Прекрасный человек, замечательный постановщик, трюкач, режиссёр, сценарист, самый узнаваемый китаец в мире. Многие выросли на фильмах с Джеки Чаном, смотря боевики на VHS. Этот человек породил поджанр «боевики с Джеки Чаном», так же представив себя в мультсериале «Приключения Джеки Чана». 07 апреля 2024 года Джеки Чан отметил юбилей - 70 лет! Давайте выберем 10 картин с Джеки, которые представляют собой разновидность жанров.
1. Пьяный мастер (1978)
Первая яркая работа Джеки Чана, молниеносно сделавшая его суперзвездой комедийных боевиков и создавшая его фирменный стиль. После «Пьяного мастера» каскадёр превратился в одного из самых узнаваемых актёров планеты — и немудрено: слишком точно был продуман характер его героя. Чан здесь играет юного Вона Фэйхуна, реально существовавшего будущего мастера единоборств. Он не желает учиться, целыми днями бездельничает и ввязывается в мелкие драки и неприятности. Но ровно до тех пор, пока однажды не встречает идеального наставника — старика-пьяницу, который учит его уникальному стилю, «пьяному кунг-фу», то есть максимально изобретательному единоборству, построенному не на силе и ловкости, а изворотливости и умении выйти невредимым из безвыходной ситуации.
«Пьяное кунг-фу» и принесло Джеки Чану мировую славу, а также совершило революцию в жанре боевика. Актёр раз и навсегда доказал, что драки могут быть не только героическими и зрелищными, но и уморительно смешными, а образ забавного недотёпы навсегда стал фирменным для Чана.
2. Полицейская история (1985)
Ещё один канонический боевик с Джеки Чаном, подаривший миру другой узнаваемый образ актёра. Не в меньшей степени, чем образ нерадивого ученика, мировую славу Чану принесли роли полицейских — тоже не самых удачливых, ловких и усердных, но, тем не менее, ловкостью и хитростью добивающихся успехов.
Золотой стандарт таких образов — страж закона Кевин Чань из «Полицейской истории». После ареста мафии он должен охранять ключевую свидетельницу обвинения, которая готова давать показания на суде. Но с задачей справиться у него не получается и герою приходится пускаться в бега. Теперь уже с совсем другой целью: чтобы оправдать своё честное имя и доказать, что он ни в чём не виновен. В отличие от ранних комедийных работ, здесь Джеки Чану удалось продемонстрировать талант драматического актёра, умеющего не только смешить и забавлять, но и впечатлять, трогать, вызывать самые сложные гаммы чувств.
3. Проект А (1983)
Режиссёрская работа Чана, которая смогла вывести его славу и репутацию на новый уровень. Сохраняя лучшие традиции «пьяного кунг-фу», актёр смог продемонстрировать, что может быть и серьёзным. С одной стороны, в «Проекте» все решено вполне в духе «Пьяного мастера»: Джеки Чану вновь приходится находчиво, смешно и ловко сражаться с преступниками и продажными полицейскими. С другой же, сам материал куда более основательный и многогранный. Действие разворачивается в Гонконге начала XX века, который показан в самых мрачных тонах.
Сплав преступности и коррумпированной полиции превращает материал в полноценный, в меру эстетский нуар. Колорит же только добавляет истории эффектности. Так что после «Проекта» стало окончательно ясно, что Чан — не только смешной простак, владеющий единоборствами, но и полноценный большой художник, способный на многое.
4. Сердце дракона (1985)
Редкий комедийный боевик с Чаном, в котором драки и авантюры играют второстепенную роль по отношению к трогательной драме. Чан играет молодого полицейского, которого, помимо места работы, ярко характеризует еще одна особенность: у него есть брат, толстяк с особенностями развития, который общается в основном с маленькими детьми. Он играет с ребятней на улицах и постоянно ввязывается в истории разной степени катастрофичности.
Драки здесь, конечно, есть, и выразительные, но они отступают на второй план рядом с трогательной историей любви, привязанности и готовности жертвовать всем. Никогда прежде картины с Чаном не были такими сентиментальными, достаточно только было добавить в привычный коктейль забавного и обаятельного брата.
5. Драконы навсегда (1988)
Одна из самых сложных и необычных комедийных ролей Чана. В «Драконах» он играет адвоката, которого нанимают владельцы химической фабрики. На них подала в суд местная жительница, которая обвиняет предприятие в загрязнении окружающей среды. Адвокат же теперь должен это дело решить любым доступным ему путём. Однако первоначальный азарт и запал быстро пропадают. Во-первых, потому что выясняется, что предприятие совсем не так чистоплотно, как казалось поначалу (во всех отношениях). А во-вторых, потому что у адвоката завязываются пылкие и неожиданные отношения и с самой дамой, которая подала на фабрику в суд, и с её кузиной.
