Жители Орска надевают рыболовные костюмы, надувают лодки и сами спасают себя от водной стихии — монологи пострадавших
«Люди дома свои покидать не хотят — тут же идет воровство, мародерство. В домах, которые затоплены наполовину, окна бьют и залезают, чтобы найти что-нибудь. Люди поэтому боятся дома бросать», — жалуются жители Орска, который страдает в эти дни от небывалого паводка. Вода хлынула после прорыва насыпной дамбы, защищавшей город. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» узнавали, где находят убежище жители оренбургской «Венеции» и какую поддержку им оказывают региональные власти.
Школы — на «дистант», работа НПЗ — на паузу, поезда проходят мимо
К паводку в Оренбуржье начали готовиться заранее, но именно к паводку — «вселенского потопа», который в итоге обрушился на регион, никто не ожидал. Вот губернатор Денис Паслер в спокойном темпе проводит очередное заседание областной противопаводковой комиссии, ситуацию он называет «напряженной, но контролируемой».
Местные СМИ были не столь оптимистичны и заранее писали, что «значительные снегозапасы, глубина промерзания почвы указывают на то, что уровень рек Урал и Сакмара может подняться значительно выше нормы». «В администрации города за расчет берут высоту подъема воды на 9,8 метра. Такая ситуация считается катастрофической, но позволяет по максимуму подготовиться к самому неожиданному сценарию», — сообщало издание RIA56.ru. В итоге вода в Урале уже поднялась на 11 м и продолжает прибывать.
После 27 марта ситуация пошла по нарастающей: вода начала активно топить мосты и дороги. К 1 апреля паводок стал перекрывать уже крупные автодороги, например федеральную трассу Оренбург – Самара. В наиболее подтапливаемые поселки заранее завезли запасы продовольствия, беременных женщин и тяжелых пациентов отправили в больницы. Началась эвакуация людей из подтапливаемых домов.
4 апреля Паслер объявил на территории Оренбуржья режим ЧС. Глава региона не упустил возможности попиариться — он лично принял участие в спасении людей от наводнения, не забыв при этом опубликовать фотографии в оранжевом спасжилете в своем телеграм-канале.
Ситуация резко ухудшилась 5 апреля, когда прорвало построенную в 2010 году насыпную дамбу, которая защищала город Орск от разлива реки. Дамба не выдержала потока, и вода полилась в город. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 216 («Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ»), ч. 1 ст. 293 («Халатность») УК РФ, сообщает «Интерфакс». Работы по устранению прорыва дамбы уже начались.
Небывалая вода перевернула жизнь в городе с ног на голову. Жителей Орска начали срочно эвакуировать. Все школы в Орске переведены на дистанционное обучение. РЖД разрешили пассажирам посадку в поезда на других станциях вместо Орска.
По иронии судьбы в тонущем городе образовался дефицит питьевой воды — из-за паводка и снижения качества водопроводной воды люди стали скупать бутилированную воду в магазинах. Для пострадавших жителей Орска даже начался сбор гуманитарной помощи, и в том числе бутилированной воды, пишет «Оренбург Медиа». Вода в кранах стала пахнуть хлоркой — ее дополнительно обеззараживают для безопасности, такую воду жителям рекомендовано предварительно кипятить.
На время прекратил работу нефтеперерабатывающий завод в Орске, годовая мощность которого составляет 6 млн т нефтепродуктов. На сайте правительства области сообщается, что пенсии и пособия жителям будут выплачены в срок, а Сбер заявил, что банк реструктуризирует кредиты заемщикам, пострадавшим в результате прорыва дамбы в Орске.
Сейчас главная опасность — выдержит ли напор воды Ириклинская ГЭС, которую начали строить после крупнейшего по масштабу половодья в 1942 году, когда уровень воды в Урале поднялся на рекордное значение — 987 см и было разрушено 5 840 домов. Сегодня Ириклинское водохранилище помогает регулировать уровень Урала и минимизировать ущерб от паводка для территорий ниже по течению. Но река Ирикла в этом году тоже побила исторический максимум, принимая 2,9 тыс. кубометров в секунду.
