Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Какие ограничения установлены на осуществление хозяйственной деятельности на ключевых орнитологических территориях?

Какие ограничения установлены на осуществление хозяйственной деятельности на ключевых орнитологических территориях?

Отвечает юрист Центра Пупанов Никита:

Согласно абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в т.ч на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды», правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Действующие законодательство не содержит положений, содержащих перечень ограничений хозяйственной деятельности на территории ключевых орнитологических территорий (в случае если территории ключевых орнитологических территорий не включены в ООПТ).
При этом согласно п. 8.1.11 Свода правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1033/пр), технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий в общем виде должен соответствовать 4.39 и содержать информацию о зонах с особым режимом природопользования (экологических ограничений) в т.ч. сведения о водно-болотных угодьях и ключевых орнитологических территориях.
Согласно п. 14 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г.) при решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

  • инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
  • организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;
  • развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
  • сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

Исходя из вышесказанного, ключевые орнитологические территории не имеют официального природоохранного статуса, программы «Ключевые орнитологические территории России» (КОТР) используются в подготовке предложений по созданию ООПТ, проектировании ООПТ, разработке планов природоохранных действий по редким видам птиц.
Ключевые орнитологические территории представляется возможным отнести к зонам с экологическими ограничениями, на которых хозяйствующий субъект при осуществлении деятельности обязан осуществлять мероприятия по охране обитающих там птиц и не допускать уменьшение их численности.

При этом органы публичной власти вправе вводить дополнительные ограничения на ключевых орнитологических территориях с целью сохранения или восстановления редких видов птиц напр.: отказать в приеме лесной декларации (при вырубке лесов), отказ во включении участка недр в перечень участков недр местного значения и др.
Данный вывод подтверждается судебной практикой:

  • Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 г. № 04АП-1227/2023 по делу N А19-17238/2022;
  • Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2010 г. № 67-Г10-4;
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 августа 2023 № Ф02-3818/2023 по делу № А19-17238/2022;
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 16 июня 2010 г. по делу № А45-22931/2009;
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2020 г. № Ф09-3034/20 по делу № А71-10821/2019.