Найти тему

Наш итальянский автомобиль

1966 год подарил Советской России народный автомобиль. Как часто случалось в нашей истории, приплыли из-за моря варяги и построили завод.

И этими варягами оказались итальянцы. Этот удивительно талантливый народ уже подарил России архитектуру Санкт-Петербурга, искусство скульптуры, живописи, театра и музыки. Во второй половине XX века Италия создала грандиозное предприятие в Ставрополе, в дальнейшем переименованном в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

По проекту, подготовленному компанией Fiat и подписанному Джанни Аньелли, итальянцы не только поставляли «завод под ключ», но и обучали русских всем необходимым специальностям.

Удивительно, но уже в апреле 1970 года с конвейера сошла первая партия знаменитой «копейки» ВАЗ-2102, которая была создана на базе Fiat-124. Интересно, что во время испытаний в условиях русской действительности итальянским инженерам пришлось внести несколько сот поправок в первоначальный проект. По тем временам «копейка» и ее «дети» были достаточно надежными и прочными автомобилем.

Считается, что этот итало-советский проект имел и политический подтекст. Выбирая из целого списка известных автомобильных компаний, с которыми предлагалось заключить контракт, смотрели на близость к советской идеологии. В Италии коммунисты тогда были влиятельной партией - и это сыграло важную роль в принятии решения. Однако, главным сторонником сближения с Россией был глава нефтегазового концерна ENI Энрико Маттеи, и коммунистом он не являлся. Итальянское руководство тогда планировало избавиться от тяжелой зависимости от американских компаний и поэтому стало поставлять в СССР оборудование в обмен на нефть. О рискованности подобного решения говорит то, что вскоре Маттеи был убит, как впоследствии выяснилось агентами ЦРУ.

В Советской России планировалось, что этот автомобиль, как и Fiat в Италии, станет общедоступным. Однако, при стоимости 5000 рублей и средней зарплате 150-200 рублей в месяц общедоступным он не стал, но около пяти миллионов граждан стали счастливыми обладателями «Жигулей».

Экспортный вариант названия автомобиля «Лада» был связан с тем, что слово «жигули» (по названию Жигулевских холмов на Волге) на некоторых языках было непроизносимым, на некоторых напоминало «жиголо», а на арабском по звучанию напоминало слово «джигуль» (вор).

Узнавайте Италию вместе с Державинским институтом!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц