Найти тему

Мир сотворен или возник сам собой?

Теистические мировоззренческие концепции расходятся с гуманистической МК во мнении относительно происхождения нашего мира. Ведь если мир возник сам, как на данный момент считается в кругах, придерживающихся гуманистического мировоззрения, то, соответственно, нет никакого высшего — надчеловеческого начала, никакого сверхразума, способного создать целый мир. И наоборот — если мир создан, он создан кем-то. Поэтому можно сказать, что основное расхождение во взгляде на происхождение мира (создан или возник сам) равно вопросу существования надчеловеческого разумного начала, именуемого Богом, Создателем, Сверхразумом.

И если еще совсем недавно разговоры о тварности нашего мира были для научного сообщества абсолютным табу, то сегодня подобные «крамольные мысли» постепенно пробивают себе дорогу в поле научного обсуждения.

И стало это возможно только в век компьютеров, когда вычислительные машины стали подходить к возможности создания виртуальной реальности, миров, приближающихся по сложности и детализации к миру, в котором мы живем (реальности объективной). Да, на настоящий момент эта задача сложно осуществима. Но ее уже можно представить наглядно, погрузившись в компьютерную игру. Программисты создают сложные игровые пространства, в которых игрок, управляя виртуальным персонажем, может перемещаться, бегать, прыгать, плавать, летать, взаимодействовать с другими виртуальными персонажами, одни из которых управляются живыми людьми, другие являются прописанными программой NPC (сокращение английского Non-player character, или не играющий персонаж, или персонаж, действующий на основании прописанных алгоритмов).

Столкнувшись с возникающей новой реальностью, человеческий разум сразу представил, что будет, если компьютерные мощности продолжат увеличиваться, качество картинки будет расти и, может, даже сравняется с объективной реальностью. Стали появляться научно-фантастические фильмы, развивающие эту мысль. В 1999-м году выходит фильм «Матрица». По сюжету которого наш мир — виртуальная иллюзия, из которой можно выйти, правда, реальный мир оказывается настолько непривлекательным, что некоторые предпочитают вернуться в иллюзию. В том же 1999-м кинематографисты выпускают на экраны фильм с похожим сюжетом — «Тринадцатый этаж». В этой картине развивается мысль множественности виртуальных миров, в которых персонажи не догадываются о том, что живут в созданном мире и являются виртуальными персонажами.

Были и другие фильмы. Но, скажет кто-то, это всего лишь фантастика. И мало ли что пишут. И мне, безусловно, хочется сказать не о сюжетах фантастических фильмов, которые всего лишь отразили возникающее новое направление мысли, вызванное развитием компьютерной техники. Поскольку вскоре на эту тему начали рассуждать уже и представители научного сообщества.

Так в 2003 году профессор Оксфордского университета Ник Бостром пишет статью «Are you living in a computer simulation?» [1] , которую можно перевести как «А не живем ли мы в компьютерной симуляции?». В своей статье профессор, используя научные термины, научный способ построения теорий, позволяющий ему публиковаться в научной прессе и оставаться в принятых рамках, показывает, что наш мир с большой долей вероятности может оказаться созданным или компьютерной симуляцией. Пока наука может допустить только такой вид тварности. Но и это уже большой прогресс. Ранее, пока не появилась компьютерная техника, позволившая создавать подобные аналогии, о тварности мира вообще никто из представителей науки не мог даже заикнуться, чтобы его не обвинили в «идеалистической ереси». Представитель науки должен оставаться материалистом, и точка.

Итак, давайте вкратце разберем статью шведского профессора, которая, надо полагать, возникла не без влияния прошедших с широким успехом в мировом прокате фильмов о виртуальной реальности.

Ник Бостром. «А не живем ли мы в компьютерной симуляции?»

Ник Бостром. Швеция
Ник Бостром. Швеция

Ник Бостром утверждает следующее: одно из трех нижеприведенных утверждений является истинным.

(1) Весьма вероятно, что человечество вымрет до того, как достигнет «постчеловеческой» фазы.

(2) Каждая постчеловеческая цивилизация с крайне малой вероятностью будет запускать значительное число симуляций своей эволюционной истории (или ее вариантов).

(3) Мы почти определенно живём в компьютерной симуляции.

-2

Суть этих размышлений следующая. Велика вероятность того, что мы живем не в «базовой реальности», а в симуляции, поскольку цивилизации, которых, согласно научной теории самозарождения жизни, в миллиардах и миллиардах звездных систем за 15 миллиардов лет существования Вселенной должно было развиться огромное множество. И какие-то из них значительно превзошли наш сегодняшний уровень. А значит, такие цивилизации, которые Ник Бостром называет достигшими «постчеловеческой фазы», теоретически могли создать и запустить компьютерные симуляции на своих сверхкомпьютерах. И если симуляция достаточно хорошо проработана, то у персонажей, ее населяющих, не возникнет никаких подозрений, они (персонажи, живущие в симуляции) будут уверены, что живут в базовой реальности, хотя это не так. Исключить этот вариант могут лишь два условия. Условие первое: все цивилизации гибнут, не достигая уровня развития, позволяющего им создавать такие симуляции. Условие второе: все высокоразвитые цивилизации по какой-то причине не станут запускать подобные симуляции. В противном случае мы, скорее всего, живем в симуляции.

Есть у него и такое рассуждение: если мы с вами сможем запустить свою реалистичную симуляцию, то это опровергает два первых пункта. А значит, мы с большой долей вероятности живем в симуляции.

При этом философ говорит, что вариант третий может оказаться весьма желательным, поскольку это значит, что нам не грозит вариант первый (гибель). С другой стороны, нашу симуляцию могут отключить, если мы запустим свою симуляцию, и это приведет к возросшей нагрузке на вычислительные мощности наших создателей. Мы же не знаем, есть ли ограничения по вычислительной мощности компьютера наших создателей или нет. Если же их компьютеры достаточно мощны, то может оказаться, что мы живем в цепочке вложенных друг в друга симуляций, когда наши создатели могут быть сами созданы высшей цивилизацией, а та, в свою очередь, тоже. И так до базовой реальности. С другой стороны, никто не может быть уверен, что он пребывает в базовой реальности и над ним нет создателей высшего порядка. Это создает «добродетельный круг» (virtuous circle): необходимость вести себя морально нам, нашим создателям, создателям наших создателей и так далее. Очень интересная теория.

Рассуждает философ и о том, что оказаться в симуляции не так уж и страшно. Это делает возможной жизнь после смерти, исключает возможность непременной гибели цивилизации по достижении определенного уровня развития (об этой возможности говорит теория «Великого фильтра»). Хотя и не исключает возможности отключения нашей цивилизации при определенных условиях нашими создателями. И вообще, принять жизнь в симуляции не значит сразу бросить все свои начинания, перестать вести себя по-человечески и тому подобное. Ведь, по сути, для нас ничего не меняется. И, наоборот, вести себя морально может оказаться выгодно. Не о том ли говорят нам теистические МК?

1 [Published in Philosophical Quarterly (2003) Vol. 53, No. 211, pp. 243–255. (First version: 2001) http://www.simulation-argument.com/simulation.pdf // перевод на русский язык https://www.proza.ru/2009/03/09/639]

фрагмент книги.

07 04 24

А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов
https://t.me/mefodiyplus