Владимир Высоцкий не раз выступал на территории нынешнего Северного округа, в НИИ и ДК состоялось около двадцати его концертов.
14 июля 1980 года Владимир Высоцкий пел в НИИ эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ) им. Габричевского на улице Адмирала Макарова. Этот концерт оказался для него последним в Москве, через десять дней он умер.
О том, как встречали известного артиста в НИИЭМ, рассказала одна из организаторов концерта Ирина Бакандова – она много лет проработала главным бухгалтером института.
Поехал на «Жигулях»
Это был понедельник, конец рабочего дня. По договоренности, за Высоцким надо было подъехать к его дому, на Малую Грузинскую. Туда отправился на своих «Жигулях» еще один организатор концерта, микробиолог, научный сотрудник НИИ Александр Павлович Аллилуев.
- Все думали, что Высоцкий поедет к нам на своем «Мерседесе», надо будет только показывать дорогу, - говорит Ирина Бакандова. – Но, как рассказывал Александр Павлович, артист, выйдя из подъезда, направился прямиком к нему и открыл дверцу: «Едем?»
Александр Павлович ужасно смутился – заднее сидение было завалено: автомобильные вещи, туристическое оснащение. Но Высоцкий махнул рукой: «Ничего, помещусь!» Певец сел наискосок, ноги чуть ли не на спинке переднего кресла, сказал, что ему очень удобно, и они поехали.
По дороге артист поинтересовался профилем НИИ: кто будет его слушать. Узнав, что в основном медики - врачи и биологи, пожаловался, что в последнее время чувствует себя не очень: пошаливает сердце, болит нога. Аллилуев – он бы старше на шесть лет - предложил устроить певца в хорошую больницу, к знакомым врачам. Высоцкий поблагодарил и отказался: надо либо петь, либо лечиться. Из машины, когда приехали, выбирался осторожно, стараясь не слишком тревожить ногу.
Билеты за 1 руб. 50 коп.
В конференц-зале, на четвертом этаже, яблоку было негде упасть.
– Просто столпотворение, все 350 мест заняты, еще столько же сидели на подоконниках, стояли в проходе вплотную друг к другу, - продолжает Ирина Викторовна. – Пришел начальник корпуса и сказал, что все, он запрещает пускать еще кого-нибудь и вообще - концерт надо отменить - может обвалиться потолок.
Билет стоил 1 руб. 50 коп. Гонорар Высоцкого, согласно договоренности, составлял 400 рублей. Надежда Викторовна хотела выдать деньги, протянула конверт - артист сказал: нет, это не мой вопрос. Официально концерты Высоцкого проходили по ведомству культурно-массовой работы – как лекции «Поэзия и музыка в театре и кино».
Аллилуев попросил обладателей магнитофонов - они заняли места впереди - не щелкать кнопками и крышками. Объявляя концерт открытым, сказал: «Ребята, сейчас выступит человек, которого не надо представлять». Высоцкий вышел на сцену стремительно, еще за кулисами взяв первые аккорды: «На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают…»
«Ничто не кончается»
Слушая сегодня фонограмму, сделанную душным июльским вечером за десять дней до смерти поэта, в зале, заполненном врачами, биологами, химиками, лаборантами, трудно отделаться от мысли, что все предопределено.
Высоцкий спел «Песенку о переселении душ» с конферансом о том, что «значит, мы с вами не заканчиваем на этом, на земном, наше существование; ничто не кончается, это маленький отрезок, а дальше всё начинается основное».
Потом были «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт», премьера только что написанной «Грусть моя, тоска моя» и возвращение к истокам - «Порвали парус - с этой песни начиналась работа Высоцкого в кино.
Отводя «Старый дом» («Час зачатья я помню не точно»), он вспомнил ушедших друзей – Василия Шукшина и Левона Кочаряна.
Предваряя «Я вам, ребяты, на мозги не капаю», поблагодарил судьбу: «у меня есть счастливая возможность… такому большому количеству людей рассказать о том, что меня беспокоит, прихватывает за горло и так дергает по нервам, как по струнам…»
Квартирник у Ромма 16 лет назад
Ему долго хлопали, подарили белые розы. Он поблагодарил зрителей за реакцию и «за всё, что вы сегодня сделали». Сказал, что приедет еще.
После концерта вместе с организаторами концерта пошли в артистическую, пили чай. Высоцкий и Аллилуев вспоминали, как встретились первый раз – 16 лет назад.
Александр Павлович - внучатый племянник Надежды Аллилуевой, жены Сталина. Его предыдущая жена, Наталья – тоже микробиолог- была дочерью кинорежиссера Михаила Ромма. В конце 1964 года у него дома состоялся один из первых квартирников Высоцкого.
- Тогда, в 1964-м, раздался звонок в дверь и вошли трое: наша лаборантка Ирина Купер, Высоцкий и Золотухин, - вспоминал Александр Аллилуев. - Михаил Юрьевич приготовил магнитофон «Грюндиг», только что привезенный из Германии. Получился час песен - целая бобина.
Украли запись вместе с кассетником
Вспоминая о том разговоре в артистической, Аллилуев рассказывал, что Высоцкий выглядел уставшим, снова сказал, что болит голова, спросил, нет ли пирамидону или анальгину. Когда принесли, высыпал в ладонь всю упаковку и отправил в рот штук 8-10.
Вместо намеченного часа-полутора - Высоцкий провел в НИИЭМ три. В конце вечера обнаружилось, что один из кассетников, на которые велась запись, исчез – его украли, естественно, вместе с пленкой. Ни до, ни после этого в институте ничего никогда не пропадало.
О начале кинематографического пути Владимира Высоцкого - съемках в фильмек "713 просит посадку", знакомстве с актрисой Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой, о жизни на Беговой аллее и показе в театре "Современник", который тогда репетировал в помещении гостиницы "Советская", можно почитать вот здесь