Однажды Петра I спросили: "Государь, зачем Вам так много кораблей, в каких морях Вы собираетесь на них ходить?" Петр ответил : "Были бы корабли, а моря найдутся!
Из предыдущих публикаций мы уже знаем, где и как Петр (Фридрих Петер Гогенцоллерн) "впитал" морской и корабельный дух, кто был его наставниками, знаем, как он усердно и вдохновенно осваивал морскую науку, знаем когда и где он впервые (в 18 лет!) встал к штурвалу настоящего морского корабля-яхты "The Transport Royal" (подарка дяди- Короля Англии Вильгельма III Оранского) и как возглавил крупнейшую для своего времени военно-морскую и сухопутную операцию Крестовый поход на Русь 1693-1694 года.
И вот став, наконец, в 1696 году Российским Царем он решил воплотить в жизнь свою мечту- построить собственный, а не зафрахтованный, как ранее, морской флот. Решение было вынужденным, поскольку стало очевидно, что во Втором Азовском походе и в дальнейшем свой флот действительно будет необходим. 20 октября 1696 года Боярская Дума приняла решение: "Морскому флоту быть!"
Практически в течение всей сознательной жизни корабли оставались для Петра
одной из наиболее сильных страстей. Зачастую заглушавшей все доводы разума и здравого расчета. К парусам и веслам он испытывал чувство сродни физиологическому («корабли – дети мои»).
Но в отличие от армии, идеи и цели создания которой были понятны и близки большинству россиян, флот не мог найти в традиционно сухопутной стране никакой опоры ни в умах, ни на практике. Морское мышление нации выковывается многими поколениями широких групп населения, чьи деловые и финансово-экономические интересы напрямую зависят от мореплавания. Пример тому Англия, Нидерланды - лидеры мирового судостроения и подобные им страны.
Создать такой слой искусственно в традиционно сухопутном государстве не удавалось еще никому. Но Петр взялся за это дело, правда после его смерти в феврале 1725-го всё вернулось на "круги своя" и понадобилось еще 16 лет чтобы его дочь Императрица Елизавета Петровна вдохнула новую жизнь в созданный Петром морской флот.
Реальная история его создания оказалось драматичной – Азовский флот сгинул к 1713 году, так ни разу и не вступив в бой с турками. А эскадры Балтийского флота нанесли противнику непропорционально малый урон в сравнении с усилиями и затратами, потребовавшимися для обзаведения ими. Положение на Балтике, после ухода оттуда зафрахтованных Петром в Европе кораблей было угрожающим. Так к началу Северной войны шведский флот насчитывал 38 линейных кораблей и 10 фрегатов, уступая только Английскому и Голландскому .
Становление флота происходило тяжело, с нашими извечными проблемами и перегибами, но происходило! И решающую роль здесь сыграли, безусловно, - Англия, Нидерланды и Пруссия. Как мы уже знаем, Королем Англии и Нидерландов в 1689 году стал двоюродный дядя Петра Вильгельм III Оранский, а его двоюродный брат Курфюрст Бранденбурга-Пруссии, отец Петра, Фридрих III стал в 1701 году Первым Королем в Пруссии Фридрихом I.
"Свой " Царь Петр был "проектом" Запада поэтому в вопросах финансирования и поставки самого различного и наиболее современного оборудования, инструмента и технологий для строительства флота (лесопильного, гибочного и пр.), логистики, а также артиллерийского вооружения кораблей и укомплектования их экипажей офицерами - иностранцами проблем не было. Да и главные мастера - судостроители были представителями западных стран. Понятно, что расходы были колоссальными. И никакие подати и новые драконовские налоги с населения, вводимые Петром не могли их покрыть без помощи извне.
Как уже говорилось ранее именно Англия и Пруссия были главными союзниками Петра в Азовских походах и Северной войне.
За эту финансовую и материальную помощь страны Запада и в первую очередь Англия, Голландия и Пруссия получали неслыханные преференции в торговле с Россией, которые им начала предоставлять ещё мать Петра Самозваная Царица Софья Алексеевна (София Шарлотта) после подписания Договора о "Вечном Мире" в 1685 году.
Азовский флот
За полтора десятка лет – с 1696 по 1710 год Петр заложил на верфях Азовского флота (включая верфи Воронежа и Таганрога) 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.
По общеевропейским меркам парусник конца XVII – начала XVIII веков должен был «жить» не менее 25 – 30 лет (на практике зачастую по 50 – 60). В противном случае содержание флота открытого моря теряло смысл, поскольку задача его возобновления быстро "съедала» бюджет самого богатого государства. Так что создание Петром Азовского флота без преувеличения претендует на лидерство среди самых затратных суперпроектов.
Начатое Петром в период подготовки к Азовским походам 1695 – 1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда Петр ввязался в новое рискованное предприятие – Северную войну против Швеции.
Всего до 1700 года в качестве основных сил (то есть без учета небольших парусных кораблей и всевозможных гребных конструкций) Азовского флота было заложено 51 судно различных типов – галеасы, баркалоны, барбарские и классические линейные корабли, которые по рангу были не меньше фрегата. То есть могли нести на борту от 28 до 70 орудий, включая пушки средних и крупных калибров.
Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов . Но по разным причинам в море из этого числа сравнительно быстро («быстро», разумеется, по русским меркам – к лету 1699 года) сумели вывести только 11 далеко не самых крупных вымпелов.