Было принято решение выплачивать пострадавшим материальную помощь — единовременно по 20 тыс. рублей на человека, а при утрате имущества — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей на каждого. Выплаты предполагают начать делать с понедельника. Как это ни печально, активизировались и мошенники, которые стали обещать моментальную компенсацию ущерба от паводка, в СМИ их уже разоблачили, сообщив, что такие сообщения — это фейк.
Общий ущерб от паводка, по предварительным расчетам, составит 21 млрд рублей. Для сравнения: весь бюджет Оренбуржья на 2024 год равен 145 млрд рублей.
По данным на конец 6 апреля, в области жертвами подтопления стали 102 населенных пункта и 9 СНТ, вода зашла в 6,1 тыс. жилых домов и заполнила почти 10 тыс. приусадебных участков. Были эвакуированы 4,4 тыс. человека, в том числе свыше 1,1 тыс. детей. Найти пункты временного размещения можно в «Яндекс.Картах» и «Яндекс.Навигаторе».
Спасать оренбуржцев от большой воды в регион стали стягиваться силы и средства спасателей со всей страны. Была открыта горячая линия для поиска людей, оказавшихся в зоне подтопления: 8 (3537) 21-26-83, 8 (3537) 21-29-35. По нашим данным, спасатели из Татарстана пока не принимают участия в борьбе с паводком в Оренбургской области — такой команды еще не было, сообщили нам источники в региональном ведомстве.
ЧС федерального масштаба
Сегодня, 7 апреля, в Оренбургской области был введен федеральный уровень реагирования на ЧС по паводку. «Очевидно, что паводок-2024 — самый многоводный за всю историю наблюдений в Оренбургской области», — заявил Паслер.
Глава Оренбурга Сергей Салмин записал видеообращение к жителям города, в котором признал, что паводковая ситуация остается критической: по состоянию на 7 апреля вода прибывает, и в ближайшие дни ее уровень будет только расти, передает его слова газета «Оренбуржье». Волна паводка достигнет Оренбурга сегодня-завтра, его пик ожидается к 10 апреля.
В районах подтопления продолжаются отключения электроэнергии. Потенциально опасным остается уровень воды в реке Урал в Оренбурге, реке Илек в Орске, реке Самаре в Бузулуке, реке Сакмаре в Татарской Каргале. Ситуация может осложняться в связи с обильными осадками, которые ожидаются в ближайшие сутки.
«Коммерсантъ» сообщает, что в результате затопления в Орске погибли три человека, другие издания также пишут о погибших в городе, но уточняют, что их смерти никак не связаны с паводком.
Сегодня информацию о ситуации с затоплением Орска довели до президента РФ Владимира Путина. По его поручению глава МЧС Александр Куренков лично полетел в Оренбургскую область, чтобы на месте организовать работы по ликвидации последствий паводка. Сегодня же митрополит Петр совершил молитву о прекращении чрезвычайной природной ситуации.
«Не знаем, что дальше будет, Орск останется ли вообще»
«БИЗНЕС Online» пообщался с пострадавшими жителями Орска. Ниже приводим их монологи.
Олеся Бахмат — жительница северо-западной части Орска, самостоятельно эвакуировалась из зоны, находящейся под угрозой затопления:
— Только что мы заселились в город Гай (город Оренбургской области в 30 км от Орска — прим. ред.), неравнодушные люди нам предоставили бесплатно жилье. Всю ситуацию мы отслеживали на городском сайте, в СМИ, смотрели, что у нас в городе происходит. Думали, что до нас это не дойдет, до Нового города, так как изначального затапливался только Старый город (часть города, находящаяся на юго-востоке, — прим. ред.), там прорвало насыпную дамбу. Дамбу сделали больше чем 10 лет назад, ее прорвало, и часть города затопило. После этого для воды появился небольшой проход, и она пошла уже в нашу часть, на улицу Строителей.
Мониторили данные о сбросе воды, уровне реки, всю информацию, но вода прибывала с бешеной силой, и весь Старый город затопило. Размыло трамвайные рельсы, людей стали эвакуировать. Далее вода еще одну лазейку нашла и начала прибывать уже и в 6-й микрорайон, но мы все равно думали, что до нас не дойдет. Рухнула еще одна дамба, уже относящаяся к Новому городу, и со вчерашнего утра нас стало топить.
