Рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» посвящен тридцатым годам XX века – страшному времени в жизни нашей страны. В эти годы происходили коллективизация, голод и сталинские репрессии. Произведение произвело на меня очень неизгладимое впечатление. Ужасали картины быта, жизни и смерти людей.
Действие в рассказе происходит в небольшом поселке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей поселка.
Автор назвал их «шкилетниками» и «слонами». Первые «скелеты, обтянутые темной, морщинистой, шуршащей кожей, с огромными, кротко горящими глазами». Вторые от голода « туго раздуты», «ноги похожи на подушки». Эти люди жили на улице «на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми… никого не заботило, что они лишенцы, сосланные с лишением гражданских прав и конфискацией имущества на север, нигде не живут, ничего не едят. Выпали из числа людей».
Описания просто шокируют и ужасают «…большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла… и вели они себя тоже не как люди. Кто-то грыз кору на березовом стволе…кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад…кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан…кто-то запихивал в рот мусорок с земли…». В рассказе рассматриваются проблемы голода, бесчеловечного отношения к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, писатель большое внимание уделяет совести человека.
Очень ярко описана сцена, как впечатлительный и уязвимый мальчик, Володя Тенков, наблюдает за разрушительной картиной голода, который заставлял людей идти на унижения. «…Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки на дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».
Но Володя знал, что быть сытым – стыдно. «… Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!..».
Володя испытывает муки совести. Ему стыдно, что он не может помочь голодающим людям. «Я сыт, очень сыт – до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверно, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью – врагов или не врагов? А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был – да! – но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе… Я съел весь свой обед сам и ни с кем не поделился. Есть мне приходится по три раза в день…». Володя ищет выход, как помочь голодающим «шкилетникам» и «слонам» и находит «…Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться. С кем? Наверно, с самым голодным, даже если он враг. Кто – самый? Как узнать?» И вот мальчик отправляется на поиски самого голодного «…Среди бела дня я вышел на воровское дело, на тайную охоту на самого, самого голодного». Найти «самого голодного» оказывается очень сложно. И вот он находит того самого-самого «слона», человека больного водянкой. Отдав ему еду, Володя почувствовал себя счастливым человеком. Несколько следующих дней Володя отдавал свою еду то одному, то другому голодному, которые почувствовав ранимую душу мальчика, начали играть на его совести. И тогда Володя сам понял, что не только невозможно накормить всех голодных, но и не стоит этого делать. С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у Володи случилась истерика «…Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос: Ухо-ди-те! Уходи-те!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!». «…Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы…». Однако Володю все равно продолжают мучить муки совести. «…Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!..»
И вот в жизни мальчика появляется собака, самое несчастное существо в поселке. «…Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака. У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть…от голода». Володя решает, что она больше нуждается в помощи, чем люди. «…Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть…»
Рассказ В. Тендрякова жесток и страшен, но никого не может оставить равнодушным. Такие произведения необходимо читать, потому что такая литература способствует духовному росту читателя. Такие произведения предлагают подумать над следующими вопросами: Что есть человек? Совесть? Нравственность? В чем смысл человеческого существования, и возможно ли оно без нравственно-этических норм и ценностей. Этот рассказ способен проникнуть в самое сердце читателя. Если произведение вызывает бурю эмоций, негодований, протест несправедливости, значит, автор достиг своей цели, сумел проникнуть в самое сокровенное - душу человека.
Обязательно рекомендую к прочтению!