Фридрих Ницше -отец немецкой философии.
Ницше видит мир с помощью критического мышления. Все о чем ему говорили с детства, он ставит под вопрос, он ненавидит лицемерие, которое покрывается религиозной моралью.
Генеалогия морали- диалог Ницше с читателем. Читатель, как по мне, здесь выступает, как ученик, как последователь, но а если это не так, то Ницше не расстраивается, он явно дает понять, что значит ученик плохо слушал, или его философия не для него. Всю книгу он очень эмоционально рассказывает свою версию возникновения морали. Иногда полет мыслей достигает такой скорости, что не удается понять основную мысль и приходиться перечитывать параграф несколько раз.
Что такое генеалогия? Генеалогия- систематическое собрание сведений о происхождении, в данном случае, морали.
Ницше рассматривает историческое возникновение морали, ее суть и значение для современного человека.
Слово "Добро" изначально, как пишет Ницше пошло от слово "Благо", которое в свою очередь представляет собой корень слова "Благородный". Изначально хорошими называли людей, которые были "благородными" или можно сказать-успешными, люди, которые имели силу влиять на судьбу и брали судьбу в свои руки, они могли создавать свои ценности, и отстаивать их. Эти люди- воины или по-другому "Кшатрии", которые умели воевать и побеждать. Если человек отличается от массы- Он добрый. Благородные люди в данном случае -хорошие, потому что благородны и это было естественно. Однако в обществе таких людей - меньшинство, и можно смело назвать их аристократической элитой.
Основная масса людей испытывала ненависть к данным лицам, чувство ненависти в человеке Ницше называет "ресентиментом". Ресентимент- злобный или агрессивный импульс, который возникает в определенный момент времени внутри человека. И если говорить про благородного человека, то этот импульс обязательно "выйдет наружу" в виде, например, кулаков, как говориться "око за око" или "зуб за зуб", при таком раскладе люди сразу выплескали свою агрессию, вершили так называемую свою справедливость и более не держали в себе зла. Ницше говорит, что основная масса так рабов не может ответить обидчику, и из-за зависти и желания мести, это чувство агрессии направляется на него же самого. И в этом положении, люди эти стараются превратить свою слабость в заслугу. Свое подчинение властным людям, они превращают в послушание, тем самым облагораживая себя и успокаивая себя. Создавая для себя новую мораль, эти люди придумали для себя награду за послушание, за терпение страданий, за подчинение, и награда эта называется "раем на небесах". В виде второй награды выступает наслаждение просмотром, как горят в котле все господа- "грешники", которых ранее считали они врагами своими "Злыми людьми". Они придумывают для себя оправдание, почему их форма жизни- правильная, почему она необходима, и почему ее нельзя изменить, а также верят в то, почему господа ведут неверный образ жизни. Вместо борьбы пришло смирение, вместо богатства- скромность бытия, вместо эгоизма- альтруизм.
Ресентиментные люди всегда за массы, они имеют "стадное чувство" и всегда зависят от мнения общества. Это как намекает нам Ницше и делает их "рабами".
Данная борьба двух противоположных сторон шла долго, и данная борьба, как описывает Ницше была проиграна господами, таким образом "рабы" стали диктовать "истинные правила", правила поведения в обществе. Ницше искренне презирает всю религию и он при помощи высказываний богослужителей доказывает нам, как всеми добрый христианин отрицает человеческую сущность, саму человеческую жизнь, как она есть и его природные-животные потребности, и при этом страстно желает увидеть как страдает тот, кто живет лучше чем он сам.
Во второй главе Ницше рассказывает о своей эволюции развития человека:
1) верблюд- это животное, которое несет на себе определенную ношу. Это человек который имеет рабское сознание, на которого навесили огромное количество моральных и правовых норм, и человек этот соблюдает их, чтобы быть достойным членом общества ;
2) лев- это человек- нигилист. Человек,который отрицает, но не утверждает. Он не верит не во что, он ищет истину и новые принципы бытия;
3) ребенок- человек, который может создать свои ценности, который суверенен и не зависит от мнения общества. Этот человек постоянно находится в движении, этот человек умирает и вновь перерождается. Он становится "сверхчеловеком". Он способен преодолевать препятствия, справляться с трудностями, он постоянно развивается и достигает наивысшего уровня сознания.
Далее Ницше очень много рассуждает про наказание. Одна из цели наказания- вбить в человека память о том, что каждый поступок чреват последствием. У каждого наказания есть процесс и цель. Процесс всегда был актуален и говорит прежде всего о жестокости человека. Наказания настолько популярны, что можно назвать его институтом. В котором есть система наказаний, классификация наказаний и правила исполнения наказаний над провинившимися.
Ницше рассматривает наказание, как нарушение договоренности между людьми, а также четко описывает термин "долг" или "чувство долга". Рассматривая взаимоотношения между ростовщиком и заемщиком можно прийти к выводу, что ростовщик приравнивает материальный ущерб к возможности причинить боль, с особой жестокостью, к другому человеку. То есть причинив боль и насладившись ею, ростовщик готов простить заемные средства. Подобная система наказания так долго использовалась и практиковалась в течении всей человеческой истории, что уже на подсознательном уровне или даже в культурном коде, человек и испытывает чувство долга, но так как ростовщика этого нет, то появляется чувство долга перед чем -то высшем, а именно "Богом". К тому же бог этот за "грешников" пожертвовал собой, такую жертву никогда не отплатить.