52-пушечных – 2 («Крепость», «Скорпион»), 38-пушечных – 1 («Безбоязнь»), 36-пушечных – 5 («Благое начало», «Сила», «Отворенные врата», «Цвет войны», «Апостол Петр»), 34-пушечных – 1 («Апостол Павел»), 30-пушечных – 1 («Соединение»),28-пушечных – 1 («Меркурий»). Кроме того, 52-пушечные корабли «Флаг» и «Звезда» удалось привести в Азов, где их очень долго пытались «довести до ума». Но на «большую воду» они так и не вышли.
Особого внимания заслуживает следующее событие. 18 июля 1699 года Азовский флот прибыл в Керчь, где его встретили четыре турецких корабля и девять галер. Целью похода был показ флага у Керчи и обеспечение беспрепятственного прохода 46-пушечного корабля «Крепость», на котором в Стамбул должен был отправиться Глава Посольского приказа Емельян Украинцев, задачей которого было подписание с Османской Империей мирного договора. С 1 августа Азовский флот у Таганрога начал маневры под командованием генерала и адмирала Ф. А. Головина, державшего флаг на 62-пушечном корабле «Скорпион» Цель была достигнута: флот Петра I у Керчи оказался сильнее Османской эскадры. И 4 июля 1700 года Константинопольский мирный договор был подписан.
Общий состав Азовского флота в походе 62-пушечный «Скорпион», 34 -пушечный «Благое Начало», 32-пушечный «Воинский цвет», 42-пушечный «Отворенные врата», 26-пушечный «Апостол Петр», 46 -пушечный «Крепость», 36-пушечный «Сила», 26-пушечный «Соединение», 50 -пушечный «Безбоязнь», 22-пушечный «Меркуриус», Всего 10 кораблей, 376 пушек.
Пётр очень ценил леса, необходимые ему для строительства флота, и издал строжайшие лесоохранительные законы: леса, годные на корабельное дело, было запрещено рубить под страхом смертной казни. Но, несмотря на это, для строительства Азовского флота были вырублены миллионы десятин леса в Воронежской области, леса были превращены в степь, непосредственно же на строительство флота пошла ничтожно малая часть этого богатства. Миллионы бревен валялись потом по берегам и отмелям и гнили, сильно пострадало судоходство на реках Воронеж и Дон.
Помимо низкого качества пиломатериалов (сырой сосновый лес) и изготовления кораблей, одна из серьезных ошибок, подчас вынужденных, судостроителей и моряков Петровского флота заключалась в том, что все верфи располагались чрезвычайно неудобно – за сотни километров от Азова – у Воронежа, по берегам верхнего течения Дона и его притоков. А уровень воды в реках нередко падал так, что не позволял сколько-нибудь крупным кораблям ходить по ним. Отчего они после спада весеннего половодья, стояли все лето (а зачастую и зимовали) в совершенно необорудованных местах на какой-либо отмели.
Что в скором времени окончательно лишало царских корабельщиков надежды привести свои изделия пусть даже в состояние ограниченной боеспособности. Попытки строительства «на скорую руку» примитивных плотин не приносили желаемого результата. Проблема требовала более вдумчивого подхода и профессиональной организации.
Тем не менее, дорогостоящие работы по созданию огромного флота, привязанного к только что отвоеванному небольшому кусочку побережья мелкого Азовского моря продолжались и в течение всего первого периода Северной войны. Однако результаты титанического напряжения получились удручающими. Из 38 упомянутых выше кораблей оставшихся к началу 1700 года в Донском бассейне, за последующее 5-летие удалось достроить и вывести в море только 3 (!) вымпела. 36-пушечных – 1 («Гит ейзер») в 1702 году, 66-пушечный – 1 («Святой Георгий») в 1703 году и 40-пушечный – 1 («Еж») в 1704 году.
Таким образом, лето 1704 года превратилось в наивысшую точку развития (по крайней мере, количественного) Азовского флота. Построенные суда быстро гнили (пресная вода несравнима с соленой морской, как консервантом) и одно за другим начали выходить из строя.
А последней, увидевшей морские волны боевой единицей довоенной закладки стал 58-пушечный линкор «Гото Предестинация»("Божье провидение", о нём разговор будет особый). Он добрался до Таганрога летом 1711 года. Именно в то лето наступил момент, для которого, собственно говоря, кораблями и обзаводились – началась война с Турцией. Немногим ранее (с середины 1710 года до весны 1711-го) доставили к Азову и четырех последних «страдальцев-путешественников». 62-пушечные – 2 («Дельфин», «Вингельгак»), 52-пушечные – 1 («Геркулес»), 44-пушечных – 1 («Слон»)
Но эти суда оказались в настолько «сыром» состоянии, что при всем старании в строй их поставить не получилось. Так же как и 30 остальных красавцев (из 51 заложенного), окончательно сгнивших в водоразделе Дона и его притоков. К 1711 году всех их разобрали на дрова. Таким образом итоги первого Петровского «большого морского скачка» вышли на редкость печальными.