Наши, конечно, реагировали медленно. Когда там вода лилась, они все еще думали и снимали на телефон, а нужно было самосвалами камни привозить и моментально засыпать дамбу. Когда эта техника приехала, уже все — то, что они засыпали, воде было все равно, стало топить Никель (район железнодорожной станции на северо-востоке города — прим. ред.).
К вечеру мы увидели, что подтопление началось на близких к нам улицах. Поток идет по Новому городу с двух сторон — со стороны автовокзала Гагарина и остановки «Зеленхоз». Вода бьет напором — под железнодорожными рельсами у нас есть туннель, она сейчас пойдет по нему и после этого прямиком в город. Его попытались было засыпать, но вода все равно прошла.
Мы не стали ждать ничего и решили убегать самостоятельно. Если я боюсь, как и мой ребенок… чтобы он не паниковал, я все сделаю. Собрали детей, живность, вещи первой необходимости, вызвали такси и отправились в город на возвышенности — Гай. Попался нам отличнейший таксист, согласился и повез — благодарны ему.
Сначала хотели поехать в соседний Новотроицк, но там все квартиры уже сданы. Поехали к родственникам в Гай, чтобы хотя бы просто уехать. Самое интересное, что люди, которые сдают квартиры, бешеные цены заломили — за человека просят 1,5 тысячи рублей. Когда люди остались ни с чем, это не та ситуация, чтобы так делать.
В Орске же даже, когда сообщили, что организуют подвоз питьевой воды, люди стояли и ждали, а подвезли воду техническую. «Завтра!» — сказали. А у нас тут еще и дождь льет, сложно на улице стоять и ждать. Вот раздавали воду, и тут же у нас люди другой национальности ее забирали и продавали нам по 300 рублей! Сейчас волонтеры помощь оказывают, люди приезжают, которые бесплатно готовы помочь вывезти кого-нибудь.
Люди дома свои покидать не хотят — тут же идет воровство, мародерство. В домах, которые затоплены наполовину, окна бьют и залезают, чтобы найти что-нибудь. Жители поэтому боятся дома бросать. Сейчас пункты развоза для людей есть — в какие-то школы селят, матрасы и кровати предоставляют. По-моему, теперь с этим более-менее хорошо.
Единственное, страшно, чтобы плотину не рвануло. Если Ириклинская ГЭС окажется повреждена, не знаем, что дальше будет, Орск останется ли вообще. Идут льдины, которые не могут остановить.
Из СМИ мы узнали, что обещают по 100 тысяч рублей на человека выплачивать. Первоначально вообще говорили, что ничего платить не будут. Сейчас, когда ситуацию увидели, что Старый город просто весь под воду ушел, начали осознавать. Не понимаю, почему они не принимают мер, не взрывают степи, чтобы вода еще куда-то шла.
МЧС, простой народ — все помогают как могут, но задуматься о плотине и дамбе нужно было раньше. Жалко детей и людей, которые там. Не спали толком двое суток, какой это сон, когда спишь и дрожишь? (Плачет.) Жалко оставить там все — все, что имеется. Ничего мы не взяли, вещи просто и документы. Остальное же все там, полностью! Не дай бог это под воду все уйдет. Не знаю, чего дальше ожидать, но вода уже в наш район идет.
Надеемся, что не размоет, но на улице Строителей тоже говорили, что не будет, а первые этажи домов ушли под воду, у машин одни макушки торчат. Все ушло под воду — бани, срубы плывут.
«Муж надел костюм рыбацкий и нас на себе, как мешок с сахаром, потащил»
Юлия Санникова — жительница квартиры на третьем этаже в многоквартирном доме в Орске. Эвакуировалась с семьей своими силами после того, как в их дом пришла вода:
— Все было в средствах массовой информации, сирены звучали по городу и полиция ездила: «Вы находитесь в зоне подтопления, эвакуируйтесь!» В этом плане у нас, конечно, хорошо сработали.
Началось все в пятницу вечером. Мы живем на улице Строителей, это уже Новый город. К нам вода дошла вчера, после 10 часов вечера.
Прорвало насыпную дамбу. В 2000-х годах ее строили, чтобы не топило Старый город. В 1998-м, кажется, город уже топило сильно. Вода тогда зашла в Старый город и немного на улицу Строителей.
