Найти в Дзене

Памятник первому архитектору Петербурга Доменико Трезини

В Петербурге рядом с Благовещенским мостом на Университетской набережной около десяти лет назад появился довольно любопытный памятник улыбающемуся человеку в шубе. Это скульптурное изображение Доменико Трезини, первого архитектора Санкт-Петербурга, внесшего огромный вклад в становление Северной столицы России. Зодчий изображен одетым согласно дворянской моде времен Петра I. В правой руке он держит свиток с архитектурными планами, левой опирается на строительный циркуль. Скульптура отлита из бронзы и имеет высоту 5,5 метров. Трезини обычно называют итальянцем, но это верно лишь отчасти, так как в действительности он был швейцарцем итальянского происхождения и любил это подчеркивать. Например, свое имя писал не "Domenico", как было было бы правильнее по-итальянски, а "Dominico", что звучало несколько ближе к немецкому, а Швейцария страна, как известно, в основном немецкоязычная. Доменико Андреа Трезини родился около 1670 года и был уроженцем местечка Астано на территории южной итал

В Петербурге рядом с Благовещенским мостом на Университетской набережной около десяти лет назад появился довольно любопытный памятник улыбающемуся человеку в шубе. Это скульптурное изображение Доменико Трезини, первого архитектора Санкт-Петербурга, внесшего огромный вклад в становление Северной столицы России.

Зодчий изображен одетым согласно дворянской моде времен Петра I. В правой руке он держит свиток с архитектурными планами, левой опирается на строительный циркуль. Скульптура отлита из бронзы и имеет высоту 5,5 метров.

-2

Трезини обычно называют итальянцем, но это верно лишь отчасти, так как в действительности он был швейцарцем итальянского происхождения и любил это подчеркивать. Например, свое имя писал не "Domenico", как было было бы правильнее по-итальянски, а "Dominico", что звучало несколько ближе к немецкому, а Швейцария страна, как известно, в основном немецкоязычная.

-3

Доменико Андреа Трезини родился около 1670 года и был уроженцем местечка Астано на территории южной италоязычной швейцарской области Тичино (Тессин), известной своими умелыми каменотёсами, строителями и инженерами. Трезини принадлежал к небогатой дворянской семье, а сама фамилия его происходила от реки Треза, протекающей на границе Швейцарии и Италии.

Фрагмент постамента памятника, изображающий  Трезини, покидающего родные места. Надпись: “Svizzera. Ticino. 1699” (с итальянского: "Швейцария. Тичино. 1699").
Фрагмент постамента памятника, изображающий Трезини, покидающего родные места. Надпись: “Svizzera. Ticino. 1699” (с итальянского: "Швейцария. Тичино. 1699").

Строительному делу он обучался в Италии, а в 1699 году переехал в датский Копенгаген работать в качестве фортификатора. Но работы было немного, и когда российский посол в Дании Андрей Измайлов предложил ему контракт на работу в России, Трезини ответил согласием. Прибыв в Россию через порт Архангельска летом 1703 года, уже в феврале 1704 года он оказался в основанном меньше года назад Санкт-Петербурге, в котором и проработал следующие тридцать лет своей жизни.

-5

Трезини стал одним из создателей архитектурного стиля, который называют «петровским барокко», и одним из тех людей, которые принесли достижения европейской архитектуры в Россию.

Ехал в Петербург Трезини как фортификатор и действительно принимал участие в укреплении Кронштадта и перестройке в камне бастионов Петропавловской крепости, но в российской Северной столице он раскрылся и как значительный архитектор.

Еще одно изображение на памятнике - герб дворянского рода Трезини.
Еще одно изображение на памятнике - герб дворянского рода Трезини.

По его проектам были построены здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости, Летний дворец, комплекс зданий Александро-Невской лавры. Именно он заложил основу планировки Васильевского острова с его номерными линиями. Трезини отличался большой работоспособностью, ведя иногда по 30-40 проектов одновременно, создавал первые «образцовые» дома для разных слоев населения.

Конечно, многие из его работ не сохранились, так как по мере развития города они неизбежно перестраивались или уступали место новым сооружениям. Но почти все постройки Трезини, дошедшие до наших дней, безусловно являются визитными карточками Петербурга.

-7

Доменико Трезини был уживчив и дипломатичен, поэтому пользовался уважением окружающих, включая самого Петра I. Сам монарх даже стал крестным сына архитектора, несмотря на то, что Трезини был католиком.

Доменико прожил в Петербурге до конца жизни. За заслуги он получил чин полковника от фортификации. Скончался архитектор в 1734 году и был похоронен на кладбище при нынешнем Сампсониевском соборе. Ни само кладбище, ни могила Трезини до наших дней, увы, не сохранились.

-8

Но вернёмся к памятнику. Нужно отметить, что выбор места, где он установлен, отнюдь не случаен. Трехэтажное здание желтого цвета, расположенное за спиной скульптуры, является хотя и сильно перестроенным, но все же домом, который Трезини сам для себя спроектировал и где он, видимо, проживал в последние годы жизни. Кстати, небольшая площадь, где находятся дом и памятник, с 1995 года тоже называется площадью Трезини.

-9

Сам памятник является работой петербургского скульптора Павла Игнатьева, работавшего над ним много лет. Эскиз будущего памятника был создан Игнатьевым еще в 1995 году, а первый черновой вариант в бронзе был отлит спустя три года, но на реализацию проекта долго не могли найти достаточного количества средств. Средства в итоге были предоставлены благотворительным фондом петербургского предпринимателя и мецената Юрия Жорно, и в декабре 2013 года скульптура была установлена на свое нынешнее место.

-10

Официальное открытие памятника состоялось 19 февраля 2014 года. В нем приняли участие сам скульптор, члены правительства Санкт-Петербурга, а также представители генконсульств Швейцарии и Италии.

-11

Черты лица Трезини воспроизведены приблизительно, так как единственное дошедшее до нас изображение архитектора дает только примерное представление о его облике.

Часть топографического плана Санкт-Петербурга 1722 года, изображающая трех ведущих городских архитекторов того времени. Слева направо: Никола Микетти, Михаил Земцов, Доменико Трезини (в красном мундире). Считается единственным сохранившимся прижизненным изображением Доменико Трезини.
Часть топографического плана Санкт-Петербурга 1722 года, изображающая трех ведущих городских архитекторов того времени. Слева направо: Никола Микетти, Михаил Земцов, Доменико Трезини (в красном мундире). Считается единственным сохранившимся прижизненным изображением Доменико Трезини.

Реализация памятника Трезини мне кажется вполне удачной. Здесь нет какой-то излишней нестандартности ради нестандартности, присущей иногда современному искусству, но при этом нет и казенщины, которая делает все безликим и незапоминающимся. Памятник выполнен со вниманием к деталям и с уважением к тому, кому он посвящен.

Трезини, перед которым открывается вид на Неву и расположенные за ней многочисленные городские кварталы, будто бы непринужденно и с удовлетворением осматривает разросшийся Петербург, в создании которого он принимал непосредственное участие, одним из первых поверив, что создание с нуля новой столицы и реализация столь масштабной идеи возможны.

-13

М.С.

Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)