Царь, конечно, знал о плачевном положении Азовского флота. И, несмотря на трудности борьбы со шведами, пытался выправить ситуацию у Азовского моря. Он регулярно приезжал на Дон, лично руководил судостроением, пытался наладить возведение более основательных гидротехнических сооружений, облегчавших продвижение кораблей от верховьев Дона к устью. И продолжал нанимать в Европе специалистов для осуществления работ. Одновременно Петр предпринял вторую попытку «прыгнуть выше головы» – на прилегающих к Воронежу верфях заложили еще 20 больших кораблей.
Из них до Прутского похода 1711 года успели спустить на воду лишь 8 судов. А преодолеть путь до устья Дона сумели вообще только два – 50-пушечная «Ластка» и 60-пушечная «Шпага». Впрочем, «Шпагу» у Азова вновь пришлось поставить на ремонт – на этот раз «вечный».
Во время Прутского похода Петра Русская эскадра, стоявшая в Таганроге, командовал которой адмирал Корнелиус Крюйс, державший флаг на 26-и пушечном баркалоне "Меркуриус", состояла из 12 судов: 4 корабля, 3 шнявы, 2 бригантины, 2 галеры, 1 таранта — и около 100 казачьих лодок. Тот самый Корнелиус Крюйс (норвежец Нильс Ульсен, бывший пират и уголовник) который в 1693-1694гг. участвовал в подотовке Крестового похода на Русь.
Турецкая флотилия, значительно превышающая Русскую, насчитывала: 18 кораблей, 12 галер и большое количество мелких судов. Хорошо. что до боевых действий дело тогда не дошло.
После подписания позорного Прутского договора 22 июля 1711 года согласно которому Азов возвращался туркам, а все прибрежные постройки Черного моря, включая порт Таганрог уничтожались, турки согласились купить 4 корабля «Гото Предестинация» и «Ластка», дошедшие до Стамбула и корабли "Крепость" и "Святой Георгий" оставленные в Азове. Таким оказался неутешительный конец истории «Азовского» кораблестроения.
Балтийский флот
Строительство Балтийского флота началось с основания Сясьской (1702), Соломбальской(1702), Олонецкой (1703), Кронверкской(1703), Ново-Ладожской(1704) и Адмиралтейских верфей(1704).
В январе 1702 года Петр повелел заложить в Соломбале два малых фрегата. Фрегаты были построены на верфи датчанина И.Э.Избранта, комиссара Приказа Адмиралтейских дел в Архангельске, имевшего там "корабельное производство". 24 мая 1702 года фрегаты, получившие названия "Святой Дух" и "Курьер", были спущены на воду на Архангельской верфи в присутствии Царя. Капитаны этих фрегатов ( Памбург- "Курьер", Вальронт- "Святой Дух") были переброшены в Архангельск из Азова, где они командовали кораблями на 2 ранга выше. А эти суденышки были построены по подобию Имперской яхты «The Transport Royal», подаренной Петру дядей Королем Англии Вильгельмом III Оранским.
22 января 1702 года вышел указ о закладке шести 18-ти пушечных фрегатов на Ладоге в районе впадения реки Свирь в Ладожское озеро.
22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первый ранговый корабль Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт». В октябре 1703 года на верфи заложили семь 28-пушечных фрегатов, дюжину скампавей и бригантин. Наряду с корабельным флотом на Балтике начал создаваться и гребно-парусный. По некоторым данным, первыми построенными в Петербурге в 1703 году гребно-парусными судами были 13 бригантин.
Первые суда- брандеры с Сясьской судоверфи, получившие звонкие имена "Этна" и "Везувий" были спущены на воду в 1703 году. Еще два фрегата, которые получили впоследствии имена «Михаил Архангел» и «Ивангород», были заложены в ноябре 1702г. и спущены на воду первый — в 1704г., а второй — в мае 1705.
В свою очередь шведы несколько раз пытались зайти в устье Невы и высадить десант, но все их атаки были отбиты. Последняя из них при поддержке 22 кораблей адмирала Анкерштерна произошла 4-10 июня 1705 года.
Как говорилось ранее, после захвата в ходе Крестового похода на Русь 1693-1694 гг. Петровскими иноземными войсками крепости Орешек, (переименованной Петром в 1694 году в Кроншлосс от немецкого "Krone" (корона, венец) + "Schlüssel" (ключ), на о.Котлин, бывшего морской гаванью русского торгового города г. Ореховец (Ниеншанц) и уничтоженного армией Б.Шереметева весной 1694 года, на острове разместилась Резиденция Петра и остров был опоясан кольцом фортов, орудия которых делали проход вверх по Неве невозможным, кроме того этому мешал и Невский бар.
Имела эта крепость и второе название: Кроншлот: нем. Krone (корона) + нем. Schlot (замок). Для Петра I Орешек, расколотый в 1693 году на острове Котлин, означал ключи от всех городов Руси, вместе с Москвой.
В феврале 1704 года на Кронверкской верфи, расположившейся у Петропав- ловской крепости на Заячем острове, закладкой нескольких бригантин началось собственное кораблестроение уже в Финском заливе Балтийского моря.
Продолжалось строительство судов на Сяськой верфи, а на Олонецкой верфи, под чутким руководством грека князя Боциса I, заложены в 1704 году ещё семь 28-пушечных фрегатов («Шлиссельбург»,«Дерпт», «Кроншлот», «Триумф», «Петербург», «Нарва», «Флигель-де-Фам» Капитанами на них были также голландцы.