В «Драконах» сплав жанра комедийного боевика и драматизма. Самый противоречивый и парадоксальный проект, потому и смотреть на Чана здесь едва ли не интереснее, чем во всех остальных его ранних работах.
6. Разборка в Бронксе (1995)
Триумфальный выход Чана на совершенно новый уровень — глобальный. Актёр демонстративно пожинает лавры своей славы в самом сердце Нью-Йорка. Возвращаясь к образу простака-бойца, мастера «пьяного кунг-фу», он действует в новой для себя среде и новых условиях. Герой Джеки Чана приезжает в Нью-Йорк, мегаполис, в котором развивается действие огромного числа фильмов, и в то же время просто один из центров мира, лишь для того, чтобы принять участие в свадьбе дядюшки. А в итоге оказывается в эпицентре колоритного, мрачного, в лучших традициях криминального кино конфликта уличных банд.
Если до «Разборки» Чан был самым известным китайским актёром, то после занял достойное место в ряду глобальных знаменитостей, самых узнаваемых лиц планеты.
7. Час пик (1998)
Чан снова действует в Америке. Правда, уже не как простак-турист, а как настоящий тайный агент. Его герой, полицейский из Гонконга, отправляется в Лос-Анджелес. Там ему под прикрытием предстоит спасти похищенную неизвестными террористами дочь китайского консула.
С одной стороны, Чан здесь впервые обзаводится первоклассным напарником, комиком Крисом Такером, который только усиливает бронебойный эффект от комедии своим темпераментом. С другой, в «Час пик» впервые на экран выходит новый Чан — взрослый, почтенный. Это уже не легкомысленный простак, который с помощью открытого сердца и лихости решает все проблемы, а опытный мастер боевых искусств. Пусть и наделенный знакомыми обаянием и харизмой.
8. Шанхайские рыцари (2003)
Ещё один мощный англоязычный проект Чана и ещё одно свидетельство его глобальной славы. «Рыцари» — сиквел «Шанхайского полдня», совместной работы актёра с американским коллегой Оуэном Уилсоном. На сей раз герои отправляются из Шанхая в Лондон: мстить преступникам и предотвращать коварный заговор против монарха и его семьи.
«Рыцари» при всех знакомых вводных — необычный для Чана проект. Во-первых, он существует в историческом формате: история развивается в начале XX века, и актёр демонстрирует умение органично вплетаться в эту повествовательную и стилистическую ткань. Во-вторых же, Чан в «Рыцарях» охотно отправляет свой талант на службу развлечению. Это, может быть, самый классический и самый зрелищный его фильм, единственный в своем роде беспримесный комедийный боевик. Без элементов мелодрамы или яростной сатиры.
9. Каратэ-пацан (2010)
В новом тысячелетии Чан всё чаще стал появляться на экране в неожиданных амплуа. После череды бойких, зрелищных, эффектных ролей он стал браться за куда более камерные и драматичные образы. Один из таких — мистер Хан из спродюсированной Уиллом Смитом ленты «Каратэ-пацан», где главную роль сыграл его сын Джейден.
Малыш приезжает в Китай, где быстро становится объектом буллинга и издевательств со стороны других подростков. Спасает его местный чудак в исполнении Чана, который готов научить мальчика всем тонкостям боевых искусств и раскрыть его потенциал. На «Каратэ-пацане» карьера актёра закольцевалась: начав с ролей нерадивых учеников, он, в конце концов, пришел к образам не менее странных, но очень одаренных учителей.
10. Иностранец (2017)
Джеки Чану хватает серьёзных драматических ролей в его карьере, но все они так или иначе строились вокруг того же знакомого образа китайца-простака и мастера боевых искусств. В этом смысле самая радикальная работа актёра — в британской ленте режиссера «Бондианы» Мартина Кемпбелла.
В «Иностранце» Чан играет ветерана Вьетнамской войны, который переселился в Лондон и открыл там ресторанчик. Но единственный близкий ему человек, любимая дочь, гибнет во время теракта. И главный герой решает выйти на тропу войны с виновниками этого злодейства, в ряду которых оказываются и продажные полицейские, и политики. Всем им придётся заплатить высокую цену. Радикализм в «Иностранце» оказывается оправдан: Чан на экране впечатляет, даже если вовсе не дерётся, а в дуэте-противостоянии с ветераном Пирсом Броснаном он выглядит более чем эффектно. А главное — снова доказывает, что в драматическом плане способен на очень многое.