В конце марта этого года в мировой прокат вышла «Годзилла и Конг: Новая империя» - очередной громкий блокбастер-катастрофа о титанах, живущих бок о бок с людьми на Земле. Но с чего в принципе начиналась история сей франшизы? Какие у нее были взлеты и падения? Чем она может заинтересовать потенциального зрителя? Давайте разбираться в кратком гиде по этому киноуголку.
MonsterVerse - расширенная медиафраншиза и киновселенная, основанная на так называемом поджанре «фильмы о монстрах». Они, в свою очередь, отсылают к древним проектам японцев о кайдзю (怪獣; с японского - «монстр»). Именно в стране восходящего солнца издавна родилась любовь к гигантским существам, крошащим все на своем пути и становившимся угрозой всенационального или всемирного масштаба. Еще в 50-х режиссер Исиро Хонда впервые оживил на экране Годзиллу, пожалуй, самого известного кайдзю во всей массовой культуре.
Рано или поздно волосатые голливудские руки должны были дотянуться до такой финансово выгодной благодати и начать эксплуатировать данный концепт. Этими американскими компаниями стали Warner Bros. и Legendary Entertainment, которые до полномасштабной франшизы успели поработать тандемом над одним фильмом с уже похожей тематикой - речь идет об «Тихоокеанском рубеже» (очень зрелищный, кстати, крайне советую).
Золотая жила найдена. Студии довольны результатом и видят, что аудитория готова к масштабным эпикам, поэтому, выкупив права на классических кайдзю, берутся за реализацию проекта, ставшего прародителем MonsterVerse.
Тут сделаем маленькую сводку. Для простоты восприятия каждый фильм мы будем оценить цветами: зеленый 🟢, если кино хорошее, отличное и банально достойно просмотра; желтый 🟡, если картина средняя и более-менее оправдывает суть своего существования и красный 🔴, если это тухлятина, которая не заслуживает вашего внимания от слова совсем. Ну а мы продолжаем.
ГОДЗИЛЛА (2014) - ОНИ С РЕВОМ ОТКРЫЛИ ЯЩИК ПАНДОРЫ
Появление этого фильма был лишь вопрос времени. На пост режиссера позвали Гаррета Эдвардса - человека, который вообще пошел в кино ради научной фантастики и который в будущем снимет неординарный «Изгой-один». Съемки проходили в Ванкувере под рабочим названием «Наутилус» - лишь потом проект был переименован в нечто более каноничное. Интересно, что снимали также и на трёх американских авианосцах: Carl Vinson, Nimitz и Ronald Reagan. Военно-морские силы США помогали в производстве фильма, а вот Корпус морской пехоты отказался от участия после знакомства со сценарием. Бюджет составил нехилые 160 млн. $, трейлеры пробивали до мурашек серьезностью и чувством чего-то грядущего и получилось…да в принципе, неплохо, я бы не сказал, что здесь первый блин вышел комом.
Вот чего у фильма не отнять, так это атмосферы и картинки: все в меру мрачное и гнетущее, дизайн самого Годзи и его противников мне лично очень импонируют, локации разнообразные, а работа художника-постановщика великолепна. Да и сама идея показать чудовище субъективно, тем самым создавая почву для его эпичного появления в конце, очень занимательна. Я мог бы долго описывать достоинство сего произведения, но этого не будет) Злая ирония заключается в том, что несмотря на все достоинства, недостатков у «Годзиллы» предостаточно.
Во-первых, сценарий - как бы то ни было, в некоторых местах повествование проседает настолько, что хочется аж вставить спички в глаза, дабы не прикорнуть. С персонажами тоже все далеко не ладно - сами актеры отыгрывают достойно (будь то Брайан Крэнстон или Элизабет Олсен), но проникнуться к кожаным мешкам с костями в полной мере довольно затруднительно, потому что герои вышли поверхностными, а некоторые даже карикатурными. В общем, это неидеальный проект, но дать ему шанс точно стоит. Сам по себе фильм нормален, а учитывая, что нас ждет дальше, это заслуживает своей зеленки 🟢.