К весне 1704 года, Россия уже располагала достаточно сильным гребно-парусным флотом. 7 мая 1704 года Ф. А. Головин сообщал, что: «Петр сможет вывести в Балтийское море 100 бригантин, на каждой из которых будет по 5 орудий и по 50 человек экипажа».
27 ноября 1705 года Петр I издал Указ о формировании первого в России «полка морских солдат» для несения службы на абордажно-десантных кораблях парусного и гребного флотов.
Всего за несколько лет был построен галерный флот. Подобным
флотом не располагала тогда ни одна Балтийская держава. Галерный
флот на Балтийском море был задуман Петром как регулярный. Эти типы судов
носили одинаковое парусное и артиллерийское вооружение, имели одинаковые
по численности экипажи, а главное — они строились относительно большими сериями, что создавало предпосылки для более высокой эффективности судостроительных работ
В 1708 году в армии насчитывалось уже 113000 рекрутов, многие из которых несли службу на галерах.
В августе 1708 года корабельные мастера Ричард Броун и Гаврила Меншиков прибыли на Ново- Ладожскую верфь и заложили первые линейные корабли Балтийского флота — 50-пушечные парусные корабли 4-го ранга «Рига» и «Выборг». Длина корабля "Рига" -35,7 метров, ширина — 12,3 метра, осадка - 4 метра. Экипаж - 330 человек, вооружение- 50 орудий. Название корабль получил в честь города Рига, взятого русскими войсками. К сожалению, оба корабля обладали слабой мореходностью и имели низкие маневренные качества, обусловленные строительством на приладожских верфях.
К концу 1709 года лично Петром при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева был разработан проект 54-пушечного линейного корабля «Полтава» При проектировании которого были использованы новейшие достижения современной отечественной и иностранной кораблестроительной практики.
Состав Балтийского флота на 1 августа 1710 года:
Три линейных корабля: «Выборг», «Рига», «Пернов», по 50 орудий
Одиннадцать фрегатов: «Олифант» 36 орудий, флагман контр-адмирала Крюйса, «Думкрат» 26 орудий , «Святой Пётр» 30 орудий , «Святой Павел»
30 орудий, «Штандарт» 24 орудия , «Петербург» 24 орудия,«Шлиссель-
бург» 24 орудия, «Кроншлот» 24 орудия, «Нарва» 24 орудия ,«Архангел Михаил» 24 орудия , «Иван-город» 24 орудия ;
Четыре прама: «Бык» 24 орудия; «Буйвол» 24 орудия; «Arcke des Verbondes», «Ковчег Завета», «Скиния завета» 18 орудий
Одиннадцать шняв, пять бомбардирских кораблей, 10 брандеров, 8 галер, (всего более 200 судов).
В 1711 году Соломбальской верфью начал руководить помор-судостроитель Ф. А. Баженин, который к тому времени имел уже и свою, частную верфь.
Все остальные верфи, хотя и продолжали существовать, но выдавать корабли оптимального качества не могли. Сегодня трудно сказать была ли совершена принципиальная ошибка с определением типов необходимых на то время судов. Перспектив продвинуться дальше Невской дельты в первые годы Северной войны не существовало. Но для обороны о. Котлин сил было достаточно и Петр хорошо понимал, что воевать со шведским флотом в открытом море придется. Поэтому вместо дешевых конструкций для обороны и стали строиться более дорогостоящие крейсерские суда на основе фрегатов, морских шняв и больших галер.
Но Петербургское Адмиралтейство не обеспечивало удобной технологии постройки кораблей крупных размеров . После спуска на воду корпуса на специальных понтонах – камелях волокли несколько десятков километров по Неве и через отмели Маркизовой лужи до острова Котлин. И только там устанавливали оснастку и занимались полной доделкой «новобранца». Что естественно обернулось дополнительными финансовыми затратами. Всего за 1702-1707 годы на Северо-Западе построили 46 крупных единиц, в 1708-1713 ещё 20:
1714 год.
Этот год 290 лет назад ознаменовался, Первой победой Российского Балтийского флота при мысе Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года.
Гангутское сражение (Гравюра Маврикия Бакуа)
В этот день эскадра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина находилась в бухте у Восточного побережья полуострова. Пред ним стояла задача высадить 15-и тысячный десант, который должен был отправиться на помощь русскому гарнизону в г.Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Это крепость напротив Стокгольма, которая прикрывала вход в Ботнический залив. В его распоряжении находился русский гребной флот: 99 галер, скампавей и вспомогательных судов в бухте Тверминне.
Путь русскому флоту преградил шведский флот в составе: 15 линейных ко-
раблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер, под командованием Гу-
става Ваттранга, который фактически блокировал русские галеры недалеко
от деревни Терминне и не давал возможности высадить десант.
Состав шведского флота под командованием Густава Ваттранга:
Линейный корабли 3-го ранга: «Принц Карл» 74-орудия, «Вестерманланд» 66-орудий, «Шонен» 66-орудий, «Фридрих-Амалия» 66-орудий, «Бремен» 66-орудий, «Стокгольм» 66-орудий, линейные корабли 4-го ранга: «Зюдерманланд» 58-орудий, «Эланд» 58-орудий, «Ферден» 58-орудий «Померания» 56-орудий, «Рига» 56-орудий , «Лифлянд» 54-орудия, «Готланд» 52-орудия, «Гогланд» 52-орудия, «Вахтмейстер» 50-орудий, фрегаты 5-го ранга: «Ревель» 36-орудий «Феникс» 32-орудия, «Фалкен» 30-орудий, «Анклам» 30-орудий, «Волгаст» 24-орудия, фрегаты 6-го ранга: «Эне» 18-орудий, «Элефант» 18-орудий, «Поллукс» 16-орудий.
