Найти в Дзене

схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный

Добродетели

Основание всякой добродетели: познание человеческой немощи.

Добродетели суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: «Да не уклонишися ни направо, ни налево, но путем царским ходи» (Втор.5:32; 17:11).

Прав сердцем тот, чей помысл не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели.

Добрые плоды доброго дерева не древу самому, но семени доброму, от которого древо произошло, приписываются. Так и добрые дела, хотя и творит их добрый христианин, Благому и Человеколюбивому Богу должно восписывать. Без Бога и добрым быть и добро творить невозможно, по словеси Господни: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5).

Блага настоящей жизни весьма чужды для человека; человеческая добродетель – вот что одно составляет жизнь.

Даже незначительное по размерам доброе дело бесконечно ценнее неисчерпаемого потока красноречивых фраз.

Старайся узнавать все поступки добродетельных.

У нас как-то вошло в обычай поучать, избегая всяких обличений, стараясь, чтобы все было мягко сказано, чтобы никого не задеть, но забывают при этом пример Самого Спасителя, Который, будучи Всесовершенною Любовью, давал, однако, место и праведному гневу, в особенности против лицемерия и показного доброделания.

Добродетельному стыдно быть защитником порочных: это почти то же, что собственной ногою стать на стезю порока.

Лучше наказание от праведника, нежели честь от порочного.

Если кто, быв раз или два обличен тобою, тебя не послушает: не спорь и не препирайся с ним, но предай все Богу, да будет Его воля и да прославится Он во всех Своих рабах: ибо Он может преложить и самое зло во благо.

Спеши стать совершенным; не угождай тем, кому всего лучше не угождать; тешить грех – самая бесславная слава.

Кто любопытствующих не любит – право делает.

Еже есть соль хлебу – сие любовь добродетели.

О смирении и кротости
Каждому христианину нужнее всего христоподражательное блаженное смирение, а кто не имеет его, тот никогда не узрит Бога.

Смирение – есть основание всех добродетелей. Учитель смирения – Сам Господь: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29), и Матерь Божия возвеличена за смирение.

Чтобы приобрести смирение, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже хуже всякой бессловесной твари. Когда укоряют в чем-либо, то молчать или кротко объяснить истину; отсекать свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения, помнить всегда исход души из тела – вот путь к смирению.

Какие бы добродетели кто ни имел, а себя всегда должен считать грешнейшим в мире, по реченному: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими (то есть непотребны) есмы» (Лк.17:10).

Несомненный признак смирения – неверие своим помыслам, желание исправления, беспрекословное послушание.

Не сказал Давид, что он постился, бдел, на земле лежал, но «смирихся, и спасе мя Господь».

Покаяние падшего восставляет, плач о грехах во врата небесные ударяет, а смирение – оные открывает.

Без смирения все суетно и тщетно: одно только смирение прелести бесовской неприступно.

Кто считает себя смиренным, в том нет истинного смирения. Должно быть всегда готовым на всякое слово ответить: прости, грешен.

Смирение не стыдится признаваться в своих недостатках, свойственных немощи человеческой, тем самым и истребляются они.

Смирение рождает страх Божий, обуздывает многоречие, оно научает сознавать свое убожество, делает отвратительными похвалы человеческие, во всем внушает человеку обвинять и укорять себя, не верить своему рассуждению и своим чувствам, как порабощенным греху. Смирение учит презирать суетный мир и искать единого на потребу (см.: Лк.10:42). Ибо что высоко у людей, то мерзко пред Богом (см.: Лк.16:15). Смирение достигается усиленною молитвою, укорением себя во всем и терпением обид. Смирение делает человека праведным. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведники за гордыню губят многие труды свои.

Лучше смиренный грешник, чем гордый праведник. Со смиренным Сам Христос пребывает. За смирение прощаются грехи, смирение преодолевает пороки, очищает сердце.

Смирение – путь к совершенству, на всякую высоту взойдешь смирением. Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло: простить брату, согрешившему против тебя, прежде, нежели он попросит у тебя прощения. Если кто, смиряясь, скажет: «Прости меня», – тот опаляет демонов-искусителей.

– Что мне делать, я боюсь стыда бесчестий (оскорблений)? – говорит ученик.

– Брат! Иисус сделался Человеком и перенес бесчестие, а разве ты больше Иисуса? Кто не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения, – говорит старец.

– Что есть смирение?

– Смирение состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом на деле, а не на словах только, и чтобы говорить: «Кто я такой? И кто считает меня за что-либо?»

Уничижи себя – и узришь славу Божию. «Не сущу свету, вся мрачна» – так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.

Когда нет смиренномудрия, все труды по Богу суетны и безплодны. Смиряйся во всем и считай себя хуже всех и знай: Господь всех негожих, но смиренных возьмет к Себе. К Нему вопияй и твердо надейся. Тщетны труды того, кто вне смирения постится много и несет тяжкие подвиги.

Лукавый не ест, не пьет, не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения.

Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение, и то знай, что ни о чем столько не скорбит сатана и ничем столько не прогоняется и обезоруживается, как тем, когда человек любит смирение и бесчестие. Смирение разрушает все козни вражии.

Приобучи язык твой говорить: «Прости меня», и вселится в тебя смирение.

Смиренный кроток, приветлив, милосерд, тих, благопокорлив, неленостен. Он не любопытствует о предметах непостижимых, в нем нет ни слова ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только где дело касается веры.

Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев. А быть кротким – значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр. и молиться за врагов своих, а себя всегда осуждать, укорять, чтобы загладить невольные грехи свои.

Безгневие – есть нечувствительность к досадам.

Кротость – есть недвижное устроение души, когда она в бесчестиях и похвалах пребывает одинаковой.

Кротость – это чудная сила, она не только сама бывает тверда и непоколебима, но тихим и легким способом благотворного своего величия утверждает все и вокруг себя. Кротость тверда правильною своею уступчивостью, мягкостью и миролюбием, никогда не раздражает ближнего. Кротость чужда всяких притязаний на право других. Кротости чужды лицемерие и лесть. В сердце кроткого почивает мир и покой. Кротость привлекает к себе очи Господни. «На кого воззрю, токмо на кроткого», – вещает Господь.

Нередко Бог оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они, взирая на сии легкие, почти безгрешные немощи, много себя укоряюще, приобретали чрез то некрадомое богатство смиренномудрия.

........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный

https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/3_1