Игра определенно стоила свеч. К концу проката мировые сборы превысили 524 млн. $, а значит лавочка только распахнула свои дверцы. Уже через 3 года ребята напоминают о себе, но уже с другим, не менее знаменитым кайдзю.
КОНГ: ОСТРОВ ЧЕРЕПА (2017) - МАРТЫШКИН ТРУД И ЗООПАРК В ДЕЙСТВИИ
Еще в том же 2014 на Comic-Con в Сан-Диего, Legendary Pictures анонсировала новый фильм о Кинг-Конге, носящем в то время название просто «Остров черепа». В какой-то момент предыдущий режиссёр «Кинг-Конга» 2005 года - Питер Джексон, предложил на пост режиссера не а бы кого, а самого Гильермо Дель Торо. Однако уже сентябре студия объявила, что режиссёром фильма будет Джордан Вот-Робертс, который за свою карьеру…ну, наверное, что-то еще снимал. Темная лошадка, в общем. География съемок обширна: от северной части Вьетнама до города Голд-Кост в Австралии.
По правде говоря, это мой любимый образчик из этой серии фильмов. И для меня здесь сыграли самые простые факторы: сам остров черепа, который и раньше фигурировал в разных фильмах, выглядит концептуально и продуман, если не мелочей, то хотя бы на общем, приемлемом уровне. Также, мир напичкан совершенно различной фауной, чей вид и способности тоже довольно-таки любопытны. Сам Конг тот еще гигачад, и ты прям чувствуешь его тяжеловесность. Таким образом, с динамикой и экшеном тут явно нет проблем. А вот с героями, увы и ах, снова неувязочка, но на этот раз не такая серьезная. Некоторые из них - это типичные болванчики, что бравый солдафон Томи Хиддлстон, что сильная и независимая фотограф Брю Ларсон с лицом лица. Лишь Сэм Джексон вывозит мощной харизмой и брутальностью, но на нем далеко не уедешь.
По итогу, ситуация, как и с «Годзиллой», хоть темп повествования у фильмов разный: один сумрачный и медлительный, другой - пестрый и буйный. Сравнивать это с тем же потрясающим фильмом из нулевых кощунственно, но как отдельное попкорновое произведение работает и послевкусие легкое, а это ли не радует! Поэтому снова ставим зеленый 🟢, и это опять был кассовый хит. Более 568 лимонов в бокс-офисе и номинация на «Оскар» за «лучшие визуальные эффекты» (хоть и справедливо проигранная «Бегущему по лезвию 2049»).
Видимо, работая над предыдущими работами, Вернеры очень сильно устали, потому что на следующей ленте они испустили дух, что сыграло с ними очень злую шутку, ну и поделом.
ГОДЗИЛЛА 2: КОРОЛЬ МОНСТРОВ (2019) - ВСЕ, ПРИЕХАЛИ…
Рубить продолжения, пока горячо, - дело благое, лишь бы подход был грамотным и история бы затягивала зрителей. И как иронично, что в этом недоразумении нет ничего из вышеперечисленного. На самом деле, это полный атас. Начнем с режиссера - Майкл Догерти, кто это, непонятно. Ну зато у него все проекты на Кинопоиске лежат в серой зоне и не доходят даже до 7. Скорее всего, такому великому киноделу можно доверить многомиллионную франшизу, так ведь?
Вообще, даже распинаться долго насчет этого безобразия не хочется. Как говорят в российских провинциях, это лютый слив денег (бюджетик каких-то там 170 млн., делов-то). Сюжет описывать бессмысленно - это мешанина категории Б, которая норовит впихнуть как можно больше кайздю из японской культуры, нежели внятно представит хоть какую-то фабулу. Низкий поклон, конечно, за гигантскую бабочку, птеродактиля и Змея Горыныча, но легче не становится. Человеки в фильме стали еще более трафаретными, а их арки просто курам на смех.
Ну ладно, может, кино берет картинкой и баталиями? Да нет, это полигональное месиво и даже экран кажется каким-то грязным и в пыли, пока ты это смотришь. Такое мы не одобряем, посему справедливое красное пятно позора 🔴. Отлично идем, уже к 3 фильму скатились.
