В 1958 году певица Билли Холидей прибыла на джазовый фестиваль в Монтерее с маленькой собачкой в руках, посмотрел вокруг и сказал: «Здесь так красиво!» Мало кто знал, что она в тот момент серьёзно сидела на наркотиках, пила и вообще чувствовала себя неважно.
Когда певица ехала в такси на похороны своего друга-саксофониста Лестера Янга, она сказала критику Леонарду Физеру: «Я буду следующей». Так и случилось: она умерла через четыре месяца, в возрасте 44 лет.
В жизни этой женщины нашлось место и признанию, и душевной боли, и разочарованию в близких. Она сполна познала тёмную изнанку жизни. Ей «везло» на мерзавцев, которые снабжали её наркотиками, били, изменяли, пользовались её деньгами и славой. Детей она так и не родила.
В начале жизни у неё было другое имя. Элеонора Фэган родилась 7 апреля 1915 года в Филадельфии, штат Пенсильвания. Её родители не были женаты и не жили вместе. Мать, которая забеременела в 13 лет, работала на железной дороге и периодически оставляла маленькую Элеонору на попечение своей дальней родственницы. Девочка страдала от постоянного отсутствия матери, из школы она была исключена.
В конце концов, Элеонора переехала в Нью-Йорк и попала в бордель, где уже работала её мать. После ареста 14-летняя девушка решила начать жить заново и обратилась к пению, учась по записям Луи Армстронга и Бесси Смит.
Для начала ей был нужен сценический псевдоним. Она объединила имя любимой актрисы Билли Дав и фамилию отца — музыканта Кларенса Холидея.
В начале 1933 года 17-летнюю певицу услышал продюсер Джон Хаммонд, который задал старт не одной джазовой карьере. Он организовал запись с Бенни Гудменом и не прогадал: песня «Riffin' The Scotch» стала настоящим хитом. С тех пор Билли Холидей была желанной гостьей в студии звукозаписи.
Ей аккомпанировали лучшие музыканты. Самым плодотворным оказался союз с пианистом Тедди Уилсоном. Этим двоим была предоставлена полная свобода в выборе материала во время записи, и Билли Холидей наполнила незамысловатые поп-песенки эмоциональной глубиной, превращая их в джазовую классику.
С тенор-саксофонистом Лестером Янгом певицу связывали многолетние дружеские отношения. Этот остроумный выдумщик новых словечек первым назвал ее Леди Дэй, а та в ответ придумала другу прозвище Президент. Исполненные ими песни звучали из музыкальных автоматов по всей стране.
Однажды Билли Холидей предложила фирме Columbia Records песню «Strange Fruit», основанную на поэме школьного учителя — еврея из Бронкса — об ужасах линчевания. «Странный фрукт» — это повешенный. Взрывоопасную песню отказались выпускать, и Билли Холидей записала ее 20 апреля 1939 года для независимого лейбла Commodore. Для неё «Strange Fruit» значила очень многое, напоминая о смерти отца, которому было отказано в лечении из-за расовых предрассудков.
Ещё один великий гимн Билли Холидей — «God Bless the Child» — тоже имел отношение к личной жизни. Мать открыла ресторан, и Билли, которая неплохо зарабатывала, щедро снабжала её деньгами. Но когда однажды ей самой понадобились наличные, мать отказала дочери в поддержке. В гневе Билли выкрикнула фразу: «Благослови Господь ребёнка, у которого есть всё своё!» На этих словах построена горькая песня о том, что надеяться можно только на себя. За «God Bless the Child» Билли Холидей даже удостоилась панегирика от журнала «Life».
В итоге певица со сложной биографией стала настоящей поп-звездой. Её нельзя было заменить, ей нельзя было диктовать условия, она могла позволить себе сольный концерт — редкость по меркам 1940-х годов. В «Lover Man» зазвучал струнный оркестр — в духе популярных записей Фрэнка Синатры или Эллы Фитцджеральд. Билли умоляла руководство лейбла предоставить оркестр. Когда она вошла в студию 4 октября 1944 года и увидела там струнный ансамбль, её радости не было предела.
Большую часть денег Билли Холидей тратила на героин, которым её снабжал любовник. В мае 1947 года она была арестована за хранение наркотиков и предана суду. В состоянии истощения и будучи не в силах принимать пищу, Билли Холидей признала свою вину и попросила оправить её в больницу, но попала в тюремный лагерь в Западной Виргинии. Осуждённую освободили за хорошее поведение.
В качестве возвращения певица согласилась выступить в Карнеги-холле 27 марта 1948 года. Все 2700 билетов были проданы, но всё закончилось печально. Во время концерта кто-то передал Билли Холидей коробку гардении. Та по привычке прикрепила цветы к волосам, но в них оказалась булавка, которая впилась в голову: «Я ничего не чувствовала, пока кровь не начала заливать мне глаза и уши». После третьего биса Билли Холидей потеряла сознание.
Её снова и снова арестовывали за наркотики, она рассталась и с мужем, и с любовником. До конца жизни Билли запретили выступать в заведениях, в которых продают алкоголь. В них платили больше, именно клубные концерты были основным источником дохода. Это вынуждало выступать нелегально, в постоянном ожидании ареста.
Из-за наркотиков и алкоголя здоровье Билли Холидей пошатнулось, вокал стал менее гибким и чистым. Ей было чуть за сорок, но голос тянул на все шестьдесят.
В 1956 году в свет вышла «автобиография» Билли Холидей под названием «Lady Sings The Blues», написанная журналистом Уильямом Дафти. Певица даже ни разу не раскрыла книгу. Но чтобы поддержать её продажи, в июле 1956 года записала альбом с тем же названием.
Дважды певица собирала аншлаги в Карнеги-холле. Казалось, на сцене Билли, облачённая в белое вечернее платье и с гарденией в волосах, снова была в форме и блистала, как прежде. Публика не хотела её отпускать, аплодировали даже музыканты. Но этот успех был последней радостью Билли Холидей.
31 мая 1959 года она попала в больницу из-за болей в печени и сердце — и тут же была арестована на хранение наркотиков. Она умирала от цирроза, а дверь её палаты охраняли полицейские. На счету в банке было 70 центов. Попрощаться с Билли Холидей пришли коллеги-музыканты и поклонники таланта — больше трёх тысяч человек.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!