СПРОВЕРЖЕНИЕ АССИРИИ
24 Так говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадёт с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простёртая на все народы,
27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простёрта, — и кто отвратит её?
ПРОРОЧЕСТВО О ЗЕМЛЕ ФИЛИСТИМСКОЙ
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушён жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьёт остаток твой.
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадёшься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идёт, и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нём найдут убежище бедные из народа Его.
На вечерни:
Бытие, 8 глава
ЖИТИЕ («ТОЛЕДОТ») НОЯ.
УСТРОЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА: БОГ НЕ БУДЕТ ПРОКЛИНАТЬ ЗЕМЛЮ
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
9 глава
РАЗРЕШЕНИЕ ЕСТЬ ПЛОТЬ, НО ЗАПРЕЩЕНИЕ КРОВИ
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё;
4 только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
Притчи, 11 глава
СОКРОВИЩА МУДРОСТИ. ВЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПЕРЕНОСЧИК
19 Праведность ведёт к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом — коварные* сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасётся.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
ЩЕДРЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ
24 Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянёт народ; а на голове продающего — благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство своё упадёт; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздаётся на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
12 глава
НАСТАВЛЕНИЕ И ЗНАНИЕ
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
5 Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
* «КОВАРСТВО»
Святитель (Соколов) (1724–1783), епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века, богослов, духовный писатель и прозорливец:
«Где коварство, там не бывает Христа».
(Кова́рство —
1) склонность к злодейству (часто — скрываемая или даже маскируемая напускной доброжелательностью);
2) злодейский умысел, план или поступок;
3) форма хитрости; злостное лукавство.)
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), византийский богослов, духовный поэт, составитель молитвословий, один из ярчайших представителей традиции исихазма:
«Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и славное, исповедуя, что Он один – Владыка, Господь и Творец всяческих, и что Он бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизречен. Кто это знает и верует... тому как можно не предать себя на подвиги (благоугождения) Ему в жертву, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть если не сыном Его и наследником, то хоть одним из верных рабов, стоящих близ Него».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» («Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу (ея): и от руки человека брата изыщу ея.
Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека») (Быт. 9, 5-6)
«Что смысл сказанного таков, подтверждают и дальнейшие слова, ибо говорит Бог: Я взыщу и вашу кровь… взыщу ее от всякого зверя… взыщу также… от руки человека. Нечестие человека Он сравнивает с животной злобностью, более того, считает его худшим, чем зверство животных, когда говорит: от руки человека, от руки брата его. Ведь звери по природе не имеют с нами ничего общего и не связаны никакими узами братства. Если они убивают людей, то убивают их как бы вчуже, не преступая законов естества и не попирая чувства родства. Человек более тяжко грешит, строя козни брату, и потому Господь обещает суровее покарать его, говоря: взыщу кровь… человека от руки человека, от руки брата его. Разве не брат нам тот, кого породила разумная природа и кого рождение от одной матери соединило с нами? Ибо одна и та же природа есть мать всем людям, и потому все мы - братья, рожденные одной матерью и связанные общими узами родства».
(О Ное.)