Найти в Дзене
FORUMHOUSE

Но есть нюанс: как провести электричество на участок

Централизованное электроснабжение — единственная коммунальная услуга, которую сложно заменить альтернативными вариантами или перевести на автоном. Конечно, есть и такие умельцы, но они скорее, исключение, чем правило. Так что, хочешь, не хочешь, а разбираться с электричеством придется. Рассказываем о нюансах этого процесса. Нам нужен план В теории подключить электричество на участок довольно просто. Всего-то нужно: Все, свет в доме, и им можно пользоваться, как душа пожелает. Но на практике желающие подключиться к электросетям сталкиваются с массой сложностей на каждом этапе. Пример подключения с форума: Чей свет? Для начала нужно понять, где располагается ближайшая линия электропередач и кому она принадлежит. ЛЭП может быть государственной, частной или принадлежать какому-то предприятию. Как найти такую информацию? В некоторых регионах существуют местные карты электросетей, на которых по адресу или номеру участка можно найти соответствующую организацию. Найти их можно по запросу «порт
Оглавление

Централизованное электроснабжение — единственная коммунальная услуга, которую сложно заменить альтернативными вариантами или перевести на автоном. Конечно, есть и такие умельцы, но они скорее, исключение, чем правило. Так что, хочешь, не хочешь, а разбираться с электричеством придется. Рассказываем о нюансах этого процесса.

Нам нужен план

В теории подключить электричество на участок довольно просто. Всего-то нужно:

  1. Найти ресурсоснабжающую организацию;
  2. Собрать документы;
  3. Заключить два договора — о присоединении к электросетям и об электроснабжении;
  4. Получить техплан подключения и провести работу по нему;
  5. Получить акт о присоединении к сети.

Все, свет в доме, и им можно пользоваться, как душа пожелает. Но на практике желающие подключиться к электросетям сталкиваются с массой сложностей на каждом этапе.

Пример подключения с форума:

Чей свет?

Для начала нужно понять, где располагается ближайшая линия электропередач и кому она принадлежит. ЛЭП может быть государственной, частной или принадлежать какому-то предприятию. Как найти такую информацию?

  1. Найти ближайшую опору ЛЭП и посмотреть, что на ней написано. Помимо основной информации на них указываются данные об обслуживающей линию организации.
  2. Посмотреть на публичной карте электросетевых услуг. Правда, на ней указаны подстанции, а не линии. Да и разобраться неспециалисту может быть затруднительно.
  3. Обратиться в местную администрацию, направив запрос лично или через электронные приемные. Максимальный срок ответа — 15 календарных дней.

В некоторых регионах существуют местные карты электросетей, на которых по адресу или номеру участка можно найти соответствующую организацию. Найти их можно по запросу «портал техприсоединения» + ваш регион.

Посмотреть, кто обслуживает сети, можно на ближайшей опоре ЛЭП
Посмотреть, кто обслуживает сети, можно на ближайшей опоре ЛЭП
Частные дома обычно подключают к ЛЭП низкого и среднего класса напряжения (до 35кВ). Это значит, что даже если вы живете по соседству с ЛЭП другого класса, подключить вас к ней не смогут, а провода будут тянуть от ближайшей линии с нужным напряжением.

Достаточно ли мощности?

Многие подстанции строились в расчете на совсем другое количество потребителей и не реконструировались долгие годы. Из-за этого на картах такие подстанции отмечаются как перегруженные и не имеющие резерва для подключения.

Это не значит, что дом не подключат — по закону обслуживающая организация обязана присоединить к сети, а потом решать вопросы с мощностью и резервами. На практике это выливается в более высокие тарифы за электричество, в которые включают затраты на реконструкцию и модернизацию сетей. По закону так можно.

Подключить могут напрямую к линии или через подстанцию
Подключить могут напрямую к линии или через подстанцию

Другая проблема — ресурсоснабжающая организация ничего не делает, но продолжает подключать новых пользователей. Из-за этого в моменты пиковых нагрузок свет отключается по всему поселку или СНТ. Узнать об этой проблеме можно, пообщавшись с местными жителями. Энергетики обычно о таких трудностях не распространяются.

Собрать документы

Итак, чтобы подключиться к электросетям, будущему пользователю нужно предоставить:

  • заявление на техприсоединение с указанием основных данных об объекте и заявителе;
  • план расположения электрооборудования, который можно сделать самостоятельно или заказать у специалистов;
  • перечень электрооборудования с указанием его мощности, в который рекомендуют внести все возможные электроприборы, в том числе сварочный аппарат и электроинструмент;
  • копии паспорта и документов о праве собственности на участок и дом, если он уже построен.