Слава всевышним, что народ почуял халтуру и касса мигом полетела в Мариинскую впадину: уже 388 миллионов, и это значительный спад, а учитывая бюджет, кассовый провал (не жесткий, но очевидный). Продолжению даже чуть не вручили «Золотую малину» за «худший сиквел, ремейк или плагиат», но их вовремя подстраховал пятый «Рэмбо».
Ситуация выходит из под контроля, надо исправлять положение, и студийные боссы даже попытались это сделать!
ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА (2021) - ЧАСТИЧНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Перед создателями встала важная задача - воскрешение интереса во франшизе и повторное привлечение внимания напуганного зрителя. Продюсеры поняли, что пришло время великих и ужасных кроссоверов. Пост постановщика снова сменили и на этот раз позвали Адама Вингарда, человека опять ооочень сомнительного (да что ж такое). Раньше он работал с ужастиками, а в 2017 слил бачок унитаза с феерически провальной экранизацией «Тетради смерти» для Netflix. В связи с этим, риск огромный, но конфликт самых важных бэнегров студии Legendary, Годзиллы и Конга соответственно, хотя бы приподнимал левую бровь от интереса.
И о чудо, фильм удался (не полностью, но все же)! Стоит подчеркнуть, что такой странный и ненужный, по мнению сценариста, элемент, как человеческие персонажи в этом фильме наконец-то не обделили внимание. Видимо, раньше у авторов действительно была логика «если есть монстры, то они важны, а мелкие люди вокруг - это чисто данность», но лично я с этим категорически не согласен. Зрителю нужно себя ассоциировать хоть с кем-нибудь из героев, а с таким подходом у нас из главных лишь графонистые кракозябры, а между ними и собой вот как-то не хочется чувствовать взаимосвязь. В «Годзиллы против Конга» есть забавные ребята, хоть и далеко не все. Например, персонаж Милли Бобби Браун, который был и раньше, но лишь в этом воплощении ее образ оброс индивидуальностью и запоминающимся характером. Также, забавен и герой Брайан Тайни Генри, этакий невротик, конспиролог и по совместительству комик-релиф.
Сюжет здесь интереснее, чем во второй «Годзилле» - в этой части даже был представлен новый мир («Полая Земля»), который находится ближе к ядру планеты, однако история все же не дотягивает до первых 2-х фильмов из-за своей местами предсказуемости и «мультяшности». Дело в том, что раньше через экран ты прям ощущал грузность и массивность монстров, их сотни тон и мышц, а сейчас это просто резиновые игрушечки, которые прыгают туда-сюда (на фоне только соответствующих звуков а-ля Луни Тюнз не хватает).
Но все же не будем исключать, что наши ворнеровские творцы старались сделать более качественный и продающий себя продукт, поэтому даем проекту крепкую желтушку 🟡 - немного на вкус и цвет, но это уже шажок вперед. Зрители поняли извинение и внесли в кассу гораздо больше зеленых: мировые сборы перевалили через 470 млн. $, и лента конвейера продолжает разгоняться. И тут внезапно, как гром среди ясного неба, следующий прокат студий идет по совершенно иному направлению, и он удивил меня больше, чем всем остальные образчики.
МОНАРХ: НАСЛЕДИЕ МОНСТРОВ (2023) - САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ И САМЫЙ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ
За эти 2 года многое изменилось: самая глобальная перемена заключалась в невероятному буме онлайн-стримингов. А в это же время после успеха предыдущего фильма в совете директоров была дискуссия расширения киновселенной за пределы полнометражных лент. Legendary предложили формат сериала, а потенциальным титаническим инвестором стала Apple TV+, одна из самых насыщенных и разнообразных платформ современности. И что же вышло из такой неожиданной авантюры?
Огромный респект создателям за то, что они в кои-то веки не то, что уделили экранное время людям, не то, что раскрыли их как-нибудь, а посвятили именно человеческим взаимоотношениям все серии! 8 чудо света, никак иначе. И правда: по мере просмотра ты четко понимаешь, что великаны здесь выступают в качестве заднего плана, оболочки и причиной всего хауса, что творится в жизни центральных лиц. И я бы с удовольствием назвал «Монарха» квинтэссенцией вселеной и его верхушкой, но у меня попросту язык не подвергнется это сделать.