22 июня 1714 года русский корабельный флот (под командованием шаутбе-
нахта Петра I) прибыл в Гельсингфорс (Хельсинки) в составе девяти кораблей и четырех фрегатов. Звание шаутбенахта ( контр-адмирала) было присвоено Петру в 1709 году
Линейные корабли: 64-пушечный «Святая Екатерина», 54-пушечный «Полта-
ва», 60-пушечный «Виктория», 50-пушечные «Пернов», «Св. Антоний де Падуа»,40 «Рандольф», «Оксфорд», «Страдфорд», 40-пушечный «Эсперанс»; Фрегаты: 36-пушечный «Самсон», 32-пушечный «Лансдоу», 30-пушечные «Св. Петр» и «Св.Павел»; Шнявы: «Принцесса», «Наталья», «Диана».
Русский линейный флот, явно, уступал шведскому.
Но затем, в Гельсингфорс начали прибывать и другие русские суда — построенные в Архангельске корабли: «Гавриил» и «Рафаил», и корабли, купленные в Британии: «Ормонд», «Арундель», «Фортуна», «Леферм» и купленный в Голландии «Перль». Таким образом, всего лишь за месяц флот Петра вырос с девяти до шестнадцати кораблей!
Тем временем Ваттранг отослал дивизион адмирала Эрика Лиллье в составе
шести линкоров и фрегата на поиск русских сил. Соединение Лиллье обнаружило вышедший в крейсерство русский фрегат «Св. Павел», который успел вовремя предупредить наши силы.
В 7 утра 29 июня у Поркалла-Удд Лиллье обнаружил идущую навстречу ему
русскую эскадру из шестнадцати линейных кораблей, пяти фрегатов и трех
шняв. Естественно, шведы начали отступать, а русский флот устремился в пого-
ню. В результате гонки вылетел на мель русский корабль «Арундель», часть на-
ших кораблей отстала, и к 17:00 преследовали Лиллье только семь русских ко-
раблей и два фрегата. Швед развернулся, готовясь к бою, и наши корабли были
вынуждены отойти к Гельсингфорсу. Согласно приказу Петра от 22 мая 1714 года
вступать бой со шведами разрешалось только при превосходстве в силах
на треть и более:
«в бой вступать с неприятельским флотом, усматривая, нежели мы силь-
нее будем неприятеля третьей долью кораблей, равных против их на мо-
ре. А ежели неприятель кораблями будет сильнее, или хотя бы в равном
числе против нас — то в бой не вступать».
Лиллье счёл за благо не преследовать русский флот и соединился с Вартран-
гом. Ф. М. Апраксин не решился действовать самостоятельно против превосхо-
дящего по силам противника. Было отправлено сообщение государю, который
прибыл на место 20 июля. Проанализировав ситуацию, Петр , прибывший из Ревеля на новой шняве «Принцесса» и принявший командование (де-факто), решил прибегнуть к тактическому маневру и заставить шведов разделить свои силы. Это было необходимо, так как армейский флот, даже такой
большой, не мог противостоять хорошо вооруженному корабельному флоту. Он
решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек
этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал
построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ваттранг направил
к северному побережью полуострова отряд кораблей:
1) 18-пушечный прам «Элефант» (Слон), шесть галер и три шхербота. Возгла-
вил отряд контр-адмирал Эреншёльд.
2) Другой отряд из восьми линейных кораблей и двух бомбардирских кораб-
лей под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения
удара по главным силам русского флота.
Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил
противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля стояло безветрие,
из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Была и ещё од-
на причина — незнание финских вод. Как отмечал Пётр: «далеко быть — так ничего не сделать, а ежели подойтить — так без лоцманов ничего учинить нельзя»
.Авангард русского флота, численностью до двух десятков кораблей, под ко-
мандованием командора Матвея Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед
за ним осуществил прорыв другой отряд из полутора десятка кораблей. Таким
образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд
Эреншельда у острова Лаккиссер. При прорыве скампавея «Конфай» села
на мель и 232 человека были взяты шведами в плен.
Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв
тем же путём, Ваттранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, при-
брежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.
Две первые атаки шведам удалось отбить, а третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены.
Пётр I руководил боем находясь во второй линии атакующих.
К 17 часам одиннадцать русских галер окружили «Элефант», гренадёры, закидали гранатами его верхнюю палубу и пошли на абордаж. Через четверть часа всё было кончено. Все шведские корабли были захвачены, победа оказалась полной. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все десять кораблей отряда Эреншельда. Галеры: «Трана» (16), «Грипен» (16), «Эрн» (16), «Вальфиш» (14), «Геден» (14) и «Лаксен» (14), шхерботы «Флюндра» (4) и «Мортан» (2). Адмирал Эреншельд получил семь ранений и был захвачен в плен. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам. Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.,
В 1712 году был заложен и в 1715 году спущен на воду и вошел в состав Балтийского флота любимый корабль Петра 66- пушечный "Ингерманланд"(Land in Germany), на котором он держал свой штандарт. Корабль был назван так в честь земель, захваченных Петровской армией вторжения в 1693 году Службы кораблю было отпущено-23 года.
