В каждой фалеристической коллекции о Смоленске найдётся хотя бы один значок, созданный по эскизу Геннадия Мелькова. Художник-график, иллюстратор многочисленных книг и брошюр, автор плакатов, произведений станковой графики и промграфики Геннадий Алексеевич Мельков родился 28 июня 1922 года в г. Архангельске.
После окончания лётного военного училища в г. Алма-Ата находился в резерве Ставки Верховного главнокомандующего.
Лётчиком 15 Гвардейской Сталинградской Краснознамённой дивизии штурмовой авиации в 1944-1945 участвовал в Великой Отечественной войне, после ее окончания продолжил службу в военной авиации.
С 1955-1959 г. работал инструктором Криворожского Горкома КПСС, мастером Криворожской художественной мастерской. В 1959 Геннадий Алексеевич переехал с семьёй на постоянное место жительства в Смоленск, работал главным художественным редактором Смоленского книжного издательства. В 1964 году окончил заочное отделение художественно-графического факультета Московский полиграфического института.
В 1965 вступил в Союз журналистов СССР, в 1975 в Союз художников СССР. С 1965 по 1981 работал ассистентом, доцентом, был заведующим кафедрой рисунка и прикладного искусства, деканом художественно-графического факультета Смоленского педагогического института им. К. Маркса.
Геннадий Алексеевич Мельков ушёл из жизни 26 января 1987 в г.Смоленске. Похоронен на Новом (Новодевичьем) кладбище в Смоленске.
Сегодня сувенирный значок времен СССР считается антикварным произведением декоративного искусства. Кажется совсем недавно его можно было свободно купить в киоске Союзпечать, в кассе музея или в отделении почты.
В 60- 80е годы значки стали привычной частью Советской культуры. Их производили в огромном количестве, редкие экземпляры выпускались ограниченным тиражом к особому мероприятию.
Значки с веселыми картинками дарили детям, отличительные значки носили школьники, почётными значками и грамотами награждали трудящихся, памятные значки вручали по случаю юбилея предприятия, сувенирные привозили из турпоездок или просто коллекционировали.
Создание миниатюрных изображений значков требовало от художника графической точности, понимания цвета и знаний скульптурной пластики.
Как правило, авторы эскизов значков оставались неизвестными даже коллекционерам. Во многом из за пренебрежительного отношения к этому виду творческой деятельности.
Престиж ремесла художника - оформителя сувенирной продукции вырос относительно недавно. Теперь профессиональное сообщество разделилось на иллюстраторов и дизайнеров.
Безусловно изменилось не только название, но и подход. Для дизайнеров акцент сместился на проектную деятельность, оставив рисовальную практику иллюстраторам.
Анатолий Павлов, член Союза писателей России:"Осенний визит Мелькова" из книги "Летопись музыкальных фестивалей имени М.И.Глинки "
Поначалу кажется,что эта попавшаяся на глаза пометка никак не могла быть связанной с глинковской тематикой. Листаю блокнот дальше, но вдруг останавливаюсь и тот час возвращаюсь к отвергнутой пометке. Ну как же я запамятовал? Ведь всякий раз, когда в середине осени на пятом этаже Дома Советов появлялся улыбающийся, полный творческих замыслов большой друг нашего отдела, заядлый рыболов и талантливый смоленский график Геннадий Алексеевич Мельков, мы знали: пора готовиться к очередной Глинковской декаде.
Геннадий Алексеевич неспешно заходил к нам в кабинет, здоровался со всеми за руку, удобно устраивался у стола и начинал свой живой, неторопливый рассказ о проведённом на слободских озёрах отпуске, об удачных уловах. А затем медленно брал в руки лежащую на столешнице папку и извлекал из неё эскизы значков для предстоящего Глинковского фестиваля.
Дело в том, что на протяжении многих лет, почти до самой своей безвременной кончины, он являлся автором всех, изготавливавшихся по его эскизам на Смоленском авиационном заводе, значков глинковской тематики.
Вот некоторые из них лежат сейчас на моём письменном столе. Внимательно, который раз рассматриваю их и, как и прежде, не перестаю удивляться: как удавалось ему каждый раз предложить эскиз значка, который всегда чем-то неуловимым отличался от прежних.
Геннадий Алексеевич много и с удовольствием трудился над эскизами, не ограничивался двумя-тремя, а предлагал иногда до десятка их, из которых непросто было отобрать лучший: настолько профессионально и со вкусом все они были выполнены. Пусть же эти значки, как и другие его работы, служат светлой памяти Г.А.Мелькова- большого мастера и хорошего человека.
Геннадий Алексеевич Мельков участник в областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставках с 1965 года. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, Министерстве Культуры РФ, Дирекции художественных выставок СХР, в частных коллекциях. Награждён медалями «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ» , юбилейными медалями, ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ Министерства просвещения РСФСР, ДИПЛОМАМИ Союза художников СССР и РСФСР.
По материалам:
Павлов Анатолий. Летопись музыкальных фестивалей имени М.И.Глинки: Сборник.– Смоленск: Свиток, 2017;
Чернышова Виктория.Как и какие значки собирали в СССР. – Смоленск: Российская газета, 30.08.2014.