Найти тему
Изида без покрывала

«Ваш дом» или любовь японских отаку

Оглавление

Японская культура не перестаёт меня удивлять. Когда я ещё училась в университете, на волне любви к японскому искусству анимации я взялась исследовать культуру отаку для написания курсовой работы. Теперь я делюсь тем интересным, что мне удалось собрать, с вами. Запасайтесь чаёчком-кофеёчком, печеньками и устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем!

Кто такие отаку?

Буквальное значение японского слова отаку – вежливое японское «ваш дом». По словам некоторых учёных, значение слова отаку является символом отчуждения членов этой субкультуры от других социальных групп и их скромное желание держаться подальше от других людей. Приверженцы этой субкультуры настолько пристрастились к своему хобби и стали им одержимы, что оно стало смыслом их существования. Отаку чувствуют себя удовлетворёнными лишь тогда, когда досуг составляет именно их хобби.

Первое упоминание субкультуры отаку относится к 1980-х гг. Ядро субкультуры составляли в основном мужчины в возрасте от 13 до 40 лет, часто одинокие и живущие в мегаполисах, так как уровень жизни у них был выше, и они были богаче, чем в сельской местности. Внешний вид ведущих представителей субкультуры в то время был далек от преобладающих тенденций, и отаку часто одевались в повседневном или спортивном стиле. Общее число людей, принадлежащих к субкультуре отаку, составляет примерно 1,72 миллиона человек, но некоторые ученые оценивают это число в 6,46 миллиона.

Стереотипный вид отаку
Стереотипный вид отаку

Стиль жизни отаку можно классифицировать по трем аспектам: коллекционирование, творчество и сообщество. Для этих людей характерно приобретение множества вещей, связанных с их хобби, начиная от фигурок анимэ и монографий манга и заканчивая играми и костюмами персонажей всех видов. Кроме того, отаку часто участвуют в производстве и поддержке вещей, которые им нравятся или которые они сами создали (например, рисунки анимэ), поэтому их хобби выходит за рамки простого коллекционирования. Они также очень грамотны в области информационных технологий и активно создают посты в Интернете, чтобы поддерживать связь со своими увлечениями. Они замыкаются в собственном мире увлечений и фантазий, заменяя живое общение обменом мнениями на форумах и в социальных сетях.

Существуют различные типы отаку, включая манга-отаку, которые являются страстными поклонниками манга; косплей-отаку, которые являются поклонниками японского анимэ и косплеят своих любимых персонажей; компьютерные отаку, которые являются поклонниками компьютеров и собирают их из запчастей; и токусацу отаку, которые являются коллекционерами статуэток. Есть и женщины-отаку, которые в основном увлекаются анимэ, манга и косплеями.

Отаку видеокассет в аниме
Отаку видеокассет в аниме

Отаку также способствуют развитию новых технологий, отвечающих их потребностям, что делает отаку важными членами экономических и научных сообществ. Например, если им нужно редактировать видеоконтент, они могут изобрести собственные видеоредакторы. Производители изучают инновации, созданные отаку, и корректируют свое производство, ища возможности сделать свою продукцию более полезной и востребованной. По данным Китабаяси Кена, доля товаров, ежегодно приобретаемых отаку, составляет около 411 миллионов, в то время как их количество гораздо выше - 1 408 миллионов. Эти данные показывают, что отаку играют важную роль в поддержании, росте и процветании экономики.

Сегодня число отаку продолжает расти, и по состоянию на 2011 год каждый четвертый японец считал себя отаку.

Отаку и японское общество

Отношение к отаку в японском обществе, в котором преобладают традиционные взгляды на жизнь и строгие социальные нормы, довольно своеобразно. Многие японцы до сих пор считают, что слово "отаку" имеет ярко выраженный негативный оттенок. Вопреки этому мнению, современные отаку активно участвуют в экономике страны и обеспечивают себя работой. Чтобы покупать дорогие товары, отаку работают по найму или фрилансят.

"Отаку? Страшна."
"Отаку? Страшна."

Со временем представления об этой субкультуре изменились. Молодые люди стали более терпимы к чужим увлечениям, например, с иронией говорят, что они - фанаты боевых искусств. Раньше отаку были изолированы от общества, но сейчас быть отаку модно и почетно. Отаку готовы потратить любую сумму денег на товары, связанные с их хобби, и не каждый японец может позволить себе приобрести собственную коллекцию.

