Найти тему
ГЕОЭНЕРГЕТИКА ИНФО

РЖД видит новый способ получения прибыли: почему решение о приоритете поставок нефтепродуктов было принято так быстро

РЖД вынуждена согласиться с требованиями Минэнерго о приоритете поставок нефтепродуктов – теперь это часть третьей очереди приоритета временных правил перевозок.

Всего таких групп – 12 штук, по степени приоритетности начиная с № 12 «другие грузы» и заканчивая группой № 1 «Грузы, приоритетность которых определена федеральными законами». Группа № 3 – это «Грузы по отдельным указам, распоряжениям, поручениям президента РФ, а также перевозки нефтяных грузов и продуктов нефтепереработки во внутригосударственном и экспортном сообщениях в соответствии с правительственным поручением от 20 марта 2024 года».

Правила перевозки на день сегодняшний остаются временными, поскольку не утверждена новая версия редакции правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования. Ожидается, что утверждение состоится в сентябре 2024 года.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило так прокомментировал эту новость «Интерфаксу»: «Сейчас есть потребность в загрузке мощностей для обеспечения потребностей внутри страны. Очень много групповых отправок, одиночных отправок. Это нефтепродукты, которые едут в адреса различных нефтебаз, наших аграриев и так далее. И, конечно, тут немножко другая логистика и немножко другой оборот этой цистерны. Этому потребовалось сейчас уделить особое внимание и было принято это решение. То есть, мы это решением правления внесли во временные правила, подняли приоритет нефтепродуктов в третью очередь и успешно справляемся с поставленной задачей.»

Отличие от ж/д перевозок нефтепродуктов, идущих на экспорт, вполне очевидно: экспорт – это организованный поезд, состоящий полностью из цистерн от одного отправителя в адрес одного получателя, нефтеналивного порта, который «заточен» под максимально быструю выгрузку цистерн, что, разумеется, ускоряет оборот таких цистерн.


В случае нефтебаз ожидаемы проблемы тоже очевидны: какие-то из них будут справляться с быстрой выгрузкой, какие-то этого сделать не смогут, тем самым замедляя оборот цистерн. Разумеется, РЖД перестала бы быть РЖД, если бы не увидела в этих проблемах новый повод получить дополнительную прибыль.

Уже 02.04. правительство рекомендовало СПбМТСБ изменить правила биржевых торгов так, чтобы штрафы для грузополучателей за простой ж/д цистерн выросли до 8 тыс. руб. в сутки. Это решение не может не быть инициативой РЖД – других интересантов просто нет.

Об этом говорят два факта: скорость принятия решения, от поручения о приоритетности перевозки нефтепродуктов прошло полторы недели и то, что не последовало встречных предложений – увеличения штрафов РЖД в случае превышения сроков поставки. Задержать нефтепродукты на месяц-другой, что мы наблюдали летом-осенью прошлого года – для РЖД не стоит ничего, любая задержка со стороны небольшой нефтебазы, в адрес которой прибыло разом десяток-другой цистерн теперь будет облагаться двойным штрафом.

Ускорит такая мера оборачиваемость цистерн? Только в том случае, если нефтебазы в срочном порядке изыщут средства для расширения возможностей слива цистерн, на что тоже требуется время. Все ли владельцы нефтебаз готовы к этим срочным инвестициям? Разумеется, нет – не проводилось никакой подготовительной работы, которая стала теперь остро необходима. Приведет это к росту цен на стелах? Разумеется, да – владельцы нефтебаз будут искать любые варианты для компенсации потерь. Задумывается хоть кто-то в РЖД о том, какими будут последствия? Если бы задачей РЖД было действительно надежное обеспечение топливом конечных продуктов – как минимум, был бы предложен хоть какой-то срок для подготовки нефтебаз к работам в новых условиях.

Такого предложения нет, потому логический вывод может быть только один: РЖД видит новый способ получения прибыли и в расчете на то, что из-за торопливости никто не обратит на происходящее особого внимания, проталкивает обсуждаемый вариант. Хватит у владельцев нефтебаз силенок на то, чтобы противостоять РЖД? Сомнительно, поскольку они для такого подвига слишком разобщены. Платить будет конечный потребитель, что вполне традиционно.