В Анталии с друзьями мы планировали посетить окрестности города и поэтому решили взять машину напрокат в Турции. При приезде в арендную контору, которая находится в аэрпорту, нам посоветовали электрическую машину марки MG.
Это был октябрь 2021 года, до этого в своей жизни я никогда не водил электрокары, поэтому я решил попробовать поездить и на этом автомобиле. В компании Enterpise Rent-a-car мне посоветовали взять именно электрическую машину по цене около 800 лир в день. В целом сумма небольшая и вот почему я согласился:
- Я был очень сильно обрадован возможностью попробовать управлять "электричкой"
- Цена была всего в два раза выше обыкновенной машины, но ее не нужно было заправлять, а ездить мы планировали много. То есть на бензин мы бы потратили примерно столько же.
- Комфорт автомобиля был заметно выше, чем у бензиновых машин.
- Нас было 4 человека на машину, поэтом мы делили все расходы.
- Ну и самое главное, менеджер прокатной конторы убедил нас в том, что в Турции, а тем более в Анталии множество заправок и зарядка авто займет не более 30-40 минут. Он даже показал нам приложение, где карта заправок была полна точек с координатами. Соответственно, я расслабился и мы поехали в соседний город Сидэ.
Я вожу достаточно быстро и резко, поэтому без зазрения совести проверял доставшийся электромобиль на тягу, на то, как он входит в повороты и т.д. Стит сказать, что в этот день мы громко слушали музыку, много останавливались. И, конечно же, использовали кондиционер. Иными словами, тратили аккумулятор.
Вечером я отвез всех ребят по гостиницам и остался один в городе Анталия и стал искать заправку. На завтра планировалась другая поездка, поэтому я решил заранее позаботиться о зарядке и за ночь заправить машину, так как было у меня всего 25% от бака. Вот отсюда и начался мой квест.
Поиск заправки для электроавто
Первую заправку я нашел через скачанное приложение и она находилась на территории торгового центра. На своем ломаном турецком я объяснил, что мне нужно, но, к сожалению, в 21.45 на территорию центра меня не пустили, так как он закрывался через 15 минут.
Вторая заправка находилась на территории отеля, на которую я заехал и без зазрения совести стал настраивать зарядку. Только открыв радиатор, ко мне подошел менеджер отеля и спросил, являюсь ли я постояльцем. Я ответил, что нет, но мне нужно заправить машину, сославшись на то, что в приложении заправка отмечена открытой и доступной. Мне сказали, что ей могут пользоваться только клиенты отеля. Я предложил заплатить, но в мягкой форме был послан во свояси.
Третья и четвертая заправки, которые я нашел в приложении, также были на территории отелей, где повторилось примерно то же самое. После подобных поисков и езды по району Лара и Калейчи у меня оставалось уже около 15% заряда. Рисковать было дальше нельзя. Я позвонил в службу поддержки и мне посоветовали одну заправку, находяющуюсяя на парковке около автосалона.
В 22.45 я подъехал к автосалону и стал пытаться настроить автомобиль к заправке, пытаясь понять по-турецки надписи на экране. Плюс к этому у меня оставалось 20% на телефоне, а зарядка в машине по понятным причинам работала странно. Я стал заряжать машину (или думал, что она заряжалась, так как сигнал зарядки горел), но двери машины не закрывались. Я пошел в соседнюю забегаловку, на свой страх и риск оставив машину открытой. Все длилось примерно час. Я приходил и уходил, делал упражнения и следил за машиной. Но толи зарядка была плохой (это только потом я прочитал про разные типы станций и разный вольтаж), толи соединение было слабым, через час я скинул клеммы и увидел всего лишь 20% и 102 километра хода. Этого явно не хватало на день езды и я решил ночь провести в машине и добрать хотя бы 50%. Но не тут то было. В 00.00 ко мне приехала машина с турецкими братками, открыли дверь и на турецком начали борзо со мной разговаривать. Из разговора я понял примерно, что я слишком долго заправляюсь и это их собственность и что ночью я за это должен платить. Когда я спросил сколько мне назвали сумму в 30 долларов. Я был не готов заправляться там, поскольку и заправка то за час не набрала и 5%, неизвестно сколько я бы еще там простоял. Я откзался платить, но мне пришлось уехать.