В 1714 году Петром был создан Невский флот для местной акватории, включавший 10 яхт и более 100 более легких судов, которые обслуживались их владельцами.
К весне 1715 года Балтийский флот насчитывал уже 23 линейных корабля, 7 фрегатов и 5 шняв.
В декабре 1717 года образована Адмиралтейств-коллегия ( президент генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин) — высший орган
управления военно-морскими делами в России в 1718—1802 годах
1719 год
Прошло пять лет после победы Балтийского флота при Гангуте и вот снова победа, на этот раз у острова Эзель, где 24 мая 1719 года разыгрался настоящий морской корабельный бой.
Эзельский бой. Алексей Боголюбов
К маю 1719 года, перед началом военной кампании этого года, состояние
Балтийского флота, выражалось в следующих цифровых показателях: «надежных» (боеспособных) линейных кораблей было 12 и к ним следовало прибавить пять кораблей «ненадежных», нуждающихся в починке, и спущенный на воду 30 мая 1719 г. корабль «Исаак Виктория». Всего числилось, по архивным данным, в мае 1719 года — 18 линейных кораблей.
11 мая 1719 года отряд русских кораблей в составе трёх линейных ко-
раблей, трёх фрегатов и пинка под командованием капитан-командора Яна
Вангофта вышел в крейсерство к берегам острова Эланд.
Во время крейсирования было арестована чертова дюжина шведских торго-
вых судов. Один из захваченных призовых кораблей сообщил о выходе отря-
да торговых судов под конвоем шведских военных кораблей из Пиллау (ныне Балтийск) в Стокгольм.
Вангофт отправил 24-пушечный пинк «Принц Александр» в Ревель с донесе-
нием. Получив донесение, адмирал Федор Апраксин приказал капитану 2-го ранга Науму Сенявину выйти на перехват конвоя всем имеющимся в Ревеле кораблям.
26 мая эскадра из линейных кораблей «Портсмут», «Девоншир», «Ягудиил»,
«Уриил», «Рафаил», «Варахаил» и шнявы «Наталия» покинула Ревель, но корабли «Уриил» и «Варахаил» задержались на рейде.
Шведский отряд, состоявший из линейного корабля Wachtmeister 3, фрегатов
Karlskrona Vapen 4 и Ruskenfelt, и бригантины Bernhardus 5, под командованием капитан-командора Антона Юхана Врангеля вышел из Стокгольма 19 мая. Фрегат Ruskenfelt позже отделился от отряда.
На рассвете 24 мая в три часа утра два отряда встретились к западу от ост-
рова Эзель. Шведский капитан Врангель, оценив ситуацию и поняв, что расклад сил явно не в его пользу, повернул свой отряд на северо-запад в попытке укрыться в Сандгамне. Русская эскадра, не опознавшая противника, начала преследование с целью определить национальную принадлежность неизвестных кораблей. Два головных корабля «Портсмут» (флагман, под флагом Сенявина) и «Девоншир» (капитан 3-го ранга К. Н. Зотов) вырвались вперед эскадры, так как их экипажи были укомплектованы преимущественно англичанами.
Не дожидаясь подхода всей русской эскадры, они начали преследование, заняв подветренную сторону и набрав ход. В пять часов утра Сенявин на «Портсмуте» приблизился на дистанцию артиллерийского огня и сделал два предупредительных выстрела с целью заставить командиров неизвестных кораблей поднять свои флаги. После второго выстрела на кораблях взвились шведские флаги и брейд-вымпел капитан-командора Врангеля.
По сигналу Сенявина русские корабли открыли огонь. «Портсмут» при поддержке «Девоншира» решительно вступил со шведским флагманом в артиллерийскую дуэль, стремясь отрезать его от шведского фрегата и бригантины. Дуэль продолжалась целых четыре часа с 5 до 9 часов утра. Огонь шведского флагмана был в первую очередь направлен на рангоут и такелаж атаковавших его кораблей, в чём в итоге он преуспел, перебив штаги и сбив марса-реи на «Портсмуте».
Воспользовавшись этим, шведский фрегат и бригантина атаковали корабль
«Портсмут», стремясь помочь флагману оторваться от русского корабля и выйти
из боя. К этому моменту «Девоншир» совершил маневр огнем на Karlskrona
Vapen и нанёс ему достаточные повреждения, а «Портсмут», развернувшись
к нападавшим всем лагом, картечными залпами бортовых орудий нижней палу-
бы заставил фрегат и бригантину спустить флаги. После того как сдалась бриган-
тина Bernhardus, несмотря на все попытки Врангеля прийти ей на помощь,
шведский флагман попытался выйти из боя. Пока шел бой — подошли «Ягуди-
ил», «Рафаил» и «Наталия».
Корабль «Ягудиил» (капитан Де Ляп) и «Рафаил» (капитан Шапизо) по прика-
зу Сенявина устремились за ним в погоню, в то время как Зотов с кораблём «Девоншир» и шнявой «Наталия» остался с плененными фрегатом и бригантиной.