Сама система «Монарха», терки между героями и проблемы, с которыми одни сталкиваются, прописаны хорошо. Зритель понимает, как устроена эта научная организация внутри лора фильмов, но создатели провернули изящный финт ушами. Они одновременно и дали мне то, что я хотел, и все же недокуртили это до конца. Героев очень много, и успеть полноценно проникнуться ко всем ним, поняв личную драму каждого, очень затруднительная вещь, а немало индивидов представлены довольно пресными и сомнительными личностями. Ключевое слово здесь «ко ВСЕМ ним», поскольку несколько протагонистов (амплуа того же Курт Рассел или актрисы Мари Ямамото) все же западают в память.
В сериале были представлены и новые кайдзю, которые как оплот графики выглядят на должном уровне, хоть их концепт и дизайн стали довольно тривиальными, не покидает ощущение, что ты где-то их уже видел. Вот условная экосистема из «Конг: Остров черепа» была более уникальной и приманивающей, но это уже лирика и дело вкуса. Эксперимент, по большей части удался, хоть я и не получил колоссальное удовольствие после просмотра, поэтому стану злодеем и поставлю…оранжевый 🟠 (ломаем систему), до зеленки чуток не дотягивает. Сериал показывает хорошую аудиторную заинтересованность, а на IMDB получает даже 7/10, что просто космос для франшизы. Но это лишь пиковая точка, а дальше очередной спад, на данный момент последний.
ГОДЗИЛЛА И КОНГ: НОВАЯ ИМПЕРИЯ (2024) - НЕ СЮЖЕТ, А ЗАПИСКИ ДУШЕВНОБОЛЬНОГО
Как сильно вы удивитесь, если я скажу, что ситуация с «Годзиллой 2» повторилась спустя 5 лет? Думаю, что не очень сильно. Вроде бы ничего кардинально внутри кухни студий: режиссер все тот же Адам Винград, доказавший, что может снимать смотрибельный попкорн (тем более под гнетом студийного контроля), некоторые актеры остались в проекте + создатели уже пару лет назад заявляли о потенциальном продолжении истории сосуществования обезьянки и морской игуаны в одном камерном мирке, но…ВСЕ, что могло пойти не так, пошло здесь не так.
Начнем с ранее упомянутой с мультяшности, которая проглядывалась еще в бородатом 2021 году. И если там были лишь ее яркие задатки, то здесь это уже полноценный «Том и Джерри»: наши гаврики совершают немыслимые полеты во сне и наяву, физика «Форсажей» передает пламенный привет. Также добавим сюда тонну мыльной графики, нередко режущей глаза, невыразительного и убогого злодея виде красной обезьяны-анорексика и патологическую ненужность персонажей-людей (ну по классике, короче).
Если во второй «Годзилле» хотя бы было парочку неплохих сценарных решений (но только парочку, сильно не обольщайтесь) и интересные исполины то, здесь нет ни того, ни другого. «Новая империя» вообще претендует на звание худшей части вселенной, поэтому от меня здесь безоговорочная и железобетонная красная зона 🔴.
Но хей! Кого волнует качество, когда есть количество? Фильм показывает отличные сборы уже по итогам первой прокатной недели: в копилке накопилось более 214 лимонов), и думаю, нас ждет орава продолжений, возрадуемся! 💋
И что мы имеем по итогу? MonsterVerse - франшиза очень неровная и нестабильная, но при этом небезнадежная и заявившая о себе громко. Звучит как клише, но при должном подходе можно выдать хороший развлекательный продукт, а если прыгнуть выше головы, то можно выдать и нечто, претендующее на большее. Взять ту же «Годзиллу: Минус один», которая была снята японцами за 15 млн. $, но при этом выглядит лучше, чем последние работы Legendary, и еще обзавелась «Оскаром» - первой наградой какого-либо фильма про Годзиллу, ведь раньше ни одна лента про культового ящера даже не номинировалась на такие престижные дары . В общем, надежды на будущее франшизы очень смутные, но вот первые заходы запомнятся как солидное массовое зрелище, где съемочная команда еще отдавала себе отчет в действиях. Такие дела).