2,5K подписчиков

Девять фактов о Валентине Серове

В начале прошлого века Валентин Серов был одним из самых модных и известных художников. Чтобы получить портрет от мастера, клиенты записывались в очередь. За свою недолгую жизнь (всего 46 лет) Серов успел создать более 200 полотен. Почему Валентин вдруг стал Антоном, как дружил с Репиным и Шаляпиным, каких предсказаний боялся и кого любил – в нашем тексте.

1. Мать художника Валентина Серова была личностью стремительной. Она была талантливой пианисткой и первой в России женщиной-композитором. Имела довольно прогрессивные взгляды, боролась за права женщин, увлекалась идеями свободы и равенства полов, слыла феминисткой. При такой активной жизни времени на сына у неё оставалось мало. Юный Валентин мог месяцами не видеть мать, живя то у родственников отца, то у подруг матери. Но в то же время в семье всегда царила творческая атмосфера, в их доме часто бывали художники Николай Ге, Илья Репин – и знали Валентина буквально с пелёнок.

2. Друзья и родные называли Валентина Серова Антоном. Дело в том, что в детстве родители звали сына Валентошей, Тошей. Позже, когда он стал бывать в кругу большой семьи Мамонтовых, его стали называть уже не Тошей, а Антошей, а потом и вовсе Антоном. Это имя настолько прижилось, что Илья Репин, Константин Коровин, Александр Бенуа именовали его в письмах Антон или даже «Антонидзе». Сам Серов также в письмах жене подписывался «Твой Антон» и назвал этим именем одного из своих сыновей.

3. Одним из первых учителей Серова был великий художник Илья Репин. Когда Тоше Серову было всего девять лет, он начал заниматься с Репиным в Париже. В мастерской Репина на Монмартре Серов прошёл превосходную школу рисования, обнаружив необычайную любовь к работе и прирождённый вкус. Вернувшись в Россию, они вместе ездили в Санкт-Петербург, Абрамцево, Крым рисовать этюды. Серов некоторое время жил в доме у своего мастера.

«По возвращении в Москву, Серов сделал замечательный этюд с натурщика-горбуна, позировавшего Репину. Эта работа обнаружила такую зрелость живописного дарования Серова, что Репин решил направить своего ученика в Академию Художеств».

«В. Серов. Жизнь и творчество», автор Эрих Фёдорович Голлербах

Это была дружба длиною в жизнь. Илья Репин даже был свидетелем на свадьбе Валентина и Ольги Серовых в 1889 году.

4. Когда Серовы переехали в Париж, они поселились на бульваре Клише. Девятилетнему Тоше сразу приглянулись соседки, которые всегда улыбались и угощали мальчика конфетами. К ним каждый день приходили весёлые гости, и из их комнат доносился смех и слышались песни.

Но однажды к мадам Серовой пришёл взрослый бородатый мужчина. Не застав её дома, он попросил мальчика передать записку маме. В записке он написал о том, что, не зная Париж, они поселились в доме с дурной репутацией, и оставил адрес, куда им надо съехать. Серовы переехали на следующее утро. А нежданным гостем оказался Иван Сергеевич Тургенев.

5. «Девочка с персиками» – одна из самых известных работ художника. Он писал её целый месяц. Модель – 12-летняя Вера Мамонтова, дочь промышленного магната Саввы Мамонтова, всё время норовила убежать играть с другими детьми.

Обаятельная Веруша с детства была всеобщей любимицей. Когда подросла, занималась общественной деятельностью – работала в школах, приютах, помогала малоимущим. Много сделала, чтобы в соседних с их домом сёлах появились школы, открылся лазарет и ремесленные мастерские, которые помогали крестьянским детям устроиться на работу после школы. Она была замужем за прекрасным человеком, представителем древней дворянской фамилии Александром Самариным. В этом браке родилось трое детей – Лиза, Юра и Серёжа. Но счастье было недолгим. В декабре 1907 года Вера Саввишна умерла от скоротечной пневмонии. Ей было всего 32 года.

6. Серов нечасто писал своих домочадцев. Исключение он сделал для своей супруги Ольги. Её он рисовал аж 12 раз, самое известное полотно – «Летом». Познакомились они в юности, и их браку предшествовал многолетний роман в письмах. У них было шестеро детей. Одна из редких личных работ мастера – картина «Дети», где изображены сыновья Серова – семилетний Саша и пятилетний Юра на террасе дачного дома на побережье Финского залива. Серов точно передал трогательную чистоту и непосредственность детей. Известен также акварельный портрет Саши Серова за книгой. К сожалению, больше полотен с изображением детей художника не сохранилось.

7. Серов водил дружбу с Сергеем Дягилевым и работал над «Русскими сезонами» – оформлял театральные афиши и декорации, рисовал портреты звёзд его балета – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн. Портрет обнажённой Иды Рубинштейн вызвал очень большой ажиотаж в обществе, не все приняли такое эпатажное полотно. Причём первым, кто раскритиковал художника, был его учитель и старый друг Илья Репин. Он довольно скептически отнёсся к модернистскому стилю Серова. Рисовал Серов и самого Сергея Дягилева. Стоить отметить, что с импресарио он познакомился благодаря своему близкому другу – певцу Фёдору Шаляпину.

8. Говорят, Серов был суеверен. Однажды в его московскую квартиру залетел попугай, художник его приютил и привязался к нему. Но вскоре птица умерла. Серов увидел в этом плохой знак. Ещё одна история гласит, что возвращаясь домой вместе с подвозившей его актрисой, он в шутку сказал про свой адрес: «Только не перепутайте. Ваганьковский переулок, а не Ваганьковское кладбище». Шутка оказалась пророческой: через несколько дней художника не стало.

9. Принято считать, что Серов был мастером портрета. Но Валентин Александрович был и прекрасным пейзажистом. Так, например, после путешествия в Крым он создал серию работ, посвящённых этому райскому уголку. Много картин он нарисовал после поездки на Русский Север вместе со своим близким другом, художником Константином Коровиным.

Больше десяти лет посвятил Серов работе над иллюстрациями к басням Ивана Крылова. Для басни «Ворона и лисица» он забрался на высокую ель, чтобы изобразить то, что происходит на земле, с точки зрения птицы.