Найти тему
Рептилофилософия

Аристотель

Аристотель, основатель перипатетиков и выдающийся мыслитель, получил свое прозвище из-за того, что во время своих лекций он постоянно ходил вокруг сада. Он известен своими исследованиями в области философии, политики, риторики и естественных наук. В 17 лет он переехал в Афины, чтобы поступить в академию Платона, но, учитывая отсутствие Платона, он некоторое время учился у Сократа, что привнесло в него интерес к риторике и поэтике. Позже он все же поступил в академию Платона и учился там 20 лет до смерти своего учителя. После этого он отправился в Ассос вместе с другими учениками Платона, где встретился с тираном острова Гермием и впоследствии женился на его дочери Пифиаде. Позже он стал наставником Александра Великого. После смерти Филиппа и восшествия на трон Александра, Аристотель вернулся в Афины и основал Ликей. Однако вспыхнувшее антимакедонское восстание в Афинах вынудило его покинуть город под обвинениями в безбожии. Он умер от болезни желудка в 322 году до н.э. Его тело было перевезено в Стагиру, где ему был поставлен склеп, и в его честь проводились празднества, называемые Аристотелиями, а также один месяц был переименован в Аристотелий.

Что Аристотель внёс в философию?

Он заменил диалоги на трактаты, переходя от обсуждений к более формальным объяснениям. До его времени, чтобы доказать, что 2+2=4, нужно было вести долгие дискуссии, в то время как Аристотель предпочитал изложить это в виде длинных трактатов. Однако его работы тоже не избежали сложности понимания из-за его склонности менять тему и отвлекаться, что создавало путаницу. Например, он мог начать обсуждение о метафизике, а затем внезапно переключиться на политику. Тем не менее, Аристотель внёс значительный вклад, создав систему наук, разделив их на три вида: теоретические, практические и поэтические. Теоретические науки, такие как физика, метафизика и математика, он характеризовал как знания для знания самого по себе. Практическими науками он считал политику и этику, а к поэтическим относил риторику и софистику.

Давайте обсудим дополнительные концепции, которые ввёл Аристотель. Он разработал учение о первопричинах, утверждая, что их было четыре: материя, форма, действующая причина и конечная цель. Материя - это то, из чего что-то состоит, она постоянна и неуничтожима, исходя из четырёх элементов: воздуха, воды, земли и огня. Форма - это то, что из однородной материи создаёт разнообразные объекты. Действующая причина - момент начала существования вещи. Конечная цель - зачем эта вещь была создана, и высшей целью считается благо. Например, при изготовлении деревянной двери материей является дерево, форма - это идея двери, действующая причина - момент, когда мы устанавливаем ручку, а конечная цель может быть, например, предотвращение сквозняка. Кроме того, Аристотель ввёл и исследовал философские категории, которые представляют собой наиболее общие и фундаментальные понятия в философии. Он разработал свою иерархическую систему, в которой сущность или субстанция занимает первое место, а остальные категории описывают свойства и функции сущности.

Нам пора завершить обсуждение об Аристотеле. В его теологии было выражено учение, которое впоследствии считалось истиной в течение более 1500 лет до Канта. Он считал, что весь мировой процесс движения представляет собой единый цельный процесс, а все моменты времени взаимообусловлены. Аристотель предполагал, что существует двигатель, который инициирует это движение - и этим двигателем является Бог. Он также утверждал, что внутри каждого человека присутствует нематериальная душа, которая является сборником наших идей и побуждает нас к действиям. Он ввёл множество понятий, таких как метафизика, формальная логика и этика. Аристотель разработал концепцию этической добродетели, которая выражает характер, темперамент и душевные качества человека. Он также высказывал свои идеи относительно общества и государства, рассматривая человека как социальное животное и определяя семью как основную ячейку общества. Он различал шесть типов государств: три хороших (монархия, аристократия, полития) и три плохих (тирания, олигархия, демократия), объясняя, что плохие типы государств работают исключительно в интересах правящих, в то время как хорошие типы служат для блага всех граждан.