Негативный социальный образ отаку был создан преступлениями 1988 и 1989 годов. - Преступники, оказавшиеся садистами и психопатами, были названы в СМИ якобы отаку. Преступления Цутому Миядзаки потрясли общество своей жестокостью. Предполагается, что на формирование личности Миядзаки повлияла популярная культура. Его сильно привлекали жестокие фильмы ужасов и анимэ в жанрах хентай (эротика) и эрогуро (гротескное эротическое извращение), а в 1995 году сообщалось, что гуру "Аум Синрикё" Тодзуо Мацумото и другие члены его секты были одержимы манга и анимэ в жанрах постапокалиптики и научной фантастики. Были и другие преступления, совершенные людьми, относящимися к категории отаку. Яркий пример - массовое убийство в начальной школе Икэда в Осаке 8 июня 2001 года. Мамору Такума, бывший школьный уборщик, напал на учеников и учителей. Хотя Такума воспринимался общественностью как отаку, он никогда не был частью субкультуры.

За отаку закрепился образ антисоциальных девиантов, одержимых своими увлечениями, любителей сексуального насилия и разрушителей традиционных японских ценностей. Стоит отметить, что в прошлом многие поклонники этой субкультуры превращались в затворников по вине родителей, которые боялись, что их дети станут отаку под давлением общественных ценностей.

Акихабара в наши дни
Акихабара в наши дни

С 1990-х годов токийский район Акихабара (ранее известный как «Электрический город» из-за высокой концентрации магазинов электроники) стал известен как притон отаку. Сегодня в Акихабаре по-прежнему находится множество магазинов, популярных среди представителей этой субкультуры, включая кафе для горничных, магазины анимэ и манга, магазины DVD и костюмов.

В 2004 году представление общества об отаку кардинально изменилось после выхода фильма «Парень из электрички» (денся отоко). В этом фильме мальчик-отаку спасает богатую красивую девушку от пьяного пассажира и впоследствии начинает с ней встречаться. Изображение отаку на обложке фильма соответствует стереотипу отаку, но в сюжете показано нестереотипное поведение. Предположительно, в основе сюжета лежат реальные события, произошедшие с мужчиной в возрасте 20-23 лет и зафиксированные на популярной доске объявлений 2channel. Сообщения форума были собраны в книгу, по которой впоследствии был снят фильм. Из этого можно сделать вывод, что отаку - это не девиантный и не застенчивый человек, а очень способная и яркая личность, которая заслуживает любви и внимания. Кроме того, отаку способны строить социальную жизнь и отношения.

Афиша фильма «Парень из электрички»
Афиша фильма «Парень из электрички»

Уровень преступности среди отаку низок. Наличие компьютерной жены или симулятора свиданий никак не вредит обществу, если не считать демографической ситуации в стране. Можно также предположить, что у отаку есть некоторые проблемы в отношениях с обществом. Возможно, в их жизни нет ничего, что они могли бы найти в объекте своего восхищения (манга, анимэ, игры, что угодно), или же они сталкиваются с непониманием со стороны общества. Возможно также, что отаку приобретают свои любимые навыки и социальные модели через свое хобби. Чрезмерная преданность отаку своему хобби не является проблемой до тех пор, пока она не вредит обществу или самому человеку. В таких случаях стоит помочь отаку получить соответствующую медицинскую помощь. Родные и близкие отаку должны обратиться к специалистам по психологии, психиатрии, социологии и специалистам, которые занимаются подобными явлениями. С развитием фигурок, анимации и манга, различных технологий и индустрии развлечений число отаку растет год от года. Примечательно, что актеры, музыканты и даже знаменитости, занимающие важные государственные посты, причисляют себя к отаку, а феномен отаку с каждым днем набирает популярность в массовой культуре и СМИ.

Мем: отаку и отношения
Мем: отаку и отношения

В Японии во время пандемии «Корона Седай», когда люди вынуждены находиться на карантине, чтобы предотвратить распространение коронавируса, число отаку растет. Это происходит потому, что у них появляется больше свободного времени, которое они могут потратить на хобби и увлечения. Молодые люди быстро адаптируются к новой реальности. Они переходят на дистанционное обучение и работу, активно общаются в интернете. Кроме того, молодые люди в «Корона Седай» начинают создавать онлайн-сообщества, которые становятся еще более удобными, чем раньше, что способствует увеличению числа отаку.

Итак, подытожим всё вышеописанное:

  • Отаку – не извращенцы со странным внешним видом, а увлечённые своим хобби люди. Они способны общаться, заводить отношения и хорошо проводить время.
  • Японское общество предвзято относится к отаку и хикикомори, поскольку СМИ сформировало о данных феноменах изначально негативное мнение.
  • Отаку, занимающиеся косплеем, например, становятся популярнее с каждым днём среди не только японской, но и зарубежной молодёжи.
  • Отаку собираются на мероприятия, общаются, заводят друзей и в связи с тем, что общество стало принимать их и их интересы, всё реже становятся затворниками.
  • Отаку благодаря развитию СМИ и культурному обмену между людьми активно распространились не только по Японии, но и по другим развитым странам. Проявления подобной субкультуры есть и у нас в России.

А считаете ли вы себя отаку? Пишите в комментарии, от каких хобби вы без ума :)