генеральным директором общества с ограниченной ответственностью. В силу ранее сложившихся жизненных обстоятельств он изучил и в тонкостях разбирался в вопросах таможенного и налогового законодательства. Свои познания он решил применить, что называется, на практике, но с выгодой для себя и в ущерб государству.
Преступная схема выглядела следующим образом.
Оптовым поставщикам, скажем, яблок, из Республики Молдавия для ввоза продукции на территорию Российской Федерации требовались услуги таможенных брокеров, которые, в свою очередь, рассчитывали на денежное вознаграждение.
Общество с ограниченной ответственностью, возглавляемое фигурантом, и другое подконтрольное предприятие предлагало оформить соответствующие документы, избавляя молдавских «коллег» от лишних таможенных трат, и в целях получения дополнительных выплат от их государства.
Наши предприимчивые граждане (а фигурант задействовал еще трех лиц – директора упомянутого подконтрольного предприятия и двух женщин-бухгалтеров) организовали предоставление услуг по ввозу яблок по заведомо заниженной стоимости. После чего происходила процедура таможенного оформления ввозимой в Россию продукции, в ходе которой таможенные инспекторы, проводя соответствующие компетентные проверки, корректировали цену до среднерыночной стоимости товара, которую наши антигерои с радостью оплачивали, так как деньги за услугу поступали от молдавской стороны.
В результате при совершении данной манипуляции и таможенной корректировке стоимости возникало право на возмещение НДС.
Зная подобные «тонкости», ухватистый предприниматель и его сообщники таким образом незаконно получали право на возмещение налога на добавленную стоимость.
Фактически ввозимая продукция реализовывалась по рыночной цене на крупных оптово-розничных рынках различных регионов страны, в том числе и за наличный расчет.
При этом участниками преступной группы создавался фиктивный документооборот якобы о продаже ввезенной продукции различным фирмам, находящимся на территории нашей страны.
В ходе многократно повторяемой преступной схемы на протяжении периода с 2018 года по 4 квартал 2020 года общая сумма ущерба, причиненного государству в результате противоправной деятельности указанных лиц по искусственно возникающему праву на возмещение НДС, превысила 390 миллионов рублей.
– Проделан колоссальный объем работы, – продолжает свой рассказ Дмитрий Владимирович. – Расследование уголовного дела длилось без малого три года, его объем – 87 томов. Можно с благодарностью отметить работу коллег из других регионов России, которые оказывали помощь брянским следователям, проводя по соответствующим поручениям следственные действия.
Моим коллегам пришлось побывать во всех 55 субъектах Российской Федерации, на территории которых действовали фигуранты. Я побывал в служебных командировках в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Калуге.
С лета прошлого, 2023 года, без преувеличения, я жил на работе. Во всяком случае, постоянно в голове у меня были мысли об обстоятельствах дела, деталях его расследования, планах и перспективах дальнейших действий – буквально ежесекундно и ежеминутно.
Руководством УМВД России по Брянской области была создана специализированная группа для расследования. Накапливалась неопровержимая доказательная база, проводились соответствующие следственные действия и мероприятия: обыски, осмотры, выемки гигантского количества документов, анализировались данные биллингов мобильных телефонов фигурантов и адресов электронной почты с перепиской, содержащей фиктивные документы, в том числе на молдавском языке, для чего был привлечен переводчик.
Сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Брянской области осуществлялся весь комплекс оперативных мероприятий в рамках компетенции. К слову сказать, по материалам УЭБ и ПК Следственной частью Следственного управления регионального УМВД было возбуждено 12 уголовных дел, впоследствии объединенных в одно производство.
В ходе предварительного следствия на имущество обвиняемых – квартиры, земельные участки, автомобили и денежные средства – наложен арест.
Но могу с гордостью сказать, что в настоящее время расследование завершено, уголовное дело в отношении четырех фигурантов направлено в Бежицкий районный суд города Брянска.
Организованная группа обвиняется в совершении тяжких преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с санкцией статьи участники группы по приговору суда могут быть лишены свободы на срок до 10 лет с одновременным наложением крупного денежного штрафа. Так воплотится в реальность принцип неотвратимости наказания.
– По всей видимости, всегда были, есть и будут недобросовестные люди, которые могут переступить закон, руководствуясь только собственной жаждой наживы. Но отмечу, что к каким бы хитроумным уловкам ни прибегали преступники, брянские следователи обладают значительным профессиональным потенциалом для того, чтобы распутать самые головоломные мошеннические схемы!
Марина Алимова