В последнее время река была мелкой, воду там сбрасывали понемногу. Никогда такого не было, а сейчас есть слухи, что воду сбрасывали Башкортостан, Челябинск. Плюс к этому у нас весна наступила довольно быстро — мы из зимнего сразу же переоделись в летнее.
Вода подступала на нашу улицу очень быстро. В пятницу гуляли в парке недалеко от нашего дома, он с озером кольцевым. Там воды было обычно мало, а перед выходными она уже начала подступать к краю. Вчера часов в 11 вода стала выходить за пределы озера. В это же время и с других сторон вода пошла — с трех сторон полукольцом.
Мы с эвакуацией справились своими силами. Честно говоря, эвакуироваться не хотели. Просто у нас дети немного испугались, у нас третий этаж, вряд ли бы нас затопило. Вода сейчас у нас в подъезде и на ступеньках ко второму этажу.
Мы выбраться уже сами не в силах были, мужу там по пояс вода. Он надел костюм рыбацкий и нас на себе, как мешок с сахаром, тащил — и меня, и детей. Потом еще на лодке. Взяли все необходимое — документы, вещи и собаку, самое главное. Донес он нас до островка, где все собирались, и потом нас подруга приютила. Сейчас на улице Васнецова находимся, ее тоже топит, но с другой стороны. Наверное, процентов 20–30, что и здесь тоже затопит. МЧС и волонтеры молодцы, помогают. Муж у меня тоже свою лодку накачал и вытащил несколько человек.
Когда мы сможем домой вернуться, нам не говорят — пик еще не прошел. Меры уже никакие сейчас не примешь — руководство города пыталось бороться, но бесполезно со стихией это делать. Дамба была рассчитана на меньшее количество воды.
О выплатах сейчас разговоры идут. Ну нам особо они не положены, у нас дом не пострадал. А вот у тех, что пострадали, — там, кажется, до 100 тысяч рублей. У нас, слава богу, не первый этаж. Вот у нас коллега на Никеле жила, плачет и говорит: «У меня теперь нет дома». Вода там на первый этаж зашла конкретно.
«До последнего люди боятся, не хотят уезжать, теперь стоят на крышах»
Андрей Пак — 19-летний молодой человек из Старого Орска, эвакуировался вместе с семьей сразу после того, как вода подступила к их дому:
— Сейчас я нахожусь на улице Васнецова (в северо-восточной части города — прим. ред.), эвакуировался из дома вместе со своей семьей. В тот день я сидел и играл с друзьями в компьютерную игру. Вдруг через наушники услышал на улице сирену. Наушники снял, окно открыл, слышу — орет. Вроде бы как сухо на улице, никаких признаков потопа.
Открыл каналы в «Телеграме», оказалось, что дамбу у нас прорвало. Спросил у матери, она ответила: «Ничего страшного, это не в нашу сторону. Сейчас все засыпят, и все будет в порядке». Ложусь спать и посреди ночи просыпаюсь. Мама говорит, что нужно собирать вещи срочно: «Переезжаем».
Мы собрали все самые важные вещи, думали, что это дня на три всего лишь. Вышли на главную улицу, где ходят маршрутки, а там вообще ничего не ходит. В итоге вызвали такси, и оно, слава богу, успело — через минуту, как мы проехали там, пост ГИБДД дорогу перекрыл в Старый город.
Сейчас вода уже полностью на моей улице — фундаменты домов затопило, слежу через друзей из моего района. Пока не все эвакуировались из Советского района. До последнего люди боятся, не хотят уезжать, теперь стоят на крышах. Вот у меня сосед жену отвез, а сам остался охранять дом. Сейчас на гору какую-то забрался, котов с собой забрал.
Мы эвакуировались на квартиру тети, она пустует. В разных школах Орска, конечно, штук 10 пунктов временного размещения открыли для людей, сейчас, может даже, больше.
Я с собой из дома успел взять только одежду и документы. Комп мой просто остался там, ничего больше я не взял с собой. Вода прибывает, рекой прямо течет, может, и полностью доберется до моего дома. Что-то говорят о компенсациях на 100 тысяч, 50 и 20, но пока до этого далеко.