Найти тему
НЭБ

И. С. Тургенев: жизнь не шутка и не забава

Иван Сергеевич Тургенев – первый отечественный писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Литературный преемник А. С. Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев заложил основы национального классического романа, явился создателем типичных образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире.

Родился один из столпов нашей литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

С малых лет И. Тургенева вывозили за границу. После переезда семейства в 1827 году в Москву его обучали лучшие педагоги (среди них – литератор Д. Н. Дубенский, автор исследования о «Слове о полку Игореве», и поэт И. П. Клюшников). К моменту поступления на словесное отделение философского факультета Московского университета в 1833 году он уже говорил на французском, немецком, английском языках и сочинял стихи.

Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России И. С. Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883 гг.)
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883 гг.)

Весной 1841-го года Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную В. Г. Белинским. Знакомство с критиком, сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) повлияли на его литературный стиль – от романтизма он перешел к иронической нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845 г.) и прозе, близкой к «натуральной школе», испытывающей влияние М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847). В 1847 г. И. С. Тургенев вместе с В. Г. Белинским уезжает за границу, где пробыл до 1850 г. Приехав в Россию, жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.

И. Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком. В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

Летом 1856 года И. Тургенев отбыл за границу. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. И. С. Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников, исповедующих принципы «чистого искусства», противостоящих тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкову, В. П. Боткину, Д. В. Григоровичу, А. В. Дружинину. Недолгое время к этому кругу примыкал и Л. Н. Толстой, который некоторое время жил на квартире И. Тургенева. После женитьбы Льва Николаевича Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Л. Н. Толстом близкого родственника. Однако в мае 1861 года между двумя литераторами произошла серьёзная ссора, которая едва не закончилась дуэлью и испортила отношения между писателями на долгие 17 лет.

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883 гг.)
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883 гг.)

С начала 1860-х годов Иван Сергеевич поселяется в Баден-Бадене. Писатель активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов.

И. С. Тургенев выступает как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей. Он сам пишет предисловия и примечания к переводам отечественных произведений на европейские языки, а также и к русским изданиям известных европейских писателей. Так появились книги Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русского читателя и произведения А. С. Пушкина для французского читателя. На какое-то время И. С. Тургенев становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он получает звание почётного доктора Оксфордского университета.

За границей И. Тургенев пристально следит за культурной жизнью России, ведет переписку с писателями, оставшимися в стране, общается с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, И. С. Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту. Все мысли писателя по-прежнему были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867 год), вызвавший затем много споров в русском обществе. По отзыву автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку». Плодом его напряжённых размышлений 1870-х годов стал самый крупный по объёму из романов Тургенева – «Новь» (1877).

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за границей. В это время был создан цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» – знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь – тяжёлый труд. Отречение, отречение постоянное – вот её тайный смысл, её разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, – исполнение долга, вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем лучше, тем дальше уйдёшь. Молодости позволительно так думать; но стыдно тешиться обманом, когда суровое лицо истины глянуло, наконец, тебе в глаза. (И. С. Тургенев)