Отдельно хочется отметить жестокость. Каждый человек жесток, и каждый человек получает истинное удовольствие причиняя сородичу боль. И даже если возможности причинять боль другому нет, то человек начинает заниматься самоистязанием, так как желание причинять боль сидит в его сущности.
И самоистязание это может происходить не только физически,как это, например, происходило у жрецов, но и психологически, по-другому говоря, у человека возникает "нечистая совесть". Но нечистая совесть в данном аспекте можно использовать как мотивацию, ведь "Как можно было бы назвать то-то красивым, если бы что-то другое не обернулось против себя и не назвало себя уродливым". Именно "нечистую совесть" ранее упомянутые господа используют для достижения своих целей, для завоевания мира, а такие люди уже жили, как говорит Ницше, и приводит в пример Наполеона.
Человек жесток, но если дальше рассуждать на эту тему, по мимо "чувства долга", в других людях появилось "обратное чувство долга". Почему-то многие думают, что им кто-то и что-то должен. Сегодня в капиталистическом мире, на рынке услуг очень часто можно встретить гостей или клиентов, которые всегда хотят получить больше чем услугу, за которую они заплатили. Здесь и появляется потребительский терроризм. Желание клиента получить оплаченное, его желание причинить боль (психологическую) движет им до самого конца. Как справиться с ним? Думаю, важно отказаться от так называемой морали рабов, и всегда давать отпор,каждому ,кто угрожает твоему нормальному состоянию.
Тело помнит насилие, боль и постоянные наказание, от того, мы так не любим брать в долг. Потому что мы знаем, что за каждым долгом стоит беда.
В противовес христианскому богу, Ницше ставить богов античных. "Всякое зло оправдано, если при виде его бог наслаждается". То есть раньше боги брали на себя вину и брали на себя наказания. К примеру, если человек напился до беспамятства, то вина в этом на боге вина "Дионисе". Да и в целом, если рассуждать про античных богов, то можно уследить, как греки принимают свои пороки и учатся жить с ними, учатся владеть ими, даже несмотря на богов, которые постоянно подстрекают их сделать, что-то запрещенное тогдашней моралью.
Сила человека мерится в том, сколько он может жить без ресентимента при этом неся убытки. Говоря о господах, о людях благородных прослеживается мысль, о том, как современная мораль диктует поступать, то есть если тебя обокрали, или если тебе не вернули долг, ты должен быть "милосердным", даже если это принесло тебе огромный ущерб .
Развивая эту тему "плебеи" очень осторожно защитили себя от наказания и кары, однако, хочу донести основную мысль,которую я уловила, в данной ситуации, человек благородный исполняя наказание не станет проявлять искреннюю жестокость и не потому что он милосерден, а потому что у него отсутствует ресентимент, он думает о будущем, он идет вперед. Хотя в моей голове возник вопрос, правильно ли в данной ситуации давать "сдачу"?
В третьем трактате Ницше повествует нам о возникновении жрецов. Тех самых людей, которые породили религию. Эти люди, которые точно не являются рабами, но уже и не воины. Они слабы, чтобы воевать с господами, но достаточно сильны, чтобы управлять рабами. Однако для управления рабами им нужна вера, вера, которая отрицает жизнь во всем его проявлении. Вера, которая обещает праздник жизни после смерти, главное не "грешить" сейчас.
Отдельно хочется отметить мысли философа о "больных" людях. Философ повествует о том, что в современном мире многие привыкли бояться сильных людей, здоровых людей. Людей, способных поменять этот мир. Однако, если смотреть от обратного, то при болезни и чуме, все бояться больных, так как именно они распространяют свои бациллы и заражают ими здоровых людей. И болезнь эта может проявляться не только физически, но душевно. "Если кто-нибудь не может справиться с "душевной болью", то это, грубо говоря, зависит не от него "души", а вероятно ото его "брюха" (грубо говоря как я уже сказал: чем еще вовсе не высказано желание быть и услышанным грубо и грубо быть понятым). Сильный и хорошо удавшийся человек переварит свои переживания (свои деяния,считая в том числе и плохие), как переваривает свои обеды, даже если придется проглотить жесткие куски.. если он "не может справиться" с каким-нибудь переживанием, то это такое же физиологическое несварение, как и в случае с желудком, - часто и в самом деле является одним из его последствий."
И о чем же говорит Ницше, он говорит, что каждый такой "больной" человек является очень опасным для общества, и его необходимо избегать, а лучше абстрагировать от здоровых людей. Так как в нем кроется язва, которая порабощает здоровые умы.
На первый взгляд мысль очень резкая, но анализируя ее, можно привести множество примеров, когда ленивый или пессимистичный человек отрицательно влияет на как казалось раньше энергичного, активного здорового человека. Энергия затухает в нем, как жизнь в сорванном цветке, а ведь вчера он хотел "оседлать" самую высокую волну жизни. И за собой я замечала, как влияет на меня присутствие людей, как в современном мире принято говорить, "токсичных", через 3 дня вся благодарность покидает мой дух, и зарождается ресентимент в виде зависти и жалости к себе.
Это лишь малая чать того, что можно унести в себе прочитав книгу "Генеалогия морали". Это не истина, не утверждение, это лишь предположение, которое можно наложить на те или иные ситуации, скалывающиеся перед нами на протяжении всей жизни.
Немецкая философия. "Генеалогия Морали" Фридриха Ницше
7 апреля 20247 апр 2024
19
9 мин
1