В сложные исторические времена я обращаюсь к другим сложным историческим временам.
Можно в новейшей истории.
Можно и нужно через призму истории моды - мода отражает все нюансы изменений в социуме.
Не только я замечаю, что 2020е несут отпечаток 1990х, особенно выразительно прошедших в России на развалинах СССР.
Я кое-что знаю о том, что люди тогда не допрожили, не доносили, не захотели понять в полной мере.
Хиросима-шик.
Реи Кавакубо
11 сентября 1942 Токио.
Основательница бренда "Comme des garcons".
В детстве вернулась в сгоревший во время войны Токио.
Йоджи Ямамото
3 октября 1943 Токио
В одном из интервью сказал, что создавая женскую зимнюю линейку, думал о своей матери, о пальто, которое могло бы укутать её и согреть.
О том, что женщинам, как и мужчинам нужна тёплая одежда зимой.
Иссей Мияке
22 апреля 1938 Хиросима - 5 августа 2022 Токио
В возрасте пяти лет видел за несколько десятков километров ядерный взрыв над Хиросимой.
В конце 1970х-начале 1980х эти японцы приехали в Европу с тем, чтобы напомнить миру белого человека - Хиросима и Нагасаки это реальность.
Европа их встретила сложно.
"Хиросима шик!" - выкрикнул на одном из показов журналист.
Но, так или иначе, их бренды продолжали выпускать одежду до тех пор, пока в середине 1990х мир не ощутил потребность в - чёрном, пепельном, дисгармоничном.
Это был прорыв, их копировали все во всём мире до тех пор, пока в 2000м не была дана маркетинговая отмашка на гламур и иллюзию, что "все болезни побеждены, а все войны остались в ХХ веке".
Иллюзия, за которую мы расплачиваемся теперь.
Реи Кавакубо
Реи Кавакубо.
Бренд "Comme des garcons" - "Как мальчики" на французском.
Наиболее деконструктивные настроения.
Женское отражение разрушенного, разрушаемого и разрушающего мира.
Поиск форм через разрушения и динамику в момент работы с материалами.
В 1980е купила сломанную вязальную машинку, чтобы создать полотно с дырами.
Чёрный, белый, пепельно серый.
Немного цвета.
Истирание старых форм, фасонов, приёмов.
Йоджи Ямамаото
Йоджи Ямамото - в основе работ чёрный цвет.
Поиск состыковки восточного и европейского мировоззрения, кроя, силуэтов.
Решения мягче, чем у Кавакубо.
Очень много поэтичных жестов.
Изящные вкрапления цвета и исторических цитат из разных культур.
Гармония внутри серых и чёрных коконов.
Изящное использование характерного оттенка красного.
Иссей Мияке
Иссей Мияке - самый лёгкий, радужный из них всех.
Эксперименты с динамикой, плиссировкой, цветом.
Сотрудничество с спортивными брендами, работа для театра и танцоров.
Отражение футуристической радости, предчувствия новых времён, где технологии помогают проявлять гармонию.
Поиск нового контакта между телом человека, материалами, формами.
Сара Мун
Сара Мун 17 ноября 1941 Виши - французский фотограф и кинорежиссёр, мастер модной и документальной фотографии.
Работала моделью в 1960х, потом стала модным фотографом, размытые, но точные образы хорошо передавали настроение японцев 1990х.
Идеи Хиросима-шик влияют на всю моду с 1980х годов.
Я нахожу отголоски в зимней униформе работников на Московском Центральном Кольце.
Подростковый пепельный оверсайз 2020х - почти весь оттуда.
Вещи с прорехами на стадии создания полотна тоже их влияние.
Прошло ещё двадцать лет, и человечество ощущает потребность признавать страшные вехи своей истории.
Пусть, и почти бессознательно, "всего лишь через моду".
Подборки:
Мода 1990-х
Имена и бренды
Спасибо за просмотр.
Лайк, если было интересно или узнали что-то новое.
на кофе автору
юмани: 4100 1160 5771 0592
сбер: 5469 3800 3750 5731