Около 1.00 я приехал в район Лара и предварительно забронировал отель. Сразу придя на ресепшен я справился о наличии и зарядки и возможности поставить машину на ночь. Мне любезно за хороший отзыв предоставили удлинитель к 220В, я выкинул его из номера на первом этаже, выпил пива и пошел спать.
В 7.00 перед завтраком я решил, что нужно проверить машину, вышел и обнаружил... отсоединенный кабель. Кто-то ночью его просто вырубил. По зарядке я имел 33%, что уже неплохо. Я попросил снова его подсоединить и во время завтрака, примерно до 10.00 я заряжал автомобиль. В итоге у меня было 38% зарядки и запас хода в 180 километров хода.
Следующий день и заправка авто
Я заехал за подругой и мы поехали в сторону Кемера, в город Текирова. Другие наши друзья ждали нас на пляже Чиралы. Проехав около 50 километров по горной дороге, с разгонами и торможениями и с кондиционером, у нас оставалось менее 90 килиметров хода и я твердо решил попытать счаться на заправках в этой части большой Анталии. К тому же в приложении было много точек-заправок.
Я добрался до отеля в городе Текирова и на ресепшене отеля стал упрашивать пустить на территорию отеля на машине для заправки. К счастью администратор оказалась русская, она то и помогла нам проехать на территорию отеля на подсобную парковку, где и была зарядка. Однако... работала только зарядка от обычной сети. Та, что была специально заточена на электрокары не работала. Из отеля пришлось уехать.
Добравшись на пляж Чиралы мы встретились с другими друзьями и решили отправиться на хайкинг по ликийской тропе. Предварительно мы нашли место, где подсоединили машину к сети. Это был кемпинг и розетки были для зарядки кемперов и других авто. Но это тоже были обычные розетки 220В. Я договорился с персоналом и за 100 лир нам стянули кабель. Мы оставили машину и пошли в горы.
Вернувшись вечером с похода я решил проверить, сколько процентов прибавилось. К сожалению, приборы показывали всего 20% и примерно 100 километров хода. На этой зарядке по гораям мы бы точно не дотянули, поэтому мы, перегруппировавшись по машинам, решили остаться ночь в этом отеле во время зарядки, чтобы утром просто дотянуть до аэропорта.
Заплатив 100 лир за ночь за человека мы спокойно выспались и утром, с 40% зарядки мы взяли машину и со спокойной душой отправились сдавать машину.
Служба поддержки
Вернув машину менеджеры на все упреки просто развели руками и сказали, что они не знали, что заправки были на частных территориях и что в приложении не было указано даже время работы.
Более того, по этой проблемы я общался с сапортом на протяжении двух дней, но никто мне не сказал ничего внятного, тем более не уточнил по расположению заправок. Стоит ли говорить, что они указали мне на ближайшую заправку Shell, где можно легко заправиться, которая находится в.....Анкаре!!
Как я понял, у них были особые планы или премии на сдачу электрокаров от центрального офиса, поэтому их задача, несмотря ни на что была сдать авто в аренду. После сдачи машины я написал большую жалобу на некомпетентность менеджеров с просьбой компенсировать все накладные расходы и нервотрепку. По телефону с ними я проговорил наверное около 2 часов в общей сложности. Стоит отдать им должное, 300 лир (за заправку, за отель) мне вернули. Но вместе с этим я получил отличный опыт аренды электромобиля в Турции. Что никому не рекмоендую делать, так как больше чем уверен - за два года ничего не поменялось.
А вы, пробовали ли арендовать электрокар где-либо в Турции или в других странах и что из этого вышло?
Другие статьи про Турцию:
А вот про то, куда можно еще съездить: