Имама ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, привел в своем сборнике хадисов: «Передается от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто перечислит их, войдет в Рай. Он Аллах – кроме Него, нет бога…»».
Далее в хадисе следует перечень имен Всевышнего Аллаха, который традиционно принят мусульманами для чтения и заучивания, а также служит основой для толкования этих имен исламскими учеными.
Мы рассмотрим смысл каждого имени Всевышнего Аллаха из хадиса, переданного Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, опираясь на краткое их толкование, сделанное имамом аль-Байхакы в книге «Аль-Иʼтикад», и дополняя его из «Шарх аль-Асма аль- Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-Асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
الله Аллах
Обладатель божественности, то есть Могущества для творения мира.
Имам ас-Сануси, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах – это имя собственное для Бога, Чье Существование обязательно с точки зрения разума и который достоин поклонения».
الرحمن الرحيم Ар-Рахман, Ар-Рахим
Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
По другому мнению, Ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, Ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни.
Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое встречается в большинстве поздних книгах по акыде: Ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а Ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид».
الملك Аль-Малик
Абсолютный Властелин.
Имам ас-Сануси: «Это Тот, Кто обладает абсолютным Могуществом, и Единственный, Кто распоряжается всем сотворенным, и никто не может Ему ни в чем помешать».
القدوس Аль-Куддус
Тот, у Кого нет недостатков, не подобный никому и ничему.
السلام Ас-Салям
Тот, кто чист от всех недостатков.
Имам ас-Сануси: «Другое толкование: Властелин, оберегающий кого пожелает из своих рабов от бед и несчастий в обоих мирах. Третье толкование: Тот, Кто приветствует «салямом» верующих в Раю».
المؤمن Аль-Муъмин
Тот, Кто подтверждает Свою правоту и правоту верующих.
Ас-Сануси поясняет: «Тот, Кто подтверждает правоту Своих пророков и посланников, мир им всем, аятами Своей Книги и чудесами (муʼджизат).
Другое толкование: Тот, Кто знает о Своей Единственности.
Третье толкование: Тот, Кто защитит верующих от наказания в Судный день».