Никаких иных документов энергетики требовать не могут. Если они это делают, можно смело жаловаться в ФАС. Подать документы можно лично, по почте, через сайт электросети или специализированный региональный портал, если они есть. Через Госуслуги заявку на подключение можно подать только в «Россети» и в «РусГидро».

-3

После всех проверок заключается договор, в котором прописываются все условия подключения и проводят технологическое присоединение. В него входят подведение провода до границы участка, установку опор, если они необходимы, и монтаж приборов учета электроэнергии на ближайшей к участку опоре. По договоренности его могут перенести на участок или повесить на дом.

Не так страшны техусловия…

До начала работы электроэнергетиков будущий потребитель должен получить и выполнить техусловия сбытовой компании. Они касаются всего оборудования после счетчика и включают:

  • приобретение и монтаж щитка;
  • установку в нем необходимых автоматов;
  • покупку кабелей нужного сечения.

Дополнительно электрики могут рекомендовать поставить УЗО для обесточивания дома при пожаре (кстати, про пожары по вине проводки писали тут) и УЗО от импульсного перенапряжения (обычно удара молнии). Их установка опциональна, поэтому решение о покупке и монтаже принимается собственником. После выполнения всех пунктов техусловий нужно отправить уведомление об этом.

Кабель тянут до границы участка
Кабель тянут до границы участка

Что дальше?

После подключения к сети собственник получает акт о техприсоединении, где прописываются все условия подключения к электросетям: сумма оплаты, мощность сети, категория потребителя и так далее. После получения акта в течение 20 дней можно направить сбытовикам замечания о проблемах в работе электросетей. На их устранение дается 10 дней.

Гарантия дается еще на полгода — в этот период ресурсоснабжающая организация должна устранять все недочеты. Устранить их должны в течение 20 дней.

Дополнительно заключается акт о разграничении балансовой принадлежности. В нем прописывают, кто и за что отвечает. Обычно за оборудование до счетчика отвечает энергосбыт, после него — собственник.

Что по деньгам?

Помимо очевидных трат на оборудование, энегосбытовая компания взимает плату за подключение к сетям. С прошлого года его стоимость рассчитывается от мощности. Сейчас за каждый киловатт нужно заплатить минимум 3 тысячи рублей. С 1 июня этого года ставка поднимется до 4 тысяч. Это минимальная стоимость. Максимальная ограничена 10 тысячами, но при необходимости регионы могут повышать ее.

Оплатить придется не только оборудование, но и стоимость подключения
Оплатить придется не только оборудование, но и стоимость подключения

Кроме того, если энергетикам приходится ставить дополнительные опоры ЛЭП, оплачивает их тоже собственник. Цена на них варьируется в зависимости от вида опоры и региона, где ее ставят. Если опор нужно больше одной, собственником оплачивается каждая.

Льготы предоставляются раз в три года определенным категориям граждан, среди которых малоимущие, ветераны, инвалиды, многодетные, ликвидаторы Чернобыльской аварии.

Список льготников может быть расширен региональными постановлениями. Сумма льготы составляет не менее 1000 рублей за каждый киловатт подключения. Если льготник отозвал заявку на подключение, получить льготу по новой можно сразу, не дожидаясь истечения трех лет.

Кроме того, расчет может производиться по стандартизированным тарифным ставкам C1 (плата за техприсоединение) и C8 (плата за установку счетчика). Эти ставки разрабатываются региональными властями. Уточнить их сумму можно в местных комитетах и министерствах по тарифам. Если сумма подключения по тарифной ставке будет ниже, сбытовая компания должна подключать собственника по этой цене.

Что про дачи?

Для владельцев участков в СНТ процедура подключения электричества с этого года стала намного проще. Теперь, чтобы на даче был свет, достаточно подать заявление в энергосбытовую компанию и получить все необходимые услуги в режиме «одного окна» совершенно бесплатно. После получения заявления энергосбыт создает личный кабинет пользователя, где отображается вся необходимая для подключения информация. Также сбытовая компания решает все вопросы с сетевой организацией. Допуск на счетчики сетевики должны будут выдать в течение 30 дней.

Принятые изменения упростят заключение договоров дачников с энергетиками.

А вы сталкивались с проблемами при подключении? В какую сумму обошлось подключение в вашем регионе, в каком году?