Исправив повреждения, а быстро починиться мог только подготовленный эки-
паж, отлично знающий своё дело, в погоню за шведским флагманом направился
и сам Сенявин на «Портсмуте».
В полдень преследователи вышли на траверзы Wachtmeister и сражение воз-
обновилось. Корабль «Рафаил» атаковал неприятельский корабль, но, имея
больший ход, проскочил вперед.
Корабль «Ягудиил» подошел к шведскому кораблю на такое расстояние, ко-
торое позволяло бросать с марсов гранаты! То есть практически вплотную. Капитан Де Ляп приготовился брать неприятеля на абордаж, но шведские матросы изготовились к отражению атаки. Русский корабль изменил курс и произвел всей бортовой артиллерией залп. Развернувшись, «Рафаил» также открыл огонь.
В ходе этого боя Врангель был тяжело ранен, занявший его место Тролле
продолжил неравное сражение со всей ожесточенностью. Наконец, после того
как к месту боя подошёл «Портсмут» и другие русские корабли, оставшийся без
мачт с пробоинами в бортах Wachtmeister, сопротивлявшийся еще около трех
часов, спустил флаг.
«Линейный корабль „Вахмейстер“ сражается против русской эскадры в 1719 го-
ду». Картина Людвига Рихарда
В плен были взяты 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фре-
гат «Карлскрона вапен» («Флаг Карлскроны») и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых чинов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор Антон Юхан Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными.
Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, ко-
торая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр
назвал этот бой «добрым почином» и учредил наградную медаль в честь побе-
ды. Наум Сенявин был произведён царём через чин в капитан-командоры, все офицеры эскадры получили досрочно производство в следующий чин, для распределения между командами было выдано 11 000 рублей призовых денег.
1720 год.
Петр I намеревался продолжить самым активным образом использовать
флот в целях принуждения Швеции к подписанию мира. 25 апреля 1720 года
российская эскадра под началом М. М. Голицына, следуя письмам царя, вышла
из Або, взяв курс на Швецию. Имеющиеся у М. М. Голицына силы он разбил
на две части, одну из которых под начальством бригадира Менгдена направил
в Ботнический залив к Вазе, а с другой в составе 70 галер, 80 лодок, 8 бриган-
тин, с 8000 солдат двинул к Аланду. Эскадра под начальством Менгдена достиг-
ла значительных успехов, высадившись на шведском берегу и разорив террито-
рию на 30 верст в глубину, успехи превзошли достигнутых показателей в 1719 г.
26 июля русский флот под командованием М.М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Лемланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.
«Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года».(Художник Ф. Перро, 1841)
Когда 27 июля русские корабли приблизились к Гренгаму, флот шведов под
командованием К.-Г. Шёблада, имевший 156 орудий, неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более манёвренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата 34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Кроме того, было захвачено в плен 407 офицеров, солдат и матросов,
104 пушки. Только линейный корабль К. Шёблада, поврежденный огнем артиллерии и несколько мелких судов спаслись бегством. Лишь ухудшение
погоды спасло шведские силы от полного пленения. Моральное значение побе-
ды усиливалось ещё тем, что битва происходила во время нахождения в Балтий-
ском море британской эскадры, а она не пришла на помощь своим шведским
союзникам.
Накал сражения был настолько ожесточённым, что с галер было выпущено
31 506 патронов и 23 971 зарядов картечи. Из 61 галеры, участвующих в битве,
43 галеры получили повреждения различной степени тяжести.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского
влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила
заключение Ништадтского мира.
Что касается судостроения, то несмотря на умопомрачительные расходы на армию и флот, которые составляли 4/5 бюджета страны создать хотя бы частично работоспособный инструмент не удавалось. Корабли вроде бы строились во множестве, но когда в них появлялась нужда, то оказывалось, что их не хватает.
Петр пытался исправить положение. Основывал новые верфи и закладывал очередные корабли – уже с прицелом выхода на просторы центральной Балтики. И опять повторил большинство старых – еще Азовских ошибок.
Но продолжал прикладывать сверхусилия, пытаясь наполнить "бездонную бочку". Все оставшееся до конца Северной войны время он с энтузиазмом закладывал новые линкоры и фрегаты, с каждым разом увеличивая их размеры и артиллерийскую мощь.
Соломбальская верфь
В статистических данных этот "Сизифов труд" выглядел следующим образом. Всего с 1714 года к моменту заключения Ништадского мира в 1721 году парусную эскадру на Балтике пополнили еще около 23 крупных боевых кораблей отечественной постройки:
90-пушечных – 3("Лесное" и др.), 80-пушечных – 4, 70-пушечных – 3, 68-пушечных – 1, 66-пушечных – 3, 64-пушечных – 2, 60-пушечных – 2, 52-пушечных – 4, 40-пушечных – 1.
Судьба их сложилась по- разному, но общая картина выглядела удручающей. Что касается покупки импортных кораблей, то в общей сложности для Балтийской парусной эскадры царь купил на Западе в 1711 – 1720 годах 30 кораблей всех типов. Причем новых – только что построенных «заказов» среди купленных судов насчитывалось всего несколько штук. Но те, которые оказались поновее, служили под русскими флагами по 20 и более лет.
