Возвращаюсь к урокам по разделу «Человек». Как раз осталось два месяца и три темы. Перед анализаторами изучали головной мозг — есть повод еще раз продемонстрировать взаимосвязь между мозгом и всем остальным организмом.
Поэтому урок, посвященный анализаторам, я начинаю с любой оптической иллюзии. Это может быть что-нибудь вроде «бесконечной лестницы» или же так называемые «перевертыши».
Задача ученика — понять, что глаз сам по себе только «смотрит». А вот «видит», т. е. интерпретирует, создает картину мира — мозг.
После того как создана и подвергнута обсуждению проблемная ситуация, можно выдать ученикам Карту темы». В этот раз она небольшая и не сопровождается вопросами к итоговой работе. Такие небольшие темы я обычно заканчиваю тестом, а не итоговой работой.
Вместе составляем схему анализатора. Далее можно пойти двумя путями. Первый (более короткий) — спросить, не напоминает ли что-нибудь схема анализатора.
Второй — сказать: а теперь отвлечемся немного на повторение и составим рефлекторную дугу. Ситуация: ученик увидел в дневнике пятерку за контрольную по геометрии. Не знаю, у кого как, а в нашей школе ситуация вызывает нервный смех.
Сравниваем нашу схему и схему рефлекторной дуги. Вуаля: все связано со всем, как говаривал покойный Б. Коммонер.
Я отвожу на тему «Анализаторы» всего три урока. Вкусовой, обонятельный и прочие мелочи изучать нет смысла — они слишком просты, ученик может сам прочитать. Поэтому один урок на слуховой анализатор и два — на зрительный.
Зрительный не только важнейший для человека, но еще и наиболее уязвимый, особенно в век засилия гаджетов. Поэтому очень подробно разбираем глаз, деля его на три составляющие:
- внешняя защита (брови, ресницы, веки, слезные железы): что, где и зачем;
- оболочки — здесь не обойтись без разборной модели;
- оптическая система глаза.
Что интересного можно использовать на этом уроке?
Можно заранее задать на дом вопрос из серии «необязательных, но кто сделает — тому пятерка». Вопрос такой: назовите причину, по которой глаза альбиносов непременно красные. Уже будут немного знать о строении оболочек глаза. (Ответ — у альбиносов мы видим не прикрытую пигментами сосудистую оболочку)
Еще вопрос на «подумать дома», для продвинутых в сфере компьютерного «железа»: почему цветовая модель, при помощи которой формируется изображение на экране монитора, содержит именно эти три цвета: красный, зеленый, синий (RGB)? (Ответ — именно эти цвета воспринимает сетчатка)
Для обсуждения непосредственно на уроке можно использовать следующие вопросы:
Почему «куриная слепота» называется именно так? (Дневные птицы имеют слишком мало палочек и не видят в темноте)
Различает ли сова цвета? (Нет, в ее сетчатке преобладают колбочки)
Почему приматы обладают стереоскопическим зрением? (Перемещение высоко в кронах деревьев чревато падением, если не можешь верно оценить расстояние до следующей ветки)
А раньше (когда трава была зеленее и деревья выше), я еще задавала на дом эксперимент. Попробовать вдеть нитку в иголку, закрыв непрозрачной повязкой один глаз. Руку с ниткой обязательно нужно держать сбоку. Не перед иголкой, а именно сбоку. Не получается ни у кого. Чтобы понять, почему не получается, нужно замереть, держа нитку и иголку, и попросить кого-нибудь снять повязку. Одним глазом трудно оценить расстояние до иголки, поэтому при снятой повязке обнаруживается, что рука с ниткой либо ближе к лицу, чем рука с иголкой, либо дальше от него.
Но сейчас дети даже падать не умеют, поэтому эксперимент с иголкой может закончиться… ну, вы сами можете представить, чем для учителя он может закончиться.
На дом, кроме непосредственно материала о зрительном анализаторе, можно задать вопрос на подумать: как вы полагаете, чем именно был вызван запрет на чтение лежа?
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!