Для сравнения, цена небольшого готового корабля из дуба с железным креплением на европейском рынке составляла около 20 тысяч рублей – две трети от стоимости аналогичного по величине судна русской постройки из соснового леса с деревянным креплением. Заготовка и подвоз дубовых бревен в Россию только для одного корабля требовали дополнительно еще свыше 10 тысяч рублей. А качество и быстрота выполнения работ вообще оказывались несравнимыми.
13 апреля 1720 года Петр утвердил Морской Устав.
В 1720—1721 годах по указанию Петра изобретатель Никонов построил сперва модель, а затем, в 1721—1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой.
1723 год
Лично заложен Петром первый и единственный корабль со 100 пушками на борту «Пётр Первый и Второй» - первый в истории Российского флота 100 - пушечный линейный корабль 1 ранга, построенный на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1723—1727 гг. Конструкция корабля была спроектирована лично Петром I. В разработке чертежей и росписи корабля Петру Первому помогал Федосей Скляев. Строительством корабля вплоть до своей смерти руководил лично Пётр.
Мечты сбываются.
Петр мечтал о выходе Российского Балтийского флота на океанский простор и в 1723 году эти мечты стали сбываться
Мадагаскарская экспедиция
Мадагаскарская (Индийская, Индоокеанская) экспедиция — неудачная рус-
ская океанская экспедиция, состоявшаяся под руководством вице-адмирала Д.
Вильстера в 1723-1724 годах. Экспедиция на Мадагаскар являлась проектом
перешедшего в 1721 году на русскую службу вице-адмирала Даниэля Вильстера.
Целями экспедиции были предоставление российского протектората пиратам
Мадагаскара для создания базы в Индийском океане и установление торговых
отношений с империей Великих Моголов в Индии.
Русская океанская экспедиция в Испанию (1725—1726),
В феврале 1725 года группа кораблей «Девоншир», «Армонт», «Декронделивде» и «Амстердам-Галею» под командованием капитана 3 ранга И. Кошелева , впервые отправилась с секретной миссией в Испанию и Португалию обойдя с Запада Великобританию.
«Девоншир» (англ. Devonshire). Парусный линейный корабль 4 ранга,
длина судна составляла от 39 метров, ширина по сведениям из различных ис-
точников от 11,5 до 11,65 метра, а осадка от 4,3 до 4,42 метра. Вооружение
судна состояло из 52-х орудий. Корабль «Девоншир» был заложен по заказу Осипа Соловьева в июле 1714 года в Амстердаме и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России.
С 1715 года по 1724 года принимал участие в действиях четырех объ- единенных флотов России, Дании, Голландии и Англии.
24 мая 1719 года принял участие в Эзельском сражении.
14 мая 1725 года «Девоншир» в составе отряда «Испанской экс-
педиции» покинул Ревель и ушёл по маршруту Копенгаген — Тромзунд —
Гебридские острова — Сант-Винсент — Кадис, прибыв в последний 18 августа.
26 ноября корабли отряда взяли курс обратно в Россию, однако, попав
в сильный шторм в Бискайском заливе, вынуждены были 14 декабря зайти
в Сантандер. Покинув Сантандер 11 марта 1726 года, отряд обогнул с Запада
Великобританию и зашёл в Копенгаген и Ревель, а 14 мая вошёл в Кронштадт.
За успешное проведение этой операции И. Кошелев был произведен сразу в капитаны 1 ранга. В 1727 году корабль подвергся ремонту, а после 1737 года после 22! лет образцовой службы корабль «Девоншир» был разобран.
После своей смерти в 1725 году Петр I оставил потомкам флот из 37 кораблей находящихся в строю и на стапелях. В этом году в Балтийских портах было принято 914 западных купеческих кораблей
Судостроители Петра I.
Ричард Козенц, потомственный английский кораблестроитель. Построил 17 кораблей, фрегатов и других судов. Скляев Федосе́й Моисе́евич. Построил 13 кораблей. Осип Най, английский и русский кораблестроитель. За годы службы в России Осип Най построил более 40 военных и иных судов, из которых половину составили многопушечные корабли и фрегаты. Блез-Антуа́н Пангало́, французский корабельный мастер. Всего мастером было построено 15 линейных кораблей 1-3 рангов и 5 38-44 пушечных фрегатов 4—5 рангов. Выбе Геренс, голландский корабельный мастер. Всего Геренсами (отцом и сыном) было построено для отечественного флота до 25 различных судов, включая 11 кораблей и 7 фрегатов: Броун Ричард, Рамз Ричард , Шленграф Вилим- англичанине на русской службе Рамбург Иван Степанович и Окунев Гавриил Афанасьевич, Меншиков Гаврила Авдеевич.
И мы снова, обращаемся к книге Александра Касаткина "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Google Play. Запретная История России. Александр Касаткин. "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700гг." Часть 2. Глава 15. " Как Петр окно в Европу прорубал - с другой стороны".
В заключение хотелось бы также поблагодарить писателя Алексея Кукушкина, автора многочисленных произведений по истории морского флота, за предоставленный материал, использованный при подготовке данной публикации. https://www.litres.ru/author/aleksey-nikolaevich-kukushkin/
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас много нового, интересного и неожиданного.
Далее "1713. Немецкий десант в Санкт-Петербурге". Этот десант был вовсе не разрушительным , а по-